Смекни!
smekni.com

Искусство первобытной эпохи (стр. 1 из 5)

Первобытное искусство.

Первые произведения искусства каменного (первобытного) века были созданы около XXV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду.

Помимо ''одетых'' статуэток встречаются обнаженные женские фигуры с непропорционально широкими бедрами и огромной грудью. Это так называемые ''Венеры каменного века''. На их бедрах можно различить небольшой поясок наподобие набедренной повязки, а иногда и татуировки. Интересны прически статуэток, порой достаточно сложные и пышные. К этому же периоду относятся вырезанные из кости или камня фигурки животных.

Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита, характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей, выполненные яркой краской – красной или желтой, а изредка – заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие ''картины'' были хорошо видны в полумраке пещер, освещавшихся только факелами или огнем дымного костра.

В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не знало законов пространства и перспективы, а также композиции, т.е. намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми обязательно существует смысловая связь.

Первые образы наскальной живописи – росписи в пещере Альтамира (Испания), относящиеся примерно к XII тыс. до н.э. – были обнаружены в 1875 г., а уже к началу первой мировой войны на территории Испании и Франции насчитывалось около 40 подобных ''картинных галерей''.

Рисунки хорошо сохранились благодаря особому микроклимату пещер. Как правило, они расположены на стенах, удаленных от входа. Например, чтобы увидеть росписи в пещере Нио (Франция, около XII тыс. до н.э.) нужно преодолеть расстояние в 800м. Иногда в пещерные ''галереи'' пробирались сквозь узкие колодцы и щели, часто ползком, переплывами подземные реки и озера.

Постепенно человек не только овладевал новыми способами обработки мягкого камня и кости, что способствовало развитию скульптуры и резьбы, но и стал широко использовать яркие природные минеральные краски. Древние мастера научились передавать объем и форму предмета, применял краску различной густоты, изменял насыщенность тона.

Сначала животные на рисунках выглядели неподвижными, но позднее первобытные ''художники'' научились передавать движение. На пещерных рисунках появились фигуры животных, полные жизни: олени бегут в паническом страхе, лошади мчатся в ''летучем галопе'' (передние ноги поджаты, задние выброшены вперед). Кабан страшен в ярости: он скачет, оскалив клыки и ощетинившись.

Пещерные росписи имели ритуальное назначение – отправляясь охотиться, первобытный человек рисовал мамонта, кабана или лошадь, чтобы охота была удачной, а добыча - легкой. Это подтверждается характерными наложениями одних рисунков на другие, а также их многочисленностью. Так изображение большого количества быков в росписях Альтамира не какой - либо художественный прием, а просто результат многократного прорисовывания фигур.

Вместе с тем уже в то время в наскальных ''картинах'' появились первые признаки повествовательности – грунтовые изображения животных, означающие стадо или табун. Например, скачущие друг за другом лошадки на рисунках в пещере Ласко (около XV тыс. до н.э., Франция).

Интересна красочная ''картина'' из пещеры Фон де Гом (около XII тыс. до н.э., Франция). На ней изображен табун лошадей, их головы повернуты в сторону льва, который готовится к прыжку.

Большую часть времени первобытные люди посвящали добыче пропитания. Об этом свидетельствует обилие рисунков со сценами охоты: раненые бизоны с вонзенными в них дротиками или гарпунами; умирающие хищники, у которых из раскрытой пасти льется кровь; мамонт попавший в ловчую яму (первобытные ''художники'' накладывали изображения зверя и ямы одно на другое – иначе передать способ охоты они не умели). В пещере Ласко найдены рисунки зверей, пронзенных множеством дротиков; рядом – условные изображения копьеметалок, охотничьих изгородей, сетей.

Наиболее яркие образцы живописи среднего каменного века, или мезолита, - наскальные рисунки на восточном и южном побережье Пиренейского полуострова, в Испании, (между VIII и V тыс. до н.э.). Они расположены не в темной труднодоступной глубине пещер, а в небольших скальных нишах и гротах. В настоящее время известно около 40 таких мест, включающих не менее 70 отдельных групп изображений.

Эти росписи отличаются от изображений, характерных для палеолита. Большие рисунки, где животные представлены в натуральную величину, сменились миниатюрными: например, длина изображенных в гроте Минапида носорогов – около 14 см., а высота фигурок людей – в среднем всего 5-10 см.

''Художники'' использовали, как правило черную или красную краску. Иногда они применяли оба цвета: например, закрашивали верхнюю часть туловища человека красной, ноги – черной.

Характерная особенность наскального искусства – своеобразная передача отдельных частей человеческого тела. Непомерно длинное и узкое туловище, имеющее вид прямого или слегка изогнутого стержня; как бы перехвачено в талии; ноги непропорционально массивные, с выпуклыми икрами; голова большая и круглая, с тщательно воспроизведенными деталями головного убора.

Как и изображения, найденные ранее в Испании и Франции, росписи периода мезолита полны жизненной силы: животные не просто бегут, а словно летят по воздуху.

Люди изображенные на светло – сером фоне скал, также полны стремительной энергии. Их обнаженные фигуры очерчены с той же изящной четкостью, что и силуэты зверей. Подлинного мастерства ''художники'' этого периода достигли в групповых изображениях. В этом они значительно превосходят пещерных ''живописцев''. В наскальной живописи появляются многофигурные композиции, в основном повествовательного характера: каждый рисунок представляет собой поистине рассказ в красках.

Шедевром наскального изобразительного искусства периода мезолита можно назвать рисунок в ущелье Гасулья (испанская провинция Кастельон). На нем - две красные фигуры стрелков, целящихся в горного козла, который прыгает сверху. Поза людей очень выразительна: они стоят, опираясь на колено одной ноги, вытянув назад другую и наклонив туловище навстречу животному.

Отличительная особенность наскальной живописи этого периода состоит в том, что центральное место в ней занимает человек. Люди, коллектив охотников становятся главными действующими лицами художественного рассказа.

Наскальная живопись позволяет представить как выглядел первобытный человек. Мужчины на рисунках изображены, как правило, обнаженными. Лишь изредка на них короткие, выше колен, штаны. С особой тщательностью нарисованы бахрома или шнуры на поясе и у колен. Интересны разнообразные прически мужчин; иногда их головы украшены перьями, воткнутыми в волосы. На женщинах – длинные, напоминающие колокол юбки; грудь обязательно обнажена.

В живых и выразительных образах встает перед нами история жизни первобытного человека эпохи каменного века, рассказанная им самим в наскальных росписях. По – прежнему основным занятием людей являлась охота на диких животных. Лук – главное изобретение этого периода каменного века – стал основным оружием. На первом плане рисунков всегда изображен охотник, вооруженный луком. В то же время люди не перестали использовать и метательные дротики. Пучки таких дротиков наряду с колчанами, полными стрел, можно видеть в руках у охотников и воинов. В охоте участвовали и собаки, одомашненные в то время.

Сохранились рисунки, посвященные различным приемам охоты: выслеживанию, отлове и т.д. Древние ''охотники'' подчеркивали, что охота – опасное и нелегкое дело. На одном из рисунков изображено, как разъяренный бык, вероятно легко раненный стрелами, преследует убегающих охотников.

Наскальная живопись рассказывает и об охотниках между отдельными общинами. На рисунках нередки изображения битв: яростные схватки, убегающие от преследования воины. Одна из больших композиций в ущелье Галусья удивительно правдиво изображает сражение древних людей. Одна группа воинов, вооруженных луками и стрелами, теснит другую: справа – нападающие, слева – обороняющиеся. Нападающие неудержимо мчатся вперед, осыпая своих врагов тучей стрел из туго натянутых луков. Среди обороняющихся видны раненые, пораженные стрелами, страдающие от боли, но не сдающиеся врагу. На переднем плане отряд из четырех стрелков с отчаянным упорством сдерживает натиск противника. В навесе Мола Религия (ущелье Гасулья) уцелел превосходный рисунок со сценой военного танца. Пять обнаженных воинов бегут друг за другом цепочкой. Их тела одинаково наклонены вперед. Каждый держит в одной руке пучок стрел, в другой – лук, воинственно поднятый кверху.

В период нового каменного века, или неолита (около IV тыс. до н.э.), пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре – глиняным статуэткам. Началось более или менее массовое производство однотипных изделий, в частности скульптурных изображений животных и людей, особенно женщин. Археологи находят их на огромном пространстве: от Средиземного моря до Байкала.

И, наконец, большое распространение получилипримитивные каменные столбы – менгиры (высотой от 2м. и более), столовидные конструкции из больших каменных глыб, и сложные сооружения округлой формы, из грубо отесанных каменных блоков, на которых лежат перекрывающие их плоские каменные плиты, - кромлехи. Самое крупное и известное сооружение – кромлек сохранилось в Стоунхендже (графство Уилтшир, южная Англия). Исследователи полагают, что оно создано около II тыс. до н.э. Его диаметр – 90м. Кромлек состоит из 12т. каменных глыб, каждая из которых весит примерно 25т. Любопытно, что горы, откуда доставили эти ''камешки'', находятся в 280 км. от Стоунхенджа. Похожие архитектурные сооружения широко распространены в Европе: например, только во Франции их насчитывают V тыс.