Смекни!
smekni.com

Архитектура Византии (стр. 1 из 3)

В конце IV столетия после раз­деления Римской империи и перено­са императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, эконо­мической и общественной жизни пере­ходит в восточную часть. С этого вре­мени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица — Константино­поль. История архитектуры Визан­тии делится на три периода: ранне-византийский (V—VIII вв.), средне-византийский (VIII—XIII вв.) и позд-невизантийский (XIII—XV вв.). Време­нем высшего расцвета был первый период, особенно время царствова­ния Юстиниана (20—60 гг. VI в.), ког­да Византия превратилась в могуще­ственную державу, покорившую по­мимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземно­морья, Италии и Адриатики.

Продолжая античные традиции, Византия наследовала также культур­ные достижения завоеванных наро­дов. Глубокий синтез античных и вос­точных элементов составляет характер­ную черту византийской культуры.

Господство христианской идеоло­гии сказалось на развитии домини­рующих типов монументального ка­менного строительства. Поиски компо­зиции церкви в соответствии с наз­начением здания сочетались с зада­чей утверждения императорского могущества. Это обусловило извест­ное единство поисков и относитель­ную общность развития типов куль­товых зданий, несмотря на региональ­ные различия, в которых проявля­лись особенности и традиции отдель­ных народов.

Важнейшим вкладом Византии в историю мирового зодчества явля­ется развитие купольных композиций храмов, выразившееся в появлении новых типов структур — купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы. Развитие первых двух типов падает на ранневизантийский период. Крестово-купольная система храмов получила широкое распространение в период средне-византийской архитектуры.

К византийской эпохе относится и сложение монастырей как особого типа архитектурных комплексов. Наи­более своеобразны загородные монас­тыри, обычно представляющие собой обнесенные стенами укрепленные пункты, внутри которых помимо жи­лых и хозяйственных построек мо­нахов сооружалась обширная трапез­ная и доминирующее здание — церковь. Здания и крепостные соору­жения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой гармонически согласованные пространственные композиции — ансамбли.

Архитектура Византии наследо­вала от Рима его достижения в об­ласти арочно-сводчатых конструкций. Однако бетонная техника не была воспринята в Византии; стены обычно складывались из кирпича или тесано­го камня, и также из кирпича с ка­менными прокладками или из камня с прокладками из кирпича. Своды делались из кирпича или камня. Перекрытия — по большей части сводча­тые, иногда сочетавшиеся с деревян­ными конструкциями. Наряду с купо­лами и цилиндрическими сводами были широко распространены крес­товые своды. В опирании купола на квадратное основание нередко ис­пользовался восточный прием — тромпы.

Наиболее существенным конст­руктивным достижением византий­ской архитектуры является разработ­ка системы опирания купола на от­дельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода. Вначале купол опирался непосред­ственно на паруса и подпружные ар­ки; позднее между куполом и опо­рной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем — барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного прост­ранства.

Эта конструктивная система поз­волила освободить интерьер зданий от громоздких стен и еще более рас­ширить внутреннее пространство. Той же идее пространственности интерьера служил прием подпирания подпружных арок полукупола­ми, создающими вместе с куполом единое пространство, иногда дости­гавшее очень больших размеров. Взаимное уравновешивание сводов — одно из выдающихся достижений ви­зантийской архитектуры. Использование пространственных форм, обладающих в силу геомет­рического строения жесткостью и ус­тойчивостью, позволило свести до ми­нимума массивность опорных конст­рукций, рационально распределить в них строительные материалы, полу­чить значительную экономию в тру­довых и материальных затратах.

Основными строительными ма­териалами был плоский кирпич — плинфа толщиной около 5 см, укла­дываемый на растворе. Наиболее употребляемый размер плинфы 35,5Х Х35,5Х5,1 см. В восточных областях империи, богатых карьерами извест­няков и туфа, применялась кладка из тесаных камней на растворе (Си­рия, Закавказье).

В растворе использовали известь, к которой примешивали мелко ис­толченный кирпич — цемянку для придания раствору большей проч­ности и гидравлической стойкости. В стенах раствор укладывался горизон­тальными слоями толщиной в несколь­ко сантиметров. Иногда применялась смешанная кладка: 3—5 рядов плин­фы, уложенных на толстом слое раст­вора, чередовались с несколькими слоями тесаного камня. Наружная поверхность стен обычно не штукату­рилась.

Быстросхватывающийся цемяночный раствор позволял возводить своды и купола по древневосточному обычаю—без применения дорого­стоящих лесов. При возведении ку­полов кладка велась отдельными коль­цами с наклонными рядами кирпича. Продолжая строительные традиции восточных областей империи и сопре­дельных стран, конструкция византий­ских сводов из кирпича резко отли­чается от конструкции римских сво­дов, возводимых по деревянным кру­жалам.

Для облегчения веса в клад­ку сводов вводились пористые ка­менные породы, в частности пемза. Купола и своды покрывались чере­пицей или свинцовыми листами.

Для восприятия распора арок и сводов в процессе их сооружения в византийских постройках часто при­менялись металлические и деревянные затяжки, которые иногда остав­лялись и в уже возведенном зда­нии. В куполах закладывали растяж­ные кольца, изготовленные из дубо­вых брусьев или полосового железа.

Широко применявшиеся в Византии крестовые своды чаще всего имели вспарушенную форму, появившуюся в результате отказа от эллиптичес­кого очертания диагональных ребер обычного свода и перехода к более простому полуциркульному абрису, легко очерчиваемому с помощью короба.

Следующим шагом в эволюции свода были отказ от диагональ­ных ребер и превращение вспарушенного свода в парусный.

В восточных областях империи, где преобладал в кладке естествен­ный камень, своды и купола возводи­лись по кружалам. Наряду с тесаным применялся бутовый камень на раст­воре.

Среди сводчатых форм, выпол­ненных из камня, следует отметить сомкнутые и крестовые своды, а так­же появившиеся в Сирии и Закавказье арки и своды со стрельчатым очер­танием.

Общий прогресс строительной техники и архитектуры сопровождал­ся развитием теоретической мысли. Зодчие Византии были знакомы с трактатом Витрувия. Известен напи­санный на рубеже VI—VII вв. ориги­нальный труд епископа Исидора “20 книг начал, т. е. истинных знаний”, в котором содержатся сведения по архитектурно-строительному делу. Этот труд, в большой мере основы­вающийся на Витрувии, отражает также потребности византийского времени.

Следует отметить использование и развитие византийскими зодчими эллинистических источников. Известно, что один из строителей собора Софии Константинопольской Исидор из Милета был автором не до­шедшего до нас комментария к книге Герона Александрийского “О конструировании сводов”. Второй архитектор собора Софии Анфимий из Тралл сам был автором трактата “О парадоксах механики”.

Художественное осмысление но­вых конструктивных систем в визан­тийском зодчестве шло при воздей­ствии местных архитектурных школ и прежде всего под влиянием гречес­ких традиций. Выявление в компози­ции конструктивной формы, свойст­венное древнегреческому зодчест­ву, стало и в византийскую эпоху основным тектоническим принципом. Однако этот принцип проявился в новых условиях, подготовленных ги­гантским развитием сводчато-куполь­ных форм при доминирующем зна­чении внутреннего пространства. Ос­новными средствами выразительнос­ти служили сами конструктивные элементы — купола, своды, аркады, ясно читаемые в интерьере с под­черкнуто выявленными поверхностя­ми без лишней пластики и деко­ративной перегрузки. Стены часто покрывались фресковой живописью или облицовывались разноцветными плитами мрамора. Широко приме­нялась мозаичная живопись, распола­гавшаяся обычно на изогнутых поверх­ностях стен, в куполах и сводах. Рез­ная скульптурная обработка стен вос­принимается как легкий рельефный рисунок, не разрушающий плоскости стены.

В четких членениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но исчезла характерная для Древнего Рима ордерная аркада.

Аркада на колоннах, появившая­ся еще в период Римской империи, стала в византийской архитектуре гос­подствующим мотивом. Форма арка­ды — конструктивна. От римского ор­дера осталась лишь его несущая часть—колонна, воспринимающая нагрузку от арок. Изменилась и фор­ма капители, передающей сосредо­точенные усилия от арки с прямо­угольным основанием на круглую колонну. Более массивная, чем в римских колоннах, она получает фор­му опрокинутого полушара с усечен­ными сторонами. Ее скульптурная обработка выполнялась в виде лег­кого геометрического узора, форма и пластика — варьировались. Ствол, колонны часто делался монолитным, в ряде случаев на оба конца колонны накладывались свинцовые проклад­ки. Все элементы системы отличались целесообразностью.

В ранневизантийских храмах на­ходит применение тип базилики — удлиненного здания с выделенным по ширине и высоте средним нефом, отделенным от малых нефов арка­дой на колоннах. Большое значение для развития византийского зодчества имели базилики, строившиеся в вос­точных районах—в Сирии, Малой Азии, Закавказье.

Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся в этих облас­тях купольные сооружения (церковь в Эсре 510—515 гг., церковь “вне стен” в Русафе в Месопотамии, 569— 586 гг.). Особое значение приобрета­ет купол на четырех или восьми опо­рах (купол на «барабане»). Одним из ранних примеров это­го типа в Сирии может служить цер­ковь в Босре (513 г.), в которой купол опирался на четыре опоры.