Смекни!
smekni.com

Культурное развитие Беларуси в советский период (стр. 7 из 7)

Важным событием в музыкальной жизни республики было открытие в 1971 г. Государственного театра музыкальной комедии БССР. Театр не только осваивал традиционный классический репертуар, но и ставил произведения белорусских авторов. Уже в первые годы на его сцене шли спектакли «Поет жаворонок» и «Паулшка» К). Семеняки, «Несцерка» Р. Су- руса. Среди исполнителей особой популярностью пользовались Н. Гайда, B. Фоменко, Ю. Лозовский.

В песенном жанре плодотворно работали популярные композиторы И. Лученок, Э. Ханок, В. Будник, В. Иванов, Л. Захлевный. Республику прославили вокально-инструментальные ансамбли «Песняры» (с 1969, худ. рук. В. Мулявин), «Сябры» (с 1974, худ. рук. А. Ярмоленко), «Верасы» (с 1974, худ. рук. В. Раинчик), а также талантливые эстрадные певцы – Ю. Антонов, В. Вуячич, Я. Евдокимов, Т. Раевская. Блестяще показал себя на сцене знаменитый фольклорно-хореографический ансамбль «Хорошки» (с 1974 г., худ. рук. В. Гаева), пользовался успехом хореографический ансамбль «Чаровницы».

Кино. В советский период широко шагнуло в массы и завоевало любовь зрителей относительно новое для Беларуси искусство кино. Летом 1922 г. было создано управление по делам кинематографии «Киноресбел».

Впервые киносъемки в республике состоялись 1 мая 1925 г. в Минске, они носили хроникально-документальный характер. Первый белорусский художественный фильм о событиях Гражданской войны «Лесная быль» (1926) был снят Юрием Таричем (1885–1967).

В дальнейшем на экраны вышли фильмы «Убитая жизнью» (1927) А Фрелиха, «До завтра» (1928) Ю. Тарича, «В огне рожденная» (1930) и «Искатели жемчуга» (1936) В. Корш-Саблина, «Балтийцы» (1937) А. Файнциммера. Первым белорусским звуковым фильмом стала кинопрограмма «Переворот», поставленная в 1930 г. Ю. Таричем. Фильм был показан в первом звуковом столичном кинотеатре «Красная звезда».

В конце 30-х гг. в Минск переехала созданная в Ленинграде киностудия художественных фильмов «Советская Белоруссия».

Главное место в киноискусстве военных лет занимала кинохроника. М. Берев, И. Вейнерович, В. Теслюк, М. Сухова, И. Комаров и многие другие талантливые операторы в составе фронтовых киногрупп отсняли более 3,5 млн метров кинопленки. Кинодокументы частично вошли в ставшие известными фильмы «Разгром немецких войск под Москвой», «Народные мстители», «Бой за Витебск», а также в киноэпопею «Великая Отечественная». В 1944 г. под руководством В. Корш-Саблина и М. Садковича был снят полнометражный документальный фильм «Освобождение Советской Белоруссии», который заканчивался показом парада белорусских партизан в освобожденном Минске.

В 50–80-е гг. увеличился выпуск художественных фильмов, в том числе за счет экранизации произведений белорусских писателей.

На экраны вышли кинофильмы «Константин Заслонов» (1949, реж. А. Файнциммер и В. Корш-Саблин), «Часы остановились в полночь» (1958, реж. М. Фигуровский), «Через кладбище» (1965, реж. В. Туров; в 1994 г. эта лента причислена ЮНЕСКО к 100 лучшим фильмам мира), «Я родом из детства» (1966, реж. В. Туров), «Третья ракета» (1963, реж. Р. Викторов), «Знак беды» (1986, реж. М. Пташук), «Люди на болоте» и «Дыхание грозы» (1981–1982, реж. В. Туров), «Иди и смотри» (1985, реж. Э. Климов).

Зритель поверил талантливым художникам. Полюбившиеся фильмы помогали ему находить ответы на жизненно важные вопросы, касавшиеся исторического прошлого и современности.

С 1962 г. деятельность работников кино координировал Союз кинематографистов БССР. Были созданы объединения хроникально-документальных и научно-популярных, телевизионных и мультипликационных фильмов. С большой художественной силой события Великой Отечественной войны отражены в документальных циклах В. Дашука «Женщина из убитой деревни» (1975–1978) и «У войны не женское лицо» (1981–1984), а также в телефильме В. Рыбарева «Свидетель» (1985). Литературной основой этих кинолент послужили произведения С. Алексиевич и В. Казько.

Перечисленные и другие киноленты продемонстрировали возросший уровень киноискусства Беларуси, открыли для него союзный и мировой экраны. Преодолевая каноны «социалистического упрощенства», новое белорусское кино за 60 лет с момента основания значительно повысило свой художественный уровень.


Список использованных источников

1. Культурология. Учебное пособие Под редакцией А.А. Радугина – М., 2001.

2. Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов / Б.А. Эренгросс, Р.Г. Апресян, Е. Ботвинник – М.: Оникс, 2007.

3. Ширшов И.Е. Культурология – теория и история культуры: учебное пособие / Ширшов И.Е. – Мн.: Экоперспектива 2010.