Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 4 из 16)

Создан был лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней. Расхождение лунного календа­ря с солнечным ежегодно составляло 11 дней, поэтому каждые 3 года требо­валась вставка дополнительного, тринадцатого месяца. Год начинался с мар­та — апреля (месяц «нисан»). В III тысячелетии до н.э. в каждом шумерском городе имелся свой календарь, где большая часть месяцев называлась по ха­рактеру хозяйственных работ. На рубеже III — II тысячелетий до н.э. календарь унифицировали, взяв за основу нип-пурскую систему. Велись наблюдения за движением Солнца («путь Солнца»), Луны («путь Луны»), Венеры и других планет. Предсказывались и фиксирова­лись солнечные и лунные затмения, отмечались появления комет, метеори­тов. землетрясения. Известны были эклиптика и знаки Зодиака, положение Солнца в системе этих созвездий, менявшееся раз в 2000 лет. Пользовались солнечными и водяными часами (гномоном и клепсидрой, как их впоследст­вии называли греки). День начинали не с восхода, а с захода солнца. Он де­лился на 12 частей по 2 часа каждая, дни складывались в 7-дневную неделю. Античные авторы сохранили имена древних вавилонских астрономов Набу-риманни (VI в. до н.э.), Кидинну (IV в. до н.э.), сведения о существовании специальных школ «звездочетов». В библиотеке Ашшурбанапала сохранилась копия древнего учебника «Руководство по астрономии».

Медицина в Месопотамии не достигла столь высокого развития, как в Египте, возможно потому, что здесь не делали вскрытия трупов для их баль­замирования. Медицина была тесно связана с магическими действиями, главой которых был бог чумы Ирра, распоряжавшийся 60 недугами. Но имелись и боги врачевания и здо­ровья, покровители и спасители страждущих: Энки (Эа), Ниназу, Нингиззида. Издревле больных подвергали лечению магическими средствами. В Лагаше, например, практиковалось возложение тяжелобольного на «тростник бо­га Энки». Но в городе имелись и врачи — «знающие воду», как называли их в Месопотамии. Из Лагаша до нашего времени дошла ваза «энси» Гу-деа с символическим изображением бога здоровья в виде змей, обвивающих жезл, — эмблема, заимствованная современной медициной.

Сохранились меди­цинские справочники, пособия (одно из них на 40 табличках), рецептурные сборники. Одним из наиболее древних является «Ниппурский справочник врача» (XXIV в. до н.э.), содержащий 15 рецептов, среди которых есть весьма сложные припарки, мази и микстуры. При приготовлении лекарств исполь­зовались разнообразные растительные, животные и минеральные вещества.

В Древней Месопотамии появились зачатки знаний в области природо­ведения. Сохранились классификационные списки животных, растений, ми­нералов. При царских дворцах в Вавилоне, Ашшуре создавались знаменитые «висячие сады», зверинцы, где содержались экзотические растения и живот­ные. Агрономические сведения древних шумеров можно найти в ряде лите­ратурных и мифологических произведений.

Древние жители Месопотамии знали на практике некоторые законы фи­зики, об этом свидетельствует техника судостроения, наведения понтонных мостов, использования надутых бурдюков как средства переправы. Знали они и ряд химических реакций, проявлявшихся при приготовлении вина, пива и лекарств, умели изготовлять краски из металлов и минералов, делать искус­ственные камни, глазурь, стекло, определять чистоту металлов и их подделку.

Определенных успехов достигла география. Составлялись списки горо­дов, стран, рек, тор. каналов, перечни завоеванных стран и провинций, по­датные реестры, проводилась перепись населения. Создавались планы и кар­ты городов: Вавилона, Ниппура, Сиппара. Известна даже карта мира времен Саргона Аккадского, дошедшая до нас в нововавилонской копии, с изобра­жением на глиняной табличке круга Земли, обвитого «Горькой рекой» и пе­ресеченного рекой Евфрат, кружков, обозначающих местоположение круп­ных городов, треугольников, символизирующих отдаленные страны.

Вопрос № 4. Основные религиозные учения Древней Индии.

Ответ: Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др. (Паклетан) существовали уже в ІІІ тыс. до н.э на берегах Инда, но действительного развития она достигла в 2 тыс. до н.э., в эпоху "Ригвед". На основе большого сборника "Ригвед" была создана своеобразная духовно мировоззренческая система индуизма - ядро индийской культуры. В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на касты. Каста - это явление, без которого невозможно понять характер и своеобразие индийской культуры. В "Ригведах" были основаны морально-правовые мотивы раздела общества на 4 станы (касты):

1. Брахманов (жрецов).

2. Кшатриев (волнов).

3. Вайшвив (землеробов)

4. Шудров (слуг)

Было выработано целую систему жизни и поведения человека в зависимости от стана. Например, законным считался брак в пределах одной варны (эндогамия), это ж относилось и к выбору профессии, занятия определенным ремеслом. Индийская каста - это результат длительного процесса становление производственных, правовых и культурных отношений между людьми, которые разделены между собой за происхождением, профессией, обычаями и законами.

Другим важным фактором, который обусловил специфику индийской культуры, была система гражданско-политической жизни, основанная Буддой (2 пол. 1 тыс. до н. э.). Особенного расцвета государственно-политическая жизнь на принципах буддизма достигло во время царствования Ашоки (сер. 3 в до н. э.). Ашока выдвинул идею завоевания мира не путем военного нападения на соседей, а через провозглашение учения Будды. В культуре центральное место отводилось религии, которая должна была духовно соединять разорванное на варны общество.

На художественную культуру древнеиндийского общества глубоко повлияли индуизм, буддизм, ислам.

Ведийская религия. Древнейшая известная нам религия Индии — ведийская, это религия ариев, корни которой уходят в глубину векон — во времена индоевропейской праобщности. В ряде ее черт про­слеживается сходство с религией древних греков, славян. Несомненно, что за сотни лет сущест­вования и развития на территории Индии она впитала в себя и ряд местных верований, которые далеко не всегда можно выявить. Само название «ведийская» происходит от на­звания священных книг — вед (тот же корень, что и в русском слове «ведать», т.е. знать). Веды же являются практически единственным источником сведений об этой религии на ее древнейшем этапе: так как жертвоприношения совершались на открытом месте как приношения огню (Агни). который должен был отнести их другим богам, то не сущест­вовало ни храмов, ни изображений богов, которые могли бы быть дополнительным ис­точником информации об этих верованиях. Веды представляют собой сборники гимнов (самхит). древнейшие из которых относятся ко II тыс. до н.э. В течение многих столетий они существовали исключительно в устной форме и должны были заучиваться наизусть, причем изучение их было не только делом жрецов — брахманов, но и всех дважды рожденных, т.е. еще и кшатриев, и вайшьи.

Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем «Ригведы» и других ведийских сборников (самхит).

Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна-бог мирового порядка и справедливости; Агни бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли - Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало; обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Всего вокруг - растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселение душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника в страну Ямы. Боги, как и люди способны были умереть.

Ведийская религия в своем развитии испытала ряд внешних влияний и к началу нашей эры трансформировалась в религию, которая называется индуизмом. Индуизм и в настоящее время является религией большинства населения Индии. Но уже с середины [ тыс. до н.э. в Индии возникает целый ряд новых религаозных и тесно связанных с ни­ми — или отталкивающихся от них — философских учений. Это и учение аджиников, которое исчезло еще в древности, и учение джайнизма, которое существует до сих пор. но распространено лишь в отдельных районах. Но самым значительным из них, превра­тившимся позднее в мировую религию, был буддизм.

Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии.

Индуизм. В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.