Смекни!
smekni.com

Архаичное в повседневной жизни

Пермский государственный технический университет

Гуманитарный факультет

Контрольная работа по культурологии

Тема: «Архаичное в повседневной жизни»

Студентки II курса заочн. отдел.

Спец-ть «Социальная экономика»

гр.

Белаш Натальи

Преподаватель: Кабацков

г.Пермь, 2002 г.

Культура – непременный атрибут человеческого общества, то, что отличает его от природного сообщества. Она пронизывает все сферы деятельности человека от экономики и политики до семьи и быта. Культура явление сложное, многомерное. Она включает в себя и искусство, и систему знаний, освоенных обществом, нравы, способы (технологии) поведения, принятые в разных сферах человеческой деятельности: в труде, экономике, политике, военном деле, семейной жизни и т.д.

Благодаря культуре происходит генерирование идей, мировоззрений, выработка ценностей, убеждений и верований, которые воздействуют на человеческую практику. Именно культура наполняет смыслом различные виды человеческой деятельности, регулирует деятельность при помощи принятых норм и правил.

При этом культура - явление живое, меняющееся во времени и пространстве.

И одна из специфических функций культуры заключается в трансляции от поколения к поколению продуктов культуры: знаний, преданий, обычаев, тем самым обеспечивая непрерывность в общественном процессе.

Причем новые явления культуры не отменяют одномоментно предшествующие, и мы видим в современной культуре то, что называется пережитком – наследие культуры предшествующих эпох. И в культуре современного индустриального общества мы находим следы мифологической культуры, сформировавшейся еще в архаичном обществе. Следы этой культуры можно найти в языке (в пословицах, поговорках, загадках), в детских играх и песенках, различных суевериях, особенно связанных с покойниками, это увлечение магией, толкование снов и множество предзнаменований, предсказаний и примет.

Все эти пережитки мы часто не осознаем, они «живут» в нас на подсознательном уровне, но когда мы пытаемся определить погоду на завтра, сами собой вспоминаются приметы, которые возникли, когда человек еще был тесно связан с природой:

При восходе солнце-белыш – надолго установиться хорошая погода.

При восходе солнце «играет» (как бы искриться) – жди дождя.

Ярко-красное солнце на закате – к ветреной погоде.

Солнце садиться в чистые облака – к хорошей погоде.

Солнце сядет «под тучу» - к дождю, а зимой – к бурану.

Звезды «мигают» - к ненастью.

Туман поднимается вверх – к дождю.

В дождь вода пузырями на лужах – к большому дождю.

Снег хрустит под ногами – к стуже.

Идешь по лесу и путаешься в паутинах – долго будет теплая сухая погода.

Человек архаичной культуры следил за поведением птиц, насекомых, состоянием растений, чтобы спрогнозировать будущую охоту, удачное или неудачное собирательство, пытался определить благоприятное время для очередного передвижения. А мы по привычке смотрим на окружающее и говорим:

Птицы ходят по земле – к дождю.

Вороны раскричались – тоже к дождю.

Ласточки летают у земли – к дождю.

Много лягушек далеко от воды – к дождю.

Сильно пахнет травой – к дождю.

Комары, мошки толкутся высоко – к хорошей погоде.

Кузнечики трещат – к ясной погоде.

Домашние животные не уходят далеко от дома перед плохой погодой.

Собака катается на спине – к ненастью.

Кошка сидит у печи (батареи), спит, свернувшись калачиком – к холодам.

Многовековые наблюдения позволяют делать даже достаточно долгосрочные прогнозы:

Ранний первый снег – к ранней весне.

Много снега с осени – весна будет дождливая.

Татьянин день (25 января) с солнцем – к хорошему лету.

Зима студеная – лето теплое, зима теплая – лето холодное.

Зима идет по лету, а лето по зиме.

В реках мало воды – к жаркому лету.

Гром в сентябре – к теплой осени.

Много ягод рябины – к морозной зиме.

Весна грязная – август сухой.

Зима без метелей – лето без дождей.

Что интересно, большинство этих примет имеют под собой вполне объяснимые физические причины. Но есть приметы, которые современному человеку не понятны, их объяснение находится в мифологичности архаичного сознания, например:

Лук садили молча; сначала надо в гряду воткнуть нож, а потом и садить

можно.

Начинали высаживать лук с трех «ворованных» луковиц (их тайком брали у

соседки).

Редьку садишь – надо стрелять: злее будет.

Морковь не сеяли в среду – трескаться будет.

Пока не посадишь у себя в огороде, ничего нельзя отдавать в люди. Если

продаешь семена, надо при взвешивании их придерживать – чтоб вместе с

проданным не отдать «породу».

Летом не рекомендовалось рассказывать сказки – скот домой ходить с

пастбища не будет.

Ягоды после Ильина дня (2 августа) нельзя собирать – у ребят чирьи пойдут.

После Ильина дня не купаются – конский волос в воде заводится (или:

медведь лапу обмочил).

Первую пойманную рыбку отпускали – чтоб «остальных привела».

Чтоб хорошо брала рыба, надо червей брать с того места, где рыбачишь.

Многие приметы связаны с особым отношением ко времени и пространству в архаичной культуре, с представлениями об особых местах и особых днях и часах:

После захода солнца ничего нельзя продавать, нельзя считать деньги – не

поведутся.

На Новый год надо «считать» деньги – пересчитывать их, при этом называть

крупные суммы.

Деньги вечером не отдают и не занимают – вестись не будут.

На закате нельзя спать и есть – болезнь наспишь, нездоровье наживешь.

Нельзя дом мести после захода солнца – богатство отойдет от дома.

Услышав первый гром, нужно кувыркнуться через спину – спина болеть не

будет.

Если младенца поднести к зеркалу, он «потеряет» сон.

Мужчине нельзя садиться на порог – детей не будет.

Через порог не здоровайтесь.

Через порог нельзя ничего отдавать – не повезет.

Часто приметы, которым мы следуем, своими корнями уходят в обряды и ритуалы, которые, по сути, были стержнем в жизни архаичного общества:

Отрезанные волосы полагалось сжигать или отправлять по воде – иначе птица

унесет в гнездо и будет постоянно болеть голова.

Когда гроб выносят из дома, нельзя ничего им задевать – иначе еще будет в

доме смерть.

Чтоб не бояться умершего, после кладбища несли полено и клали в печь, или

просто смотрели в печь.

Чтоб младенца не сглазили, перед выходом на улицу посыпали ему голову

солью.

Было много примет-предзнаменований, за которыми следили и потом толковали:

Много грибов уродилось – к болезням: много грибов – много гробов.

Если испекся хлеб с трещинками – к беде.

Если хлеб в печи развалился – кто-то из семьи уедет в дорогу.

Тонко хлеб девушка режет – жениха потеряет.

Если девушка нечисто пол метет – жених некрасивый будет.

Птица в окно бьется – к покойнику (особенно если перелетная).

Собака вечером воет, опустив морду к земле – к покойнику.

Даже обычные бытовые предметы как-то осмысливались в приметах и предсказаниях. И до сих пор им верят и автоматически выполняют те ритуальные действия, которые в них заложены (как постучать по дереву или сплюнуть через плечо):

Вилка упадет – гостя жди.

Шить перед дорогой – поездка будет неудачной.

Рассыпать солонку с солью – к ссоре; нужно трижды щепоткой бросить соль

через левое плечо.

Если споткнуться обо что-нибудь, нужно еще трижды пнуть по этому месту –

иначе не повезет.

Иголку нашел – к несчастью (особенно если с черной ниткой).

Найденную монетку надо держать при себе – принесет удачу.

Сам человек тоже становится объектом наблюдения и источником предсказания:

Не узнают знакомые – будешь богат.

Если у человека на спине много родинок – счастливый.

В правом ухе звенит – к добрым вестям, в левом – к убытку.

Правая ладонь чешется – к прибытку, левая – к убытку.

В гостях поперхнулся – снова в этот дом придешь.

Уши чешутся – к дождю или вестям.

Язык укусишь – кто-то тебя бранит.

Переносица чешется – к выпивке; то же – когда кончик носа чешется.

Подошва чешется – к дороге.

Подобные «пережитки» пронизывают современную жизнь и вносят в нее своеобразную изюминку. Именно эти суеверия иллюстрируют возможность культуры соединять поколения и эпохи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лейбович О.Л. 10 лекций по культурологии. – Пермь, 1999 г.

2. Сны, приметы, загадки, поговорки (сост. И.А.Подюков). – Пермь, 1994 г.

3. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М. 1989 г.