Смекни!
smekni.com

Культура России X-XIIвв. (стр. 4 из 4)

Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлин­никами: толковыми, которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета ("Пророк Даниил млад кудреват, аки Георгий, в шапке, одежды испод лазорь, верх киноварь" и т.п.), или лицевыми, т.е. иллюстративными (прориси—графическое изображение сюжета).

Особым явлением древнерусской живописи стало явление книжной миниатюры. Древнейшая русская рукопись "Остромирово евангелие" (1056—1057 гг., ГПБ) украшена изображениями евангелистов, яркие плоскостно наложенные фигуры которых сходны с фигурами апостолов Софии Киевской. Заставки заполнены фантастичным растительным орнаментом. В миниатюрах "Изборника Святослава"[16] (1703 г.) имеются портретные изображения великокняжеской семьи. Огромную роль в жизни Киевской

Руси играло прикладное декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Раннекиевская круглая скульптура не получила развития в связи с тем, что церковь боролась против языческого идолопоклонства, но сыграла свою роль в становлении национальных традиций каменной резьбы.

Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния, Киевская Русь создала систему общерусских ценностей, пред­определившую развитие искусства отдельных земель в период феодаль­ной раздробленности. Закончился период "монументального историзма". Начиналась новая эпоха.

Список литературы:

1. «Мировая художественная культура. Россия IX – XIX в.» - М.: Издательский центр АЗ, 1997.

2. Бычков В.В. «Русская средневековая эстетика. X – XIII в.» - М.: Мысль, 1992 г.

3. Арнольдов А.И. «Введение в культуроведение» - М.: 1994 г.

4. Артамонов В.А. «Национальный характер и история. Стили мышления и поведения в истории мировой культуры» - М.: Наука, 1990 г.


[1] Анимизм — (от лат. anima, animus — душа, дух) — вера в души, в духов. Дуализм (от лат. dualis) двойственный.

[2] Осирис (Озирис) — древнеегипетский бог умирающей и воскресающей природы.

[3] Артемида — древнегреческая богиня охоты, плодородия и др., дочь Зевса.

[4] Владимир I Святославич (?—1015) — с 969 г. князь новгородский, с 980 г. — великий князь киевский.

[5] Монотеизм (от греч. топоs — один, единственный и (воз — бог) — единобожие

[6] Граффити (от ит. graffiti— нацарапанный) —древние надписи гл. обр. бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.

[7] Канон (от греч. kanon — норма, правило) — свод положений, имеющих догматический характер.

[8] Иоанн Дамаскин (ок. 675 — 753) — византийский богослов, первый систематизатор христианско­го вероучения.

[9] Лопатка — вертикальное утолщение стены, отвечающее конструкции здания. Лопатку более сложной профилировки называют пилястрой.

[10] Хоры — балкон в церкви, предназначенный для привилегированных лиц.

[11] Мозаика — изображение, выполненное из цветных камней, смальты (разноцветных кусоч­ков непрозрачных стеклянных сплавов), керамических плиток и т.п., крепящихся на слое це­мента или мастики.

[12] Фреска — живопись водяными красками по свеженаложенной штукатурке.

[13] 0ранта (лат.) — молящаяся. "Нерушимой стеной" назвали это изображение киевляне.

[14] Икона — (от греч. eikon) — изображение, образ.

[15] Патерик (греч. paterikon, от pater— отец) — сборник жизнеописания монахов.

[16] Изборник Святослава — рукописный сборник, включающий различного рода выписки из богословных сочинений, статей по логике и грамматике, притчи и загадки. Известны два Избор­ника Святослава (1073, 1076 гг.).