Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Египта (стр. 2 из 4)

Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана.Он известен как один из прародителей рода людского,вылепив последних на гончарном круге.Он же позаботился и о духовном двойнике человека - его ка.

Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая , что отразилось в ее эпитетах : “владычица плодородия”,”правительница закромов”.Представала в образе змеи или женщины с головой змеи.Праздник ,посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы.А немного позже она становится еще и богиней судьбы.

Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.

Онурис - бог охоты и войны.

Маат - богиня истины и справедливости,жена Тота.Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове.

Тот - бог мудрости , счета и письма , муж Маат.Его священные животные - павиан и ибис.Изображался в виде человека с головой ибиса и палеткой писца в руках.Как божество астральное отожествляется с луной и в этом божественном статусе вел счет дням , месяцам и годам египетского календаря.

Сиа - богиня мудрости и познания-женщина,соправождавшая бога Тота с правой стороны.

Птах - помимо того , что он был демиургом от Мемфиса ,Птах считался покровителем ре- месел и искусств.

А теперь обратимся к заупокойному культу. К основным письменным источникам относятся следующие произведения :

“Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов,вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6 -й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).

“Тексты саркофагов” - ритуальные тексты ,которые должны были обеспечить фараону (а со временем 11 -й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых.Они были заимствованы из “Текстов пирамид” и размещались на стенках саркофагов , начиная с периода

Среднего царства.

“Книга мертвых”-составлялась с периода Нового царства.Свитки папируса содержали не-

обходимые магические формулы,заклинания и около двухсот изречений,которые должны были по-

мочь умершему вступить в загробное царство.

Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления : со смертью челове -

ка умирает только его тело , тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя (рен) ,

душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы , двойник человека (ка) ; именно судьба Ка связана с

судьбой тела , ибо Ка не бессмертен , он может погибнуть от голода и жажды , если при погребении

покойник не будет снабжен всем необходимым ; Ка может быть съеден загробными чудовищами ,

если его не защитят магические формулы.

В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потусто-

роннем мире одно из главных мест занимают “поля блаженных” (поля Иалу) , на которых умерший

должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая.

Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых почитаемых в Египте богов .

Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений - умер Осирис -умерла

природа ; расцветет все весной - значит , Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых , который вершил свой суд.

Изобразительное искусство

Древнего Египта.

Архитектура.

Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное архитектурой , скульптурой , рельефами и росписями , теснейшимобразом связано с заупокойным культом.При этом ведущим видом была архитектура.

Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т.н.ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.).С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента : первый - создание целого ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов , молелен и дворов , окружающих 60 - метровую усыпальницу.Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного ком-

плекса ; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали.Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть “сынов бога”.

Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса , Хефрена и Микерина (греч.вариант их имен).Их отточенная форма , основанная на пропорциях “золотого сечения” , была предельно лаконична и бесконечно вырази - тельна.Два элемента определяли закономерности формы : основание, квадратное в плане , и схож -

дение сторон в одной точке , подобно тому , как вся египетская жизнь сходилась , сфокусировалась в обожествленном фараоне.Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла худо - жественное обобщение самой сути египетского общества , подчиненного безграничной власти фараона.

Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства:погребальнаякамера , где стоял аркофаг с мумией , очень небольшая , а подводили к ней длинные и узкие коридоры.Пространственный элемент был сведен к минимуму.

Безраздельно господствовала масса всей пирамиды , в то время каксама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля : на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик , от которого шел длинный крытый коридор.Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у подножия пирамиды .Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса,которого египтяне называли “отцом страха”.Считается , что это было изображениеХефрена в львином образе (голова человека и тело льва).

В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).

Первое,бросающееся в глаза новшество,изменение местности : не в пустыне,а у скал Ливийского нагорья.

Второе - усложнение композиции заупокойного храма , состоящего из двух террас,распо- ложенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой.Горизонтальнаяраспластанность террас ,подчеркнутая пологим пандусом , как бы притормаживается верти кальными портиками , идущими по фасаду и по бокам храма.

За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор,окруженный колоннадой.

Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения , вырубленные в скале.

К этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и дорога , огражденная с двух сто - рон стенами и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.

Дополнительными элементами этого архитектурного ком плекса были каменные раскра - шенные статуи царя , стоявшие на дороге , и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.

От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитекторомСенмутом , рядом с храмом Ментухотепа I.

Самая главная новация - захоронение отдельно от храма.Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах.Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов , что и храм “соседа” , но с тенденцией к большей грандиозности :три террасы,возвышающиеся одна над другой , имеют большие масштабы ; богатейшая декорировка , широкое использование скульптур(свыше 250 статуй),обилие колоннад,деревья и искуственные пруды , размещавшиеся и на террасах.

Идея пространственно развитого храмового комплекса,подчиненного принципу центральной оси,наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах , посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв.до н.э.).

Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные и пространственные компоненты : молельня,коронный зал,открытый двор.Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами.Чередование их акцентиро - валось огромными пилонами - входами , представляющие собой плоские трапециевидные формы , возвышающиеся над остальными архитектурными объемами храмового комплекса.Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски (т.н.”иглы фараона”).

Основным средством архитектурной выразительности была колонна : в карнакскомхраме их 270,в луксорском- 151.Характернейшая черта этих колонн - использование растительных материалов: колонны напоминают связки гигантских папирусов и лотоса.

Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди египетских архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес.В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н.э.

Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные части.Первая-вытянутый прямоугольник,юбозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего папируса);вторая - квадратная , обозначающая второй открытый двор,обнесенный двухрядной колоннадой ; третья - самая обширная,прямоугольная,обо-

значающая комплекс помещений , расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые).Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские “заросли”каменного папируса имело и “световую драматургию”от ярко освещенного солнцем двора ,через сумрак колонного зала , куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно освещенной молельни.Недаром некоторые ученые считали,что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий ,нежели пространством для пребывания.

И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего Египта т.н.Рамсессум : комплекс , состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия) , которые полностью высечены из скального массива , включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на фасаде.