Смекни!
smekni.com

Колыбель Иркутского града (Спасская церковь) (стр. 2 из 3)

Жестокие испытания и страшные унижения принял Спаситель, когда Иуда предал его. Воины-язычники привязали Христа к столбу и стали бичевать его кожаными плётками. Затем его венчали терновым венком. Но и это было не все. Христа приговорили к ужасной, позорной, мучительной казни – распятию на кресте. Такой мучительной смерти в Риме в ту пору подвергали только рабов и самых злостных преступников. Казнь должна была свершиться публично. Тяжелый крест Христа заставили нести к месту последний страданий на своих плечах. Измученный и ослабевший, нес он его сквозь ослепшую от ненависти толпу людей, в ярости кричавших: «Распни его!». Зноем раскаленного полдня дышали под его ногами тесные, вымощенные камнем иерусалимские улочки, обжигавшие ступни. Пот и кровь струились по бледному лицу Спасителя. Он падал, снова брал крест и медленно нес его в гору… Беснуясь, хохотала и плевала в него озверевшая толпа. И лишь одна женщина-христианка не побоялась показать свою любовь к Нему. Звали ее Вероникой. Когда он поравнялся с нею, она протянула ему чистый плат, чтобы он промокнул им свое лицо. Христос принял его, приложил к свежим ранам, отер пот и кровь со лба, а когда отнял его, на плату засияла первая в мире икона – отпечаток его святого лика.

Потому и называют ее «нерукотворным Спасом» (или «Спасом на плату»), что она не была написана руками человека, а появилась чудесным сверхъестественным образом.

Так считают верующие люди…

Самая большая роспись находится над алтарем.


Пожар 1879 года

Спасская церковь была любима и оберегаема многими поколениями иркутян. Но не только за красоту ее. История этого храма тесно переплелась с жизнью самих горожан, вместе с которыми он переживал все праздники и бедствия, отмеренные судьбой Иркутску. Не однажды чудом спасалась церковь от стихийных бедствий: пожаров, наводнений, землетрясений. 22 июня 1879 года на Иркутск обрушился страшный пожар, заливший город огненной лавой. Городские летописи так описывают этот черный для истории города воскресный день: «Часу в четвертом пополудни загорелась дача купца Черных. В 10 часов вечера зловещим заревом были объяты уже одиннадцать городских кварталов. Началась паника. Люди бежали в сторону Спасской церкви в надежде переправиться на другой берег».

Многое не удалось в те дни спасти иркутянам от пожара, но Спасскую церковь – первую свою святыню – с огромным напряжением сил они все же отстояли. Когда огненный вал покатился по городу, добровольцы устроили у церкви дежурство, воду подвозили с Ангары, часть людей поднялась на колокольню и тушила летящие искры, ясно осознавая, что эту святыню уступить огню нельзя – чего бы это ни стоило. Страшный пожар не прошел для храма бесследно. Копоти в те дни было так много, что она толстым слоем в несколько сантиметров покрыла настенную роспись над алтарем. Потом росписи расчистили, содрали и забелили ее снова после революции, в двадцатые годы. И восстановили (практически написали заново) только в 60-е годы, когда под руководством московского архитектора Галины Геннадьевны Оранской начались реставрационные работы.

Спасская церковь славится своими прекрасными колоколами (см. приложение 4). В 1910 году высота колокольни составляла 22 2/3 сажени. Самый большой весит более 250 пудов (см. приложение 3).

В 1930-е годы замолчали иркутские колокола. Большая их часть погибла в плавильнях иркутского завода тяжелого машиностроения.

В 1990 годы иркутяне вновь услышали колокольные звоны.

Символика атрибутов церкви

В большом узорчатом кресте, который возносится над куполом храма, есть много интересных деталей. Под маленьким крестиком весело искрится золотое, точно игрушечное солнышко, чуть ниже его видна царская корона. Как оказалась она здесь? Под короной – снова солнце, только покрупнее. На кресте этот символ повторяется несколько раз: в большую поперечную перекладину креста вписаны целых три солнца (в середине и по бокам). Из центрального выходят четыре луча, на концах каждого из них тоже сияют золотые светила. Нижним концом надкупольный крест упирается в золотой полумесяц, из которого тянутся вверх гибкие стебли, листья и цветы. О чем говорит нам эта символическая азбука?

Символ – есть знак невидимого мира в мире видимом. Крест является одним из ключевых символов христианства. Это великая святыня всех верующих людей. Как символ спасения души и победы над грехом мы видим его на иконах, в руках святых.

Теперь понятно, почему именно крест венчает наши храмы.

Непонятно, откуда появился у подножия Креста и золотой полумесяц. В азбуке христианства у него есть несколько значений. Это есть «древний змий, попираемый крестом и полагаемый, как враг Божий, под ноги Христа», - пишут одни святые отцы. Другие утверждают: полумесяц напоминает собою жертвенную чашу, третьи – он похож на люльку, в которую после рождения положила маленького Христа Пресвятая Богородица… один и тот же символ в христианской культуре имеет множество значений. Убедиться в этом нетрудно на примере архитектурного силуэта храма. Издали четверик с золотой маковкой, заостренный кверху, как узкий язычок пламени, похож на большую белую свечу, затепленную на земле. Это образ тихого молитвенного горения человеческой души, пламенеющей горячей любовью к Богу.

Заключение

Я с огромным удовольствием в течение многих месяцев работала над темой, собирая материал об истории Спасской церкви.

Спасская церковь – древняя и памятная святыня Иркутска из сохранившихся до нашего времени. Церковь была построена в 1706 году, а 1 августа 1710 года состоялась церемония освящения храма. Спасская церковь представляет собой старейшую страницу каменной летописи не только Иркутска, но и всей Восточной Сибири.

Не оттого ли так берегли ее в прежние времена? Не разрушили, когда разбирали острог, тщательно залатали, когда землетрясение 1861 года испещрило ее стены трещинами, поливали водой два дня и две ночи, когда в 1879 году пожар небывалой силы истребил центр города. И не раз дружно поднималась общественность города, когда ретивые чиновники предлагали снести старинное здание, якобы мешавшее городскому строительству.

В начале девятнадцатого века церковь была расписана, причем не только внутри, но и снаружи. Внутренние росписи не сохранились, а наружные были отреставрированы. Роспись на фасадах здания занимала довольно значительное место и включала не только лики святых, но и многофигурную композицию. Это довольно редкое явление в сибирских храмах. В верхней части четверика – иконописное изображение Николая Чудотворца, епископа из города Мир Ликийских, великого святого первых веков христианства. Золотая митра на его голове указывает на сан епископа, а узкая, похожая на фартук епитрахиль – знак божественной благодати, которая дает священнику в таинстве рукоположения.

Спасская церковь славится своими прекрасными колоколами (см. приложение 4). В 1910 году высота колокольни составляла 22 2/3 сажени. Самый большой весит более 250 пудов (см. приложение 3).

В 1930-е годы замолчали иркутские колокола. Большая их часть погибла в плавильнях иркутского завода тяжелого машиностроения.

В 1990 годы иркутяне вновь услышали колокольные звоны.

Спасская церковь осталась очень важным и дорогим памятником города.

В церкви просыпаются самые чистые чувства, которые заложены в нас с детства. И так хочется их сохранить в себе на долгую жизнь: сострадание, милосердие, любовь к людям… Ведь так мало сейчас в жизни тепла и доброты. А храм все это хранит в себе…

Литература:

Альманах «Иркутская старина» № 1, 1993 год

А. В. Дулов «Исторические памятники древнейшей части Иркутска». Восточно-Сибирское книжное издательство, Иркутск 1983 год

Н. С. Романов «Летопись города Иркутска за 1902-1924 гг.». Восточно-Сибирское книжное издательство, Иркутск 1994 год.

Н. М. Полунина «Живая старина приангарья». Москва «Искусство» 1990 год

Т. А. Крючкова «Памятники Иркутска». Иркутск 1989год.

«Православные святыни Иркутска: Спасская церковь», Иркутск 2001 год.

Шастин А. М. «Иркутск: из прошлого в будущее». Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990 год.

Я хотела бы рассказать о таком иркутском памятнике, как Спасская церковь. Мой реферат состоит из нескольких частей. Первая часть – введение. В нем я рассказываю кратко, почему меня заинтересовала именно эта тема, и какой литературой я пользовалась при написании этой работы. Вторая моя часть называется «Колыбель Иркутского града». Это основная часть, и в нее включены такие пункты, как «Стены первого иркутского храма», «Сибирское барокко», «Загадки церкви», «Пожар 1870 года» и «Символика атрибутов церкви». Из этой части я сделала такие выводы: