Смекни!
smekni.com

Русское устное народное поэтическое творчество (стр. 19 из 46)

2. РАЗИН И МАСТЕР

В Саратове, когда на красный собор ставили кресты, в это время к берегу с Волги ехал на кошме Стенька Разин для того, чтобы посмотреть. Мастер, который ставил крест, увидал Стеньку сверху, и, видно, силой Божьей остановил Стеньку сажен на 50 от берега. Полость под Стенькой стала тонуть. Стенька бросил кошму и на руках доплыл до берега. Когда вышел на берег, то он волшебной силой узнал, кто это над ним пошутил, и в отместку мастеру устроил змея, и этот змей к ужасу всего народа, быстро пополз прямо наверх по канату, а потом обвился около той веревки, на которой был привязан мастер. Мастер взял топор и тяп по змею, веревку на себе и перерубил, затем следом за ударом топора полетел вниз и расшибся вдребезги.

Одноэпизодное историческое предание о Степане Разине, историческом деятеле второй половины XVII века. В нем присутствуют фантастические элементы: персонажи наделяются сверхъестественными способностями. В разинском цикле народных преданий образ его противоречив. Будучи есаулом шайки разбойников, Разин отказывается грабить бедноту, ссорится с атаманом Ураком и, убив его, становится во главе народного движения на Волге и Дону. Разин не жалеет сил для того, чтобы помочь обездоленным, обиженным и бесправным.

Другие предания отразили представления о нем как о еретике и отступнике от христианской веры. В Поволжье записано предание, объяснявшее, почему Разин потерпел поражение от царских войск: "Симбирск Стенька потому не взял, что против Бога пошел. По стенам крестный ход шел, а он стоит да смеется: "Ишь чем,- говорит,- испугать хотят!" Взял и выстрелил в святой крест. Как выстрелил, так весь своей кровью облился, а заговоренный был, да не от этого. Испугался и побежал".

3. ПЕТР ВЕЛИКИЙ И КУЗНЕЦ

Вот Петр Первый приезжает к кузнецу на лошади.

- Подкуй-ка мне коня!

- Можно,- говорит.

- Только сделай подкову хорошую!

Ну, вот кузнец занялся подкову делать. Сделал подкову и подает ему:

- Что, хороша будет эта подкова?

Петр Первый усмехнулся:

- Хороша, да не совсем.

- Почему не совсем?

- Она,- говорит,- слабая.

- Ну, не знаю,- говорит,- что она слабая.

Он берет в руки и разгинает эту подкову. Кузнец видит:

- Да, действительно слабая.

Берется работать вторую.

- Ну, а эта – хороша будет?

Он и говорит:

- Да так себе.

И эту разогнул. Он берется третью делать. Третья готова.

- Ну, этой, пожалуй, можно подковать.

Кузнец сделал четыре подковы и подковал. Петр Первый спрашивает:

- Сколько тебе за подкову?

- Четыре рубля.

Он дает ему рубль серебряный. Кузнец взял и сломал этот рубль.

- Да у вас и деньги фальшивые.

Он подает ему второй, он и второй сломал.

- Да дайте, – говорит, – мне деньги хорошие.

Петр Первый вынимает двадцать пять рублей и подает ему:

- На, не ломай денег. То мы наехали коса на камень. Я подкову взломал, а ты рубли поломал. Видать, что сильней ты меня. Ты знаешь, кто я такой?

- Нет, не знаю.

- Я Петр Великий, ваш государь. Ну дак вот, работай, как работал, и сказывай людям, что государь поломал подковы, а я – его рубли. Вот мы с им и познакомилися.

Петр Первый сел и поехал, и сказал:

- До свиданья, кузнец, ты – хороший молодец!

И после того его не видал.

Исторические предания о Петре Первом рисуют его как справедливого государя, уважающего мастеровых людей. В данном тексте отмечаются такие качества царя, как огромная физическая сила и любовь к шутке, розыгрышу. Гнуть и ломать подковы может только очень сильный человек, но сломать монету еще труднее. Кузнец физической силой превзошел царя и тоже «пошутил» над ним.

Здесь явно проявились демократические тенденции. Как бы народ ни уважал царя, он все равно стремится показать свое превосходство над власть имущими в некоторых вопросах. Царь, по представлению народа, не может быть сильнее простого кузнеца. Человеческие качества Петра здесь проявляются в том, что он не постыдился признать превосходство труженика, а также то достоинство, с каким кузнец вышел из ситуации, и щедро одарил его.

4. ПРЯНИЧНАЯ ГОРА

За Волгою, недалеко от границы Симбирской и Самарской губерний, возле слободы Часовни тянутся небольшие горы и в одном месте прерываются овражком. В старые годы, сказывают, на этом месте Пряничная гора была. Шел один великан и захотел ее скусить, взял в рот (а у него зуб-то со щербинкой был), откусил, а щербинкой-то борозду и провел, так она и по сие время осталась.

Топонимическое предание, объясняющее происхождение особенностей рельефа и названия местности. Существует довольно большое количество преданий, в которых действуют огромные богатыри, великаны, якобы населявшие землю в далеком прошлом. Как бы ни был неправдоподобен образ исполина, и рассказчик, и слушатель принимают его как реально существовавший.

4.2. ЛЕГЕНДЫ

5. О ПРОИСХОЖДЕНИИ РЫБЫ КАМБАЛЫ

Когда архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве, что от нее родится божественный Искупитель, она сказала, что готова поверить истине его слов, если рыба, одна сторона которой уже была съедена, снова оживет. И в ту же минуту рыба ожила и была пущена в воду. Это однобокая камбала.

Зоогоническая легенда. В основе сюжета один эпизод, в котором главную роль играет мотив чудесного. Многие зоогонические легенды очень кратки, лаконичны, небольшие по размеру. Характеры персонажей не разработаны, ибо главное в легенде – объяснение происхождения того или иного животного.

6. КАК РАНЬШЕ ЛЮДИ ЖИЛИ

Был-жил какой-то царь, ездил-гулял по полям с князьями и боярами, нашел житное зерно величиной с воробьиное яйцо. Удивился царь, собрал князей и бояр, стал спрашивать: давно ли это жито сеяно? Никто не ведал, не знал. И придумали взыскать такого человека из старых людей, который мог бы про то сказать. Искали-искали и нашли старика – едва ходит о двух костылях, привели его к царю и стали спрашивать:

- Кем сеяно это жито и кто пожинал?

- Не памятую,- отвечал старик,- такого жита я не севал и не знаю. Может, отец мой помнит.

Послали за отцом, привели к царю об одном костыле. Спросили о зерне, он тоже говорит: «Я не севал и не пожинал, а есть у меня батюшка, у которого видел такое зерно в житнице». Послали за третьим стариком. Будет ему от роду сто семьдесят годов, а пришел к царю легко, без костыля, без вожатых. Начал его царь спрашивать:

- Кем это жито сеяно?

- Я его сеял, я и пожинал,- сказал в ответ старец,- и теперь у меня есть в житнице: держу для памяти! Когда был я молод, жито было большое да крупное, а после стало родиться все мельче да мельче.

Спросил еще царь:

- Скажи мне, старик! отчего ты ходишь легче и сына, и внука?

- Оттого,- сказал старец,- что жили по-Божьему: своим владел, чужим не корыстовался.

Социально-утопическая легенда о «золотом веке», когда люди были честнее и счастливее. Воплощением богатой жизни является огромной величины зерно, которое было когда-то в колосе. Легенда прибегает к любопытному приему: говоря о внуке, сыне и деде, она изображает их возрастные особенности как бы с обратным знаком. Все получается наоборот: чем старше человек, тем здоровее и моложе он выглядит. В легенде есть сходное со сказкой: зачин «Был-жил» и трехкратное повторение эпизода с поиском старика, знающего, откуда взялось огромное зерно.

7. ЧУДЕСНАЯ МОЛОТЬБА

Раз как-то принял на себя Христос вид старичка- нищего и шел через деревню с двумя апостолами. Время было позднее, к ночи. Стал проситься он у богатого мужика: «Пусти, мужичок, нас переночевать». А мужик-то богатый говорит:

- Много вас попрошаек здесь таскается! Что слоняетесь-то по чужим дворам? Только, чай, просить и умеете, а небось не работаете... И отказал наотрез.

- Мы и то идем на работу,- говорят странники,- да вот застала нас в дороге ночь темная. Пусти, пожалуйста! Мы ночуем хоть под лавкою.

- Ну, так и быть! Ступайте в избу.

Впустили странников, ничем-то их не покормили, ничем-то их не напоили, (сам хозяин-то поужинал вместе со своими домашними, а им ничего не дал), да и ночевать им довелось под лавкою.

Поутру рано стали хозяйские сыновья собираться хлеб молотить. Вот Спаситель и говорит:

- Пустите, мы вам поможем за ночлег, помолотим за вас.

- Ладно, – сказал мужик, – и давно бы так! Лучше, чем попусту без дела слоняться-то!

Вот и пошли молотить. Приходят, Христос и гутарит хозяйским сыновьям: «Ну, вы разметывайте адонье, а мы приготовим ток». И стал он с апостолами готовить ток по-своему: не кладут они по одному снопу в ряд, а снопов по пяти, по шести, один на другой, и наклали почитай целое поладонье.

- Да вы такие-сякие совсем дела не знаете! – заругались на них хозяева, – зачем наложили такие вороха?

- Так кладут в нашей стороне, работа, знаешь, от того спорее идет,- сказал Спаситель и зажег покладенные на току снопы. Хозяева ну кричать и браниться, дескать, весь хлеб погубили. Ан погорела одна солома, зерно осталось цело и заблистало в большущих кучах крупное, чистое да такое золотистое!

Воротившись в избу, сыновья-то и говорят отцу: так и так, батюшка, смолотили, дескать, поладонья. Куда! и не верит! Рассказали ему все, как было. Он еще пуще дивится: «Быть не может! от огня зерно пропадет!» Пошел сам поглядеть: зерно лежало большими кучами да такое крупное, чистое, золотистое – на диво! Вот покормили странников, и остались они еще на одну ночь у мужика.

Наутро Спаситель с апостолами собирается в путь-дорогу, а мужик им гутарит:

- Пособите нам еще денек-то!

- Нет, хозяин, не проси, некогда, надо идти на работу.

А старшой хозяйский сын потихоньку и говорит отцу: «Не трожь их, батька, пусть идут. Мы теперь и сами знаем, как надо молотить».

Странники попрощались и ушли. Вот мужик-то с детьми своими пошел на гумно, взяли наклали снопов, да и зажгли: думают – сгорит солома, а зерно останется. Ан вышло не так: весь хлеб взялся огнем, да от снопов бросилось пламя на разные постройки, начался пожар, да такой страшный, что все до гола и погорело!

Легенда о наказании Христом жадных хозяев, нарушающих закон гостеприимства, который обязывал каждого христианина принять на ночлег и накормить нищих странников. Христос, пришедший в дом вместе с апостолами, совершает чудо, с помощью огня отделяя зерно от соломы и мякины. Попытка хозяина повторить чудо приводит к беде.