Смекни!
smekni.com

Лечебная физическая культура при заболевании органов зрения (стр. 2 из 8)

При этом он обнаружил, что теоретические предположения классической медицины приходят в противоречие с практическими результатами исследований и клинических наблюдений. Возникли вопросы, ответить на которые ортодоксальная медицина оказалась не в силах. Среди этих вопросов следующие: почему, если чрезмерное количество работы на близком расстоянии должно приводить к развитию близорукости, среди людей, профессия которых далека от большого объема зрительной работы вблизи (например, среди людей, занятых сельским трудом) близорукость встречается не столь уж редко; почему, если близорукость вызывается наследственными факторами, она весьма часто развивается у тех, чьи родители имеют прекрасное зрение.

Нередко можно встретить семьи, где у родителей дальнозоркость, а у их детей близорукость или же совершенно разные виды нарушений зрения у одного ребенка косоглазие, у другого астигматизм, у третьего близорукость и т.д. Почему?; чем объяснить, что глаза одного и того же человека могут иметь диаметрально противоположные виды нарушений зрения один глаз у него может быть близоруким, а другой альнозорким и т.д. Таких вопросов, оставляемых классической медициной без ответа, можно задать очень много.

Решив, что ортодоксальное учение офтальмологической науки развивается в неверном направлении и пытаясь пролить свет на подобное трудное для понимания "поведение" глаз, Бэйтс выдвинул совершенно новую теорию функционирования глаза.

Согласно его заявлению, за более чем тридцатилетний опыт работы в сфере офтальмологии ему не приходилось наблюдать ни одного случая, противоречащего предложенной им теории причин ухудшения зрения. Опираясь на эту теорию, им и его последователями была разработана новая метоика лечения и восстановления зрения. Некоторые теоретические выкладки Бэйтса будут изложены нами ниже. Основные теоретические положения метода Бэйтса можно свести к нескольким пунктам.

1. Глаз осуществляет процесс АККОМОДАЦИИ (см.словарик в конце книги) не столько путем изменения кривизны хрусталика, сколько путем воздействия на форму глазного яблока внешними мышцами, окружающими его. Чтобы понять, о чем идет речь, сделаем некоторые простейшие, носящие упрощенный характер, разъяснения. В офтальмологии традиционным уже стало сравнение строения глаза с устройством фотокамеры. Если провоить аналогию между строением глаза и устройством фотоаппарата, то в глазе роль объектива выполняет прозрачное эластичное образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы,ХРУСТАЛИК. Лучи света, отражаясь от объекта, попадают в глаз и, проходя через хрусталик, фокусируются на сетчатке глаза. СЕТЧАТКА аналог светочувствительной пленки в фотокамере то тонкая оболочка, выстилающая внутреннюю поверхность глаза.

Основной функцией сетчатки является преобразование светового раздражения в нервный импульс, который затем передается в мозг для последующей интерпретации. Традиционный подход к функционированию глаза связан с теорией немецкого ученого Германа Гельмгольца. Рассмотрим работу глаза в свете его учения. Согласно теории Гельмгольца, приспособление глаза к виению на различных расстояниях происходит путем изменения кривизны хрусталика. Кривизна хрусталика меняется путем возействия специальной мышцы, которая называется цилиарной.

Близорукий глаз, как правило, имеет более вытянутую форму, вызванную либо чрезмерным внутриглазным давлением при слабости тканей глаза, либо чрезмерным давлением внешних мышц глаза при тех же условиях, либо же, согласно самой распространенной теории, принимает такую форму якобы по "велению" природы, чтобы, когда человек делает много зрительной работы вблизи, не держать все время цилиарную мышцу в напряженном состоянии для сохранения в течение длительного времени выпуклой формы хрусталика. Обычно удлинению глазного яблока в последнем случае предшествует состояние так называемого спазма аккомодации (ложная близорукость), когда при нормальной форме глазного яблока цилиарная мышца все время остается напряженной, независимо от того, где находится рассматриваемый объект близи или вдали .

При этом глаз, привыкнув длительное время работать на близком расстоянии, "по привычке" продолжает сохранять хрусталик в выпуклой форме и при разглядывании удаленных объектов. Отметим, что имеются и другие теории происхождения близорукости, на которых мы не будем останавливаться, поскольку это не входит в цели настоящей работы. Лучи света от близлежащих объектов при близорукости точно сводятся в фокус на сетчатке . Лучи же света от удаленных объектов не достигают сетчатки глаза и фокусируются перед ней . При этом каждая точка объекта дает на сетчатке вместо такой же точки крошечное световое пятно . Именно по этой причине удаленные объекты для близорукого человека расплываются.

При дальнозоркости, обычно считаемой врожденным состоянием (в отличии от близорукости, которая чаще всего относится к приобретаемому виду нарушения зрения), глазное яблоко имеет слишком короткую форму в своей передне-задней оси. Лучи света от близких объектов "фокусируются" за сетчаткой, создавая, таким образом, на сетчатке вместо резкой точки расплывчатое пятно.

Лучи света от удаленных объектов почти что точно фокусируются на сетчатке. "Почти что" потому, что при дальнозоркости, в соответствии с законами оптики, лучи света ни от удаленных, ни от близлежащих объектов не сводятся точно в фокус на сетчатке. Просто для удаленных объектов этот фокус находится ближе к сетчатке. Таким образом, при дальнозоркости человек никогда не видит вдаль так же хорошо, как и человек с нормальным зрением. Поэтому название этого вида нарушения зрения "дальнозоркость" не совсем точно отражает его характер.

С наступлением возраста 40-50 лет у многих людей наступает так называемая старческая дальнозоркость . При этом глаз может иметь нормальную шаровидную форму, но хрусталик несколько уплощается. Вызывается это разными причинами уплотнением тканей хрусталика, ослаблением цилиарной мышцы и т.д. Из-за уплощения хрусталика пожилые люди, как и дальнозоркие, не могут четко видеть близлежащие объекты. Происхождение же астигматизма, согласно классическим представлениям о работе глаза, объясняется ассиметричной криизной хрусталика (из-за неравномерного напряжения цилиарной мышцы), либо нарушением сферичности роговицы.

Теория работы глаза, по Бэйтсу, иная ней главная роль в процессах аккомодации отводится внешним мышцам глаза.Бэйтс утерждает, что необходимая регулировка глаза для четкого видения на близком расстоянии осуществляется путем давления на глазное яблоко косых глазных мышц, в результате чего оно меняет свою форму, удлиняясь в передне-задней оси. Хрусталик при этом отдаляется от сетчатки глаза, сохраняя свою форму неизменной. При зрении вдаль косые мышцы глаза расслабляются, и глаз принимает свою обычную шарообразную форму, приспособленную в состоянии покоя глаза для зрения вдаль. В качестве доказательств правильности своей теории Бэйтс выдвинул следующие бывшие известными ранее, а также впервые обнаруженные им самим факты:

а) традиционный подход не мог объяснить, каким образом осуществлялась аккомодация в случаях, когда люди с удаленным из-за катаракты хрусталиком, могли довольно хорошо читать и видеть удаленные объекты. Такие случаи описывались и в медицинской литературе. Очевидно, что аккомодация в этом случае осуществлялась способами, совершенно не связанными с хрусталиком;

б) вкапывание атропина в глаза примерно в 10% случаев не давало ожидаемых результатов. Как известно, атропинизация производится с целью добиться паралича цилиарной мышцы, которая, как предполагается традиционной медициной, отвечает за изменение формы хрусталика. Это делается для того, чтобы она не могла изменять форму хрусталика, лишая, таким образом, глаз возможности аккомодировать.

Бэйтс утверждает, что практически в каждом десятом случае атропинизированный глаз по-прежнему сохранял способность аккомодировать. Очевидно было, что аккомодация в этих случаях осуществлялась не путем изменения кривизны хрусталика. В то же время экспериметы Бэйтса показали, что аккомодация полностью нарушалась при впрыскивании атропина глубоко в глазницу, так чтобы атропин мог достичь наружных косых мышц глаза. То есть, было ясно, что именно через воздействие этих мышц осуществлялся процесс аккомодации. Теоретически возможность работы глаза в описанной Бэйтсом форме была высказана еще до появления его работ: Штумом (1696), Листингом (1851) и рядом других авторов. Однако широкие экспериментальные работы в подтверждение этой теории и разработка методов лечения, основанных на ней, заслуга Бэйтса. Он поставил целый ряд экспериментов на глазах различных рыб, животных и, наконец, человека. Зрение и состояние глаз в целом оценивались в различных ситуациях: когда объекты исслеования бодрствовали, когда отходили ко сну, в состоянии покоя и в процессе движения и т.д. В ходе обследования глаз людей обнаружилось множество случаев, когда АНОМАЛИИ РЕФРАКЦИИ (см.словарик в конце книги) самопроизвольно исчезали, уменьшали свою степень, либо меняли свою форму. Так, миопия могла перейти в гиперметропию, а простой астигматизм мог перейти в сложный, и наоборот. Классическая теория функционирования глаза объяснить эти явления оказалась не в силах. Игнорировать же подобные случаи Бэйтсу не представлялось возможным. Он считал, что если какая-либо гипотеза претендует на звание истинной, она должна оставаться такой всегда. Бэйтс приходит к выводу о несостоятельности классической теории и выдвигает собственную. Проведенные Бэйтсом эксперименты позволили ему сделать два важных теоретических вывода, которые послужили основой для разработки новых методов лечения нарушений зрения.

1. Бэйтс пришел к выводу, что главной причиной ухудшения зрения является психическое напряжение. Каждому виду аномалии рефракции соответствует свой собственный вид напряжения, которым она (аномалия) и вызывается. Это относится не только к аномалиям рефракции, но и к другим видам нарушения зрения так называемому старческому зрению (пресбиопии), не относимой традиционной медициной к аномалиям рефракции, косоглазию и т.д. Бэйтсом было установлено, что причиной нарушения зрения является усилие увидеть, разглядеть что-либо вне зависимости от того, на каком расстоянии находится объект зрения. От последнего обстоятельства зависит лишь результирующий вид аномалии рефракции. Так, миопия (близорукость) не связана, согласно Бэйтсу, с работой на близком расстоянии, а вызывается попытками разглядеть удаленные объекты. Обратное верно для гиперметропии (дальнозоркости) она связывается с чрезмерным напряжением глаз при зрении вблизи. В то же время "глаз с нормальным зрением никогда не старается увидеть. Если по каким-либо причинам тусклости освещения, например, или удаленности объекта он не может разглядеть какую-нибудь отельную точку, глаз перемещается на другую. Он никогда не старается выявить точку пристальным вглядыванием в нее, как это постоянно делает глаз с плохим зрением. Всякий раз, когда глаз старается увидеть, он тотчас теряет нормальное зрение. Человек может смотреть на звезды, имея нормальное зрение, но если он постарается сосчитать их в каком-нибудь отдельном созвездии, он, по всей видимости, станет миопиком, поскольку такая попытка обычно приводит к усилию увидеть" . Нормальный глаз функционирует без каких-либо усилий, пообно другим органам чувств. Вещи видятся также безусильно, как они осязаются, обоняются, слышатся или чувствуется их вкус. При зрении вдаль мышцы глаз расслаблены и лучи от удаленных объектов точно фокусируются на сетчатке. При зрении вблизи косые мышцы глаз сжимаются, глазное яблоко удлиняется и лучи света от ближних объектов четко фокусируются на сетчатке глаза. При этом усилия, которые косые мышцы глаз прикладывают в ходе аккомодационных процессов, не представляют ощутимой нагрузки на них. Бэйтс сравнивает это с тем, как птицы всю ночь могут просидеть на ветке, крепко сжимая ее пальцами ног и нисколько при этом не утомляясь. Таким образом, пока глаз находится в расслабленном состоянии, он обладает идеальным зрением. Лишь напряжением можно помешать глазам правильно осуществлять процессы фокусировки на объекты. Такое происходит, если глаз не предоставлен сам себе и с ним что-то пытаются сделать. Как правило, это "что-то" является усилием увидеть.