Смекни!
smekni.com

Культура эпохи Петровских преобразований (стр. 5 из 5)

Известные дикие нравы Петровской эпохи и самого императора были следствием его убеждения, будто людей можно образумить только жестокостью. “Петр говаривал: “Правды в людях мало, а коварства много””[6,С.10]. Не удивляет создание разветвлённой системы полицейских органов, в том числе для специального расследования политических преступлений. “По словам Ключевского, “страшные казни грозили всякому, кто хоть тайно, хоть наедине или во хмелю задумался бы: к добру ли ведет нас царь, и не напрасно ли все эти муки, не приведут ли они к мукам злейшим на многие сотни лет? Но думать, даже чувствовать что-либо кроме покорности, было воспрещено””[6,С.10]. Абсолютная монархия не могла обойтись без укрепления экономического могущества страны. Развитие государства не мыслилось без промышленного прогресса, строительство мануфактур, развитие горнозаводского дела. Пётр поощрял предпринимательство и торговлю, те отрасли сельского хозяйства, которые обеспечивали сырьём промышленность, армию и флот по заданию императора ученые и сановники занимались картографией, поисками и описанием месторождений полезных ископаемых, изучали водные богатства империи. Власть была инициатором открытия учебных заведений, Академии наук, музеев и библиотек. Появились новые для России учреждения социальной помощи: инвалидные дома, госпитали для “зазорных младенцев” (незаконнорожденных и подкидышей), военные госпитали, приюты для русских солдат, вернувшихся из плена и для “немцев” (как тогда называли помимо самих немцев ещё и шведов, голландцев и некоторых других европейцев).

Пётр приложил усилие для европеизации российского быта. Многочисленные регламенты, указы и уставы определяли едва ли не каждый шаг подданных. Россиянин обязан был, “По словам историка 20 столетия М.М. Богословского, “нести установленную указами службу государству, он должен был жить не иначе , как в жилище, построенном по указному чертежу, носит указное платье и обувь, предаваться указным увеселениям, указным порядком и в указных местах лечиться, в указных гробах хорониться и указным образом лежать на кладбище, предварительно очистив душу покаянием в указные сроки””[6,С.10]. Пётр Великий, которой “уздой железной Россию поднял на дыбы”, как писал А.С. Пушкин, сумел с помощь соратников всемирно укрепить своё “абсолютство” во внутренней и внешней политике, превзойдя на этом пути всех своих предшественников. “Недаром революционер Николай Шелгунов говорил: “Мне совсем не нравится Пётр как царь, но я приклоняюсь перед ним как перед диктатором. В чём была сила его? В том, что он разбил старые формы Московской Руси и ускорил естественный ход вещей, в двадцать лет сделав то, что московские цари тяпали да ляпали целых двести””[6,С.10].

Заключение.

Реформы Петра носили классовый характер и были направлены на возвышение дворянства в феодальном обществе, на повышение его роли в армии и государстве.

Вместе с тем классовая направленность преобразований Петра не исключает их общенационального значения – они вывели Россию на путь ускоренного экономического, политического и культурного развития. Пребывая всю жизнь в трудах и заботах, проявляя при этом недюжинный ум, исполненный самых добрых надежд, государь все свои устремления нацеливал на достижение в стране “всеобщего порядка” и “счастливого времени”. Однако жизнь в антагонистическом обществе, основанном на жесточайшей эксплуатации, произволе и классовом угнетении , течет по своим жестоким законам. Указы, которыми Петр пытался объяснить людям, как лучше и проще всего добиваться блаженства всех подданных, не достигали цели. Вместо желаемой “гармонии” рождались новые непримиримые социальные противоречия, вместо всеобщего согласия вспыхивала классовая борьба. Приемники Петра были вынуждены бороться с попытками дворянских группировок покончить с абсолютизмом самодержцев. Система государственного управления, созданная в первой четверти 18в. сохранилась и после смерти Петра. Во второй четверти 18в. в нее вносились лишь частичные изменения, не затрачивающие главных принципов управления.

Список использованной литературы.

Заичкин И. А., Почкаев И. Н.

Русская история: Популярный очерк 9 – середина 18в. / Ред. А.А. Преображенский – М.: Мысль, 1992. – 797с., 1 л. ил.

История России: С начала 18 до конца 19 века / А. Н. Сахаров, Л. В. Милов, П. Н. Зырянов, А. Н. Боханов; Отв. ред. А. Н. Сахаров. – М.: ООО”Издательство АСТ”, 2001. – 544с., ил.

Очерки русской культуры 18 века. Ч. 2: Духовная культура./ Под ред. А. В. Арциховского. – М.: Из-во МГУ, 1979. – 344с., ил.

Пособие по истории Отечества: Для поступающих в вузы / Ред. А. С. Орлов, А. Ю. Полунов, А. Ю. Щитов. – М.: Простор, 1995. – 428с.

Шишко Л.Э.

Рассказы из русской истории: Научно- популярное издание. – М.: МП Фирма АРТ, 1991. – 368с.

Энциклопедия для детей. Т. 5, Ч. 2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. – М.: Аванта+ , 1997. – 704с., ил.