Смекни!
smekni.com

Монастыри - как центры русской культуры

ВВЕДЕНИЕ


Русскаякультура – это,громадноеразнообразиевозможностей,идущее от множестваистоков-учителей.Среди последних– дохристианскаякультура восточныхславян, благотворноеотсутствиеединства (русскаякультура прирождении –комбинациякультур многихцентров Киевскойземли), свобода(прежде всеговнутренняя,осознаваемаяи как творчество,и как разрушение)и, конечно, широкиеиностранныевлияния изаимствования.

Кроме того,в нашей культуретрудно найтипериод, когдабы ее сферыразвивалисьравномерно– в XIV –начале XVвв. на первоеместо выходитживопись, в XV– XVI вв. превалируетзодчество, вXVII в.передовыепозиции принадлежатлитературе.В то же времярусская культурав каждом векеи на протяжениинесколькихвеков – этоединство, гдекаждая из еесфер обогащаетдругие, подсказываетим новые ходыи возможности,учится у нихсама.

Славянскиенароды впервыеприобщилиськ высотам культурычерез христианство.Откровениемдля них сталане «телесность»,с которой онипостоянносталкивались,а духовностьчеловеческогосуществования.Эта духовностьприходила кним преждевсего черезискусство,которое легкои своеобразновоспринималосьвосточнымиславянами,подготовленнымик этому своимотношениемк окружающемумиру, природе.

Большую рольв формированиидуховностии в культурномразвитии русскогонарода сыграли монастыри.


ИСТОРИЯВОЗНИКНОВЕНИЯМОНАСТЫРЕЙ

НА РУСИ


Монастырипоявились вДревней Русив XI в.,спустя несколькодесятилетийпосле принятияхристианствакиевским княземВладимироми его подданными.А через 1,5-2 векаони уже играливажную рольв жизни страны.

Начало русскогомонашествалетопись связываетс деятельностьюАнтония – жителягорода Любеча,близ Чернигова,принявшегомонашествона Афоне ипоявившегосяв Киеве в серединеXI века.«Повесть временныхлет» сообщаето нем под 1051 годом.Правда, в летописиговорится, чтокогда Антонийпришел в Киеви начал выбирать,где бы поселиться,то он «ходилпо монастырям,и нигде ему непонравилось».Значит былина Киевскойземле какие-томонашескиеобители и доАнтония. Но оних нет никакихсведений, ипоэтому первымрусским православныммонастыремсчитаетсяПечерский(впоследствииКиево-Печорскаялавра), возникшийна одной изкиевских горпо почину Антония:он якобы поселилсяв пещере, вырытойдля молитвбудущим митрополитомИларионом.

Однако подлиннымродоначальникоммонашестварусская православнаяцерковь считаетФеодосия, принявшегоиночество поблагословениюАнтония. Ставигуменом, онввел в своейобители, насчитывавшейдва десяткаиноков, уставКонстантинопольскогоСтудийскогомонастыря,которым строжайшерегламентироваласьвся жизньмонашествующих.Впоследствииэтот уставввели и в другихкрупных монастыряхрусской православнойцеркви, которыебыли преимущественнообщежительными.

В начале XIIв. КиевскаяРусь распаласьна ряд княжеств,которые были,по существу,вполне независимыми феодальнымигосударствами.Процесс христианизациив их стольныхгородах зашелуже далеко;князья и бояре,состоятельныекупцы, жизнькоторых отнюдьне соответствовалахристианскимзаповедям,основывалимонастыри,стремясь замолитьв них грехи.При этом богатыевкладчики нетолько получали«обслуживаниеспециалистов»– монахов, номогли и самипровести остатокжизни в привычныхусловияхматериальногоблагополучия.Возросшееколичествонаселения вгородах обеспечилои рост численностимонахов.

Отмечалосьпреобладаниегородскихмонастырей.По-видимому,здесь сыгралороль распространениехристианствасначала средибогатых исостоятельныхлюдей, близкихк князьям иживших вместес ними в городах.Богатые купцыи ремесленникитоже жили вних. Конечно,и простые горожанепринималихристианствоскорее, чемкрестьяне.

Наряду сбольшими существовалии мелкие частныемонастыри,владельцыкоторых моглиими распоряжатьсяи передаватьих наследникам.Монахи в такихмонастыряхне вели общегохозяйства, авкладчики,пожелав уйтииз монастыря,могли потребоватьсвой вкладобратно.

С серединыXIV в.начинаетсявозникновениемонастырейнового типа,которые основывалисьлюдьми, не имевшимиземельныхвладений, нообладавшихэнергией ипредприимчивостью.Они добивалисьот великогокнязя пожалованияземель, принималипожертвованияот соседей-феодалов«на помин души»,закабалялиокрестныхкрестьян, скупалии выменивализемли, велисобственноехозяйство,торговали,занималисьростовщичествоми превращалимонастыри вфеодальныевотчины.

Вслед заКиевом обзавелисьсобственнымимонастырямиНовгород, Владимир,Смоленск, Галичи другие древнерусскиегорода. В домонгольскийпериод общеечисло монастырейи количествомонашествующихв них былинезначительны.По данным летописей,в XI-XIII векахна Руси имелосьне более 70 монастырей,в том числе по17 в Киеве и Новгороде.

Заметноувеличилосьчисло монастырейв периодтатаро-монгольскогоига: к серединеXVвека их сталоболее 180. За последующиеполтора столетияоткрылось около300 новых монастырей,а в один лишьXVII век– 220. Процессвозникновениявсе новых иновых монастырей(как мужских,так и женских)продолжалсявплоть до ВеликойОктябрьскойсоциалистическойреволюции. К1917 году их стало1025.

Русскиеправославныемонастыри былимногофункциональными.Они всегдарассматривалисьне только какочаги наиболееинтенсивнойрелигиознойжизни, хранителицерковныхтрадиций, нои как экономическийоплот церкви,а также центрыподготовкицерковныхкадров. Монахисоставляликостяк духовенства,занимавшийключевые позицииво всех областяхцерковнойжизни. Толькомонашескоезвание открывалодоступ к епископскомусану. Связанныеобетом полногои безоговорочногоповиновения,который онидавали припострижении,монахи былипослушныморудием в рукахцерковногоруководства.

Как правило,в русских земляхXI-XIII вв.монастыриосновывалиськнязьями илиместной боярскойаристократией.Первые монастыривозникали вблизи большихгородов, либонепосредственнов них. Монастыриявлялись формойсоциальнойорганизациилюдей, которыеотказалисьот принятыхв светскомобществе нормжизни. Эти коллективырешали разныезадачи: отприготовлениясвоих членовк загробнойжизни до созданияобразцовыххозяйств. Монастыривыполнялифункцию учрежденийсоциальногопризрения. Ониже, тесно связанныес властью,становилисьцентрамиидеологическойжизни Руси.

В монастыряхготовилиськадры священнослужителейвсех рангов.Из монашескойсреды избиралсяепископат,причем архиерейскийчин получалипреимущественноиноки знатногопроисхождения.В XI-XIIвеках из одногоКиево-Печорскогомонастыря вышлопятнадцатьепископов.Архиереи из«простецов»насчитывалисьединицами.


РОЛЬ МОНАСТЫРЕЙВ КУЛЬТУРНОЙЖИЗНИ РУСИ


Православныемонастырисыграли огромнуюроль в культурной,политическойи хозяйственнойистории Руси,России. В нашейстране – как,впрочем, и вдругих странаххристианскогомира – обителимонахов всегдабыли не толькоместами молитвенногослужения Богу,но и центрамикультуры,просвещения;во многие периодыотечественнойистории монастыриоказывализаметное воздействиена политическоеразвитие страны,на хозяйственнуюжизнь людей.

Одним из такихпериодов быловремя консолидациирусских земельвокруг Москвы,время расцветаправославногоискусства ипереосмыслениякультурнойтрадиции, связывавшейКиевскую Русьс Московскимцарством, времяколонизацииновых земельи приобщенияк православиюновых народов.

На протяженииXV иXVI столетий лесистыйсевер страныпокрывалсясетью крупныхмонастырскиххозяйств, околокоторых постепеннооседало крестьянскоенаселение. Такначиналосьмирное освоениеогромных пространств.Оно шло одновременнос широкойпросветительскойи миссионерскойдеятельностью.

Епископ СтефанПермский проповедовалпо СевернойДвине средикоми, для которыхсоздал азбукуи перевел Евангелие.ПреподобныеСергий и Германосновали ВалаамскийСпасо-Преображенскиймонастырь наостровах вЛадожском озереи проповедовалисреди карельскихплемен. ПреподобныеСавватий иЗосима положилиначало крупнейшемуна Севере ЕвропыСоловецкомуСпасо-Преображенскомумонастырю.Святой Кириллсоздал монастырьв Белоозерскомкрае. СвятойФеодорит Кольскийкрестил финскоеплемя топарейи создал длянего азбуку.Его миссию всередине XVIв. продолжилсвятой ТрифонПеченегский,основавшиймонастырь насеверном побережьеКольскогополуострова.

Появилисьв XV-XVI вв.и многие другиемонастыри. Вних шла большаяпросветительская работа, переписывалиськниги, развивалисьсамобытныешколы иконописи,фресковойживописи.

В монастыряхписались иконы,которые нарядус фресками имозаикой составлялитот жанр живописногоискусства, чтобыл разрешенцерковью ивсячески поощрялсяею.

Выдающиесяживописцыдревностиотражали виконе и религиозныесюжеты, и своевидение окружающегомира, запечатлевалив красках неодни христианскиедогматы, но исобственноеотношение кактуальнымпроблемамсовременности.Поэтому древнерусскоеживописноеискусство вышлоза узкие рамкицерковнойулитарностии стало важным средствомхудожественногоотражения своейэпохи – явлениемне только чисторелигиознойжизни, но иобщекультурной.

XIV – началоXV вв.– это времярасцвета иконописи.Именно в нейрусским художникамудалось полностьювыразить характерстраны и народа,подняться довысот мировойкультуры. Корифеямиже иконописи,безусловно,являлись ФеофанГрек, АндрейРублев и Дионисий.Благодаря ихтворчествурусская иконастала не толькопредметомживописи, нои философскихдискуссий; онао много говоритне толькоискусствоведам,но и социальнымпсихологам,стала составнойчастью жизнирусского народа.

Провидениекрайне редкораспоряжаетсятаким образом,что на протяжении150 лет один задругим живути творят великиедеятели культуры.России XIV-XVвв. в этомотношенииповезло – у неебыли Ф. Грек,А. Рублев, Дионисий.Первым звеномв этой цепиоказался Феофан– философ, книжник,иллюстратор,иконописец,который попална Русь ужесложившимся,но не застывшимв темах и приемахписьма мастером.Работая в Новгородеи Москве, он содинаковойизощренностьюсумел создатьсовершеннонепохожие другна друга фрескии иконы. Грекне брезговалприноравливаниемк обстоятельствам:неистовый,поражающийнеуемной фантазиейв Новгороде,он мало чемнапоминаетстрого каноническогомастера в Москве.Только егомастерствоостается неизменным.Он не спорилсо временеми заказчиками,и учил жизнии хитростямсвоей профессиирусских художников,в том числе,вероятно, иАндрея Рублева.

Рублев попыталсясовершитьпереворот вдушах и умахсвоих зрителей.Он хотел, чтобыикона сталане только предметомкульта, наделенныммагическойсилой, но и предметомфилософского,художественногои эстетическогосозерцания.О жизни Рублева,как и многихдругих мастеровДревней Руси,известно немного. Почтивесь его жизненныйпуть связанс Троице-Сергиевыми Андронниковыммонастрямив Москве иПодмосковье.

Самая знаменитаяикона Рублева– «Троица» –при жизни авторавызывала спорыи сомнения.Догматическоепонятие Троицы– единствобожества в трехлицах: Бога-отца,Бога-сына иБога-духа святого– носило отвлеченныйхарактер и былотрудно дляуразумения.Не случайноименно учениео Троице породилов историихристианстваогромное количествоересей. Да и наРуси XI-XIIIвв. предпочиталипосвящать храмыболее реальнымобразам: Спасу,Богородице,Николе.

Рублев всимволе Троицыразличал нетолько отвлеченнодогматическуюидею, но и жизненноважную для тоговремени мысльо политическоми нравственномединстве землиРусской. В живописныхобразах передавалрелигиознуюперифразувполне земнойидеи единения,«единстваравных». ПодходРублева к сутии значениюиконы былинастолько новы,а прорыв изканона настолькорешительным,что настоящаяслава пришлак нему тольков XXв. Современникиже ценили в немне толькоталантливогоживописца, нои святость егожизни. Потомрублевскиеиконы подновлялисьпозднейшимиавторами искрылись вплотьдо нашего века(не будем забыватьо том, что через80-100 лет послесоздания иконытемнели отпокрывавшейих олифы, и живописьстановиласьнеразличимой.

О третьемкорифее иконописимы также знаемнемного. Дионисий,видимо, быллюбимым художникомИвана III и оставалсямирским живописцемне приняв пострига.Вообще-то, смирениеи послушаниеему явно неприсущи, чтои сказалосьв его фресках.Да и эпоха быласовершенноиной, нежеливремена Грекаи Рублева. Москваторжествовалапобеду надОрдой и искусствупредписывалосьвоспеватьвеличие и славуМосковскогогосударства.Фрески Дионисияне достигаютбыть можетвысокой устремленностии глубокойвыразительностирублевскиихикон. Они созданыне для размышлений,а для радостноголюбования. Они– часть праздника,а не предметзадумчивогосозерцания.Дионисий нестал вещимпредсказателем,но он являетсянепревзойденныммастером ихозяином цвета,тонов необычайносветлых и чистых.С его творчествомпарадное,торжественноеискусство сталоведущим. Ему,конечно, пыталисьподражать, нопоследователямне хваталокакой-то малости:меры, стройности,чистоты – того,что и отличаетподлинногомастера отприлежногоремесленника.

Мы знаем поименам лишьнекоторыхиноков – иконописцев,резчиков, писателей,зодчих. Тогдашняякультура былав известнойстепени анонимной,что вообщехарактернодля средневековья.Смиренныемонахи далеконе всегда подписывалисвои произведения,также не слишкомзаботилисьо прижизненнойили посмертнойземной славеи мастера-миряне.

Это была эпохасоборноготворчества.МитрополитВолоколамскийи ЮрьевскийПитирим, нашсовременник,писал об этойэпохе в работе«Опыт народногодуха» так: «Духсоборногоделания коснулсявсех областейтворчества.Вслед за политическимсобираниемРуси, одновременнос ростом экономическихсвязей различныхчастей государстваначалось культурноесобирание.Именно тогдаумножилисьпроизведенияжитийной литературы,были созданыобобщающиелетописныесводы, началисливатьсявоедино в общерусскойкультуре достижения крупнейшихпровинциальныхшкол в областиизобрази-тельного,архитектурного,музыкально-певческого,декоративно-прикладногоискусства».

До появлениякнигопечатанияименно в монастырскихкельях переписывалиськниги богослужебногоназначения,сочиняласьлитературарелигиозно-церковногосодержания,в частности«жития святых»,прославлявшие«угодниковбожьих» (в основноммонашествующих)и те обители,где они неслииноческоепослушание.

Одновременномонастыривыполнялисоциальныйзаказ княжескойвласти: создавалии заново редактировалилетописи, документызаконодательногохарактера. Судяпо содержаниюлетописей истилю их изложения,писали их люди,лишь формально«ушедшие измира», как тоготребовал ритуалпосвященияв монашество,а фактическинаходившиесяв самой гущеполитическихсобытий, полные «морских»забот и волнений.

Созиданиекультуры всегдатесно связанос ее сбережением,сохранением.Эту двуединуюзадачу в XV-XVIвв. как рази решали монастыри,которые испоконвеку были нетолько духовнымицентрами, нои своего родамузеями, гдехранилисьуникальныепроизведениянациональногоискусства, атакже библиотекамис поразительными по ценностисобраниямирукописей,редких книг.

Одним изглавных источниковпополнениямонастырскихколлекций быливклады. Сюдаприносилифамильныереликвии обедневшиепотомки удельныхкнязей, невыдержавшиенеравной борьбыс окрепшейвеликокняжескойвластью. Вкладыпоступали иот московскихкнязей и царей,которые частоиспользоваливлиятельныемонастыри вполитическихцелях. Причинамивклада в сокровищницумонастыря моглибыть и победа,одержаннаянад врагом, имоление о рождениинаследника,и торжественноевосшествиена престол.Часто делаливклады и просто на помин души.На территориимонастырей,у их соборови церквей иногдахоронили знатныхлюдей, при погребенииже монастырюне только платилиденьги за могилу,но и оставлялиличные вещипокойного,икону, снятуюс гроба, и дажевозок с лошадьми,на котором онбыл привезен.Среди вкладчиковрусских монастырейбыли князьяи бояре, представителивысшего духовенства,дворяне, торговыеи служивые людиразных городов,«государевадвора разныхчинов люди»,городскиедьяки, монастырскиеслуги и служки,ремесленникии крестьяне.

На монастырисмотрели какна надежныехранилищанациональныхсокровищ. Сюдапривозилипроизведенияискусства радиих сбережения.Не случайнона многих изних было написано:«А не отдатиникому». Самымираспространеннымивкладами былифамильныеиконы, украшенныедрагоценнымиокладами.

Пользовалисьизвестностьюмонастырскиесобрания вМоскве и СергиевомПосаде, в РостовеВеликом и Суздале,Твери и Ярославле;в этих городахсоставилисьуникальныеколлекциирусской иконописиXV-XVI вв.


ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВМОНАСТЫРЬ

Проследимформированиеуникальноймонастырскойколлекции напримере одногоиз самых почитаемыхмонастырей Руси – Троице-Сергиева.

Собраниямонастырясоставилиоснову музейныхфондов Загорскогомузея. Средивкладов в монастырьнемало богатыхцерковныхсосудов, серебряныхокладов книги икон. Привлекаетвнимание серебряныйпотир с хрустальнойчашей, золотойпотир с рудожелтыммрамором 1449г.(работа ИванаФомина), кадилоигумена Никона1405 г., ковчег-реликварийрадонежскихкнязей первойчетверти XVв. В XVIв. в монастырскуюсокровищницубыли сделанынаиболее значительныевклады. В московскихмастерскихпри Иване Грозном,Федоре Иоанновиче,Борисе Годуновеработали лучшиерусские мастера-ювелиры,изографы, литейщики.

Иван IVвелел украситьдрагоценностями(в основномсозданнымимосковскимимастерами)наиболее чтимуюв монастыреикону Троицы.Под икону былаподвешенажемчужнаяпелена, вышитаяв мастерскойпервой женыцаря АнастасииРомановой; наикону был сделанзолотой окладс коронами,украшеннымиэмалями идрагоценнымикамнями. ПриИване IVбыла выполненаи монументальнаясеребрянаячеканная ракадля останковСергия Радонежского.

При цареФедоре Иоанновичебыл изготовленчеканный золотойоклад к надгробнойиконе Сергия,украшенныйзолотыми дробницамис гравировкойи чернью, драгоценнымикамнями, камеями,жемчугом. Известно,что за эту работубольшие наградыот царя получилимастера Оружейнойпалаты МосковскогоКремля.

Борис Годуновпосле венчанияна царствоподарил монастырюновый драгоценныйоклад на иконуТроицы.

Не толькодарами пополнялисьмонастырскиесобрания; многиепроизведенияискусствасоздавалисьнепосредственнов монастырскихстенах. В XVв. в Троицкойобители работалЕпифаний Премудрый,создавший ЖитиеоснователямонастыряСергия Радонежского,там писал АндрейРублев, чьемировоззрениесложилосьблагодаряпостоянномувоздействиюидей Сергияи его последователей,благодаряусвоенной вобители привычкепротивостоять«розни мирасего». Для иконостасамонастырскогособора преподобныйАндрей написалзнаменитую«Троицу». АндрейРублев, ДаниилЧерный и другиеизографы вкороткий срокпо поручениюигумена Никонаукрасили фрескамии иконами вновьпостроенныйна средствакнязя ЮрияГалицкого иЗвенигородскогоТроицкий собор.

В XV—XVIвв. Троицкиймонастырь сталместом созданиявеликолепныхикон и произведенийприкладногоискусства, атакже своеобразнымучебным центром,где шла подготовкамастеров— изографови ювелиров.Троицкие иконыотсылалисьв другие монастырии храмы, преподносилисьв дар иностраннымгостям.


НОВОДЕВИЧИЙМОНАСТЫРЬ

Крупнымкультурнымцентром были Новодевичиймонастырь(ныне находящийсяв городскойчерте Москвы).

Но первоначаль­наяего задача былаиная—оборона Москвы.Он занял своеместо в рядутаких же монастырей-стражей— Андрониева,Ново­спасского,Симонова, Данилова,Донского, вместес которымисоздавал могучееоборонительноеполукольцо.Новодевичиймо­настырьрасположилсяв излучинереки; с его стенможно былоконтролироватьсразу три переправы:у Крымскогоброда (ныне наего месте Крымскиймост; а тогда,в эпоху строительства,именно тамлюбил переправлятьсячерез Москву-рекуво время своихнабегов настолицу крымскийхан Махмет-Гирей),у Воро­бьевыхгор и у Дорогомилова,где проходиладорога на Можайск.Культурнымцентром монастырьстал позднее.

В 1571г. монастырьбыл разорени сожжен крымчакамихана Девлет-Гирея.После этогобыли возведеныновые башнии стены. И когдав 1591г. крымскаяорда под предводительствомКазы-Гиреявновь пошлаштурмом намонас­тырь,артиллериясумела достойновстретитьнападавшихи штурм былотбит.

Но монастырьизвестен нетолько в связис событиямивоен­ными. Онтесно связанс династическойисторией русскихгосуда­рей.Там была похороненамалолетняядочь ИванаГрозного Анна,там закончилисвои дни женабрата ИванаIV — княгиняУльяна, вдовастаршего сынаИвана Грозного— Елена,вдова царяФедора Иоанновича— ИринаГодунова. Внекоторыхисточникахвстречаетсяупоминаниео том, что именнов Новодевичьеммонастыресостоялосьизбрание нацарство БорисаГодунова. Этоне совсем точно:в монастыреБорис толькодал согласиена избрание.

Только задва года(1603— 1604) БорисГодунов пожертвовалмонастырюмножество икон,немало дра­гоценнойутвари да еще3 тыс. рублей— суммапо тем временамнемалая. Увы,в большинствесвоем те дарыне сохранились.По иронии судьбыони были захваченыпогубителемГодунова Лже­дмитриемв 1605г.

И все же многоеиз собранногов Новодевичьеммонастыре дошлодо наших дней.Сохранилисьи произведениярусских изографови ювелиров,составлявшиеуникальнуюколлекцию, имногие вкладырусских государей.Собранные вСмоленскомсоборе великолепныетворения русскихзлатокузнецов,выши­вальщиц,серебряников,резчиков подереву и камню,живописцевпрактическиникогда неэкспонировалисьв полном объеме;многие произведениябыли в разныегоды переданыв другие хранилища.

Замечательнойценностьюрусской культурыявляется и самСмоленскийсобор— единственныйныне уцелевшийна террито­риимонастыряпамятник архитектурыначалаXVI в.

Все композицииросписей Смоленскогособора подчиненывозвеличиваниюМоск­вы и еегосударей.

Но собор можетрассказатьи о времениБориса Годунова.По его указухрам был отремонтирован,поновленызакоптив­шиесяфрески, а кое-чтои переписано.Так появилисьизображениясвятых Борисаи Федора, образсвятой Ирины.

Монастырьхранит в своемсобрании инеобычайноценные произведениядревнерусскоймелкой пластики:панагии, кресты-мощевики,нагрудныеиконы. Преимущественноэти произведе­ниядревнерусскихмастеров относятсяк XV—XVIвв. Украшени­емсобранияНоводевичьегомонастыряслужит серебрянаячаша 1581г.—вклад царевичаИвана ИвановичаСтаршего, сынаИва­на Грозного,сделанный имнезадолго догибели.

Древние камниНоводевичьеговидели ВасилияIII, ИванаГрозного, БорисаГодунова; правителиприезжали сюда,чтобы отпраздноватьуспех, победуили ждать решениясвоей судьбы.И часто каждоетакое посещениезавершалосьпостроениемновой церкви,новых палат,новых укреплений,новым дароммонастырю.


СОЛОВЕЦКИЙМОНАСТЫРЬ

Соловецкиймонастырь вошелв историю русскойкультуры икаменнымистроениямиXVIв. – единственнымв своем родекомплексоминженерныхи архитектурныхсооружений,и знаменитымсобраниемрукописей, ибесценнымииконами, и уникальнойбиблиотекой;он был не толькокультурным,но и политическимцентром.

В XVстолетии русскийСевер уже невоспринималсяего обитателямикак частьНовгородскойземли. Некогдамогущественнаясредневековаяреспубликаклонилась купадку, и новгородцыбыли вынужденызаявлять освоей лояльностимосковскимкнязьям, а значит,в какой то мерепоступатьсявластью наднекогда покореннымии лишь отчастиосвоеннымитерриториями.

Реальнымцентром властина Севере фактическистановилсяСоловецкиймонастырь. Онраспространилсвое влияниена западе дограницы соШвецией, насевере – досамой Печенги.Монастырьподдерживалмеждународныесвязи (с Афоном,Константинополем,Сербией), держалвоенные гарнизоныв Карелии, оборонялБелое море отвторженийиноземныхкораблей.

После новгородскихпоходов ИванаIIIСоловецкиймонастырьоказался вмосковскихвладениях.Обитель наостровах возниклав 30-е годы XVв. У ее истоковстояли святыеСавватий, Зосимаи Герман.

Историямонастыря –это историяподвижничествалюдей, добровольноизбравших жизньв очень суровыхусловиях. ПервыеобитателиСоловков копалиогороды, рубилидрова, варилииз морской водысоль, которуюменяли на хлеб.

Особую рольв истории Соловкови всей Русисыграл ФилиппКолычев. Выходециз боярскойсемьи, этотигумен Соловецкогомонастыря нетолько умелоруководил егомногообразнойдеятельностью,но и вкладывалв развитиемонастырскогохозяйства своиличные средства.Комплекс построек,возведенныхпод руководствомбудущего митрополитаМосковского,- это не толькоуникальныйархитектурныйпамятник, нои выдающеесядостижениерусской техническоймысли серединыXVI в.В 1552 г.началосьстроительствокаменной церквиУспения, в 1558 г.– строительствоПреображенскогособора. Это двасооружениясоздавалимонументальныйцентр монастыря;впоследствииони были связанымежду собойгалереями идругими зданиями.

И при Филиппе,и при другихнастоятеляхСоловецкиймонастырь былодним из важнейшихна Севере очаговрациональноговедения хозяйства.

Через монастырскоехозяйство –рыбную ловлюи пекарни, портомойнии столярныемастерские,сушильни икоптильни –прошли многиетысячи крестьян,которые, совершивпаломничествов монастырь,оставалисьв нем, чтобыпоработать.Архангельскиеи вологодские,костромскиеи новгородские,карельскиеи пермскиелюди получализдесь лучшиерабочие навыки,распространившиесяпотом повсюду.И до сих пореще в сундукахи шкатулках,хранимых подеревням игородкам русскогоСевера, можнонайти дедовыи прадедовысвидетельствао том, что такой-то прошел полныйкурс ремеселв Соловецкойобители.

На островахбыл устроенкирпичныйзавод, выделывавший кирпич оченьвысокого качества.Весьма совершеннабыла и применявшаясяпри возведениимонастырскихзданий строительнаятехника. Благоустройствоостровов всегдасчиталосьважнейшейзадачей соловецкихнастоятелей.

Игумен Филиппна свои средствасоединил Святоеозеро с 52 другимиозерами; по егоуказанию насельникимонастыря итрудники рыликаналы, устраиваливодопроводи водяные мельницы.Была проложенацелая сетьудобных дорог,построеныдеревянныеи каменныесклады и кельи.Были на островахскотный двори кузница, гдене только ковалисьнеобходимыеорудия труда,но и развиваласьхудожественнаяковка, где делали,например, решетки,замки.

ПостроеннаяФилиппом каменнаякорабельнаяпристань –самое староеиз сохранившихсядо наших днейтакого родасооруженийРоссии. На кирпичномзаводе применялисьразличныетехническиеновшества:кирпич и известьподнималисьспециальнымиблоками (воротприводилсяв движениелошадьми). Различныеусовершенствованиябыли осуществленыв мукомольноми сушильномделе, в веяниизерна и разливкезнаменитогосоловецкогокваса. Квас, кпримеру, приФилиппе сталиподавать впогреб по трубами по трубам жеразливать вбочки. Одинстарец и пятьслуг делалиэту работу, вкоторой ранееучаствовалився братия и«слуги многие».

Каменныедамбы ограждалисадки для разведениярыб. Из шкурживотных вмонастыре шилинарядные ипрочные одежды.

С Соловецкиммонастыремсвязаны многиестраницы русскойвоенной истории.Монастырь-государь,как его называли,ведал оборонойрусского Севера,наблюдал затем, чтобы карельскиеи иные племена«жили за государемнеизменно»,а потому и льготымонастырюдавалисьисключительные.Светская жевласть, особеннов правлениеИвана Грозного,не только снабжалаСоловки порохом,пищалями иядрами, но ижертвовалав монастырьденьги, церковныеценности, иконыи книги.

Иконноесобрание монастыряначало складыватьсяв XVв. Первыеиконы, по преданию,были завезенына островаСавватием. НапротяженииXV-XVIстолетий вмонастырьпоступиломножество икон,пожертвованныхкнязьями, царямии митрополитами.

Сохранилисьсведения, чтоФилипп приглашалмастеров изНовгорода,которые написалимногие иконыдля Преображенскогособора, церквиЗосимы и Савватияи других храмов.Приглашали,как предполагаютспециалисты,и московскихмастеров. Работалимастера наСоловках подолгу,обучали своемумастерствумонахов; такпостепенноутвердиласьв монастыресвоя иконописнаяшкола. Простымиконописцемв этой палатеначинал и будущийпатриарх Никон.

Соловецкаяиконописнаяшкола в основномсохранялатрадиции Новгородаи Москвы. В духеэтих традиций,своеобразнопереплетавшихсяв соловецкомискусстве,созданы многиеиконы. Широкуюизвестностьобрели, например,два лика, написанныхмастерами XVIстолетия: «БогоматерьТихвинская»и «БогоматерьКамень НерукосечнойГоры».

На Северебыли особенночтимы основателимонастыряпреподобныеЗосима и Савватий.Их лики былизапечатленына многих иконах.

Еще однознаменательноекультурноеначинаниесоловецкихмонахов былосвязано с собираниемкниг. Священоинок(впоследствииигумен) Досифейсобирал библиотеку,писал житияЗосимы и Савватия,привлекал ксозданию иредактированиюрукописейнаиболееэрудированныхлитераторовтого времени.Будучи в Новгороде,Досифей заказывалпереписыватькниги и посылалих на Соловки.Среди книгсобраннойДосифеем библиотеки– произведенияотцов Церквиразных эпох,от ВасилияВеликого иИоанна Златоустадо Иоанна Дамаскина.Хорошо былапредставленав собрании ирусская литература,начиная со«Слова о законеи благодати».

Досифейвпервые на Русистал помечатькниги монастырскогособрания особымзнаком – экслибрисом.Он содействовали развитиюкнижной миниатюры.Создание библиотекистало деломжизни игумена,внесшего немалыйвклад в становлениеотечественнойкнижной культуры.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Г.Е. Миронов«История государстваРоссийского»,Москва, Изд.«Книжная палата»,1998

  2. Н.С.Гордиенко«КрещениеРуси: фактыпротив легенди мифов», Лениздат,1986

3. ГоримовМ.М., ЛяшенкоЛ.М. «ИсторияРоссии. От ДревнейРуси к императорскойРоссии», Общество«Знание», 1994




РЕФЕРАТ


По курсукультурологии


Тема:«Монастыри- как центры

русскойкультуры»


Санкт-Петербург

2000 г.