Смекни!
smekni.com

Русское устное народное поэтическое творчество (стр. 6 из 46)

Всё доищутся в горах оны высоких,

Доберутся ведь во матушке сырой земле!

Во конец оны крестьян всех разоряют!

Кабы ведали цари да со царицами,

Кабы знали все купцы да ведь московские

Про бессчастную бы жизнь нашу крестьянскую!

В этом причитании И.А. Федосова рисует картину горя на Русской земле и дает точку зрения народа на причину появления горя. Причитание отражает жизнь русского крестьянства в пореформенный период.

3. ВДОВА ПРИЧИТАЕТ НА МОГИЛЕ МУЖА

Я путем иду, широкоей дороженькой.

Не ручей да бежит, быстра эта реченька,

Это я, бедна, слезами обливаюся.

И не горькая осина расстонулася,

Это зла моя кручина расходилася.

Тут зайду да я, горюшица победная,

По дорожке на искать гору высокую,

Край пути да на могилушку умершую.•

Припаду да я ко матушке сырой земле,

Я ко этой, победна, к муравой траве.•

Восклицать стану, горюша, умильнёшенько:

- Погляди-то, моя ладушка, на меня да на победную!

Не березонька шатается, не кудрявая свивается,

Как шатается- свивается твоя да молода жена.

Я пришла, горюша-горькая, на любовную могилушку

Рассказать свою кручинушку.

Ой, не дай же, Боже-Господи, жить обидной во сирочестве,

В горе-горькоем вдовичестве!

Как синя моря моря без камышка, как чиста поля без кустышка.

Как же жить бедной горюшице без тебя, да мила ладушка!

Все разбросаны-раскиданы да мои бесчастны детушки,

Хоть стоснётся им, сгорюнится на чужой дальней сторонушке,

Не с кем горя поубавити, нет ни роду, нет ни племени,

Ни тебя, родитель-батюшка, ни меня, желанной матушки.

Охти мне, да мне тошнёшенько!

Не в могилу пришло горюшко – надломило мою силушку.

В этом причитании вдова как бы беседует с умершим мужем, рассказывает ему о своем горе, о разрушении некогда большой семьи. В причитании используются риторические вопросы и восклицания, уменьшительно-ласкательные суффиксы, тавтологические сочетания типа: горе горькое, разбросаны-раскиданы, а также традиционные эпитеты и символические образы. Все это придает плачу эмоциональный накал.

4. РЕКРУТСКОЕ ПРИЧИТАНИЕ

Соколочек да милой брателко, ты куды да наряжаешься,

Ты куды да сподобляешься, во какую да путь-дороженьку?

Не в любую да подороженьку как к сердцам да нежалостливым.

Как заведут, да сокол брателко, во присусьё да великоё,

Как поставят, да сокол брателко, тебя под мерушку казенную,

Станут брить, да сокол-брателко, всё твои да всё русы кудри,-

Повалятся да русы кудри со буйные головушки.

Как на каждой волосиночке по горячей по слезиночке!

Как прилетала да птичка-пташечка ко косявчету окошечку,

Как будила да птичка-пташечка соколочка да мила брателка:

Полно спать да высыпатися, пора ставать да пробуждатися

Все во путь да во дороженьку ко сердцам да нежалостливым.

Причитание сестры по брату-рекруту. Вначале рекрутов собирали в военное присутствие – казенное учреждение, где им объявляли о предстоящей «службе государевой». Интересы семьи и желание рекрута во внимание не принимались. Затем рекрутам сбривали волосы. В рекрутских причитаниях сбритые русые кудри становятся символом предстоящей многолетней разлуки с родным домом, поэтому «на каждой волосиночке по горячей по слезиночке».

2.3. ЗАГОВОРЫ

1.

Встану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду, помолясь, из избы в двери, из дверей в вороты, в чистое поле, прямо на Восток, и скажу: «Гой еси, солнце жаркое, не пали и не пожигай ты овощ и хлеб мой, а жги и пали куколь и полынь-траву». Будьте мои слова крепки и лепки.

Земледельческий заговор, с помощью которого крестьянин пытался уберечь свое поле от засухи. В тексте нет введения и зааминивания. Композиция заговора двухчастная: просьба (не палить, не жечь) и заклятие (будьте слова мои), им предшествует зачин (встану я…)

2.

Собирайся, мое милое стадо, ко всякой ночке к своему дому, как собирается мир православный ко звону колокольному и пению церковному. Как Муравьевы дети царю своему муравью служат и слушают, и как медовые пчелы слетаются к гнездам своим и не забывают детей своих и не покидают, и как стекаются быстрые речки, и малые, и большие, в славный океан-море, и так бы мое стадо. Стекайтесь на голос со всех четырех сторон, друг от дружки не отставайте. Из-за озер, от мхов зыбучих, от черных болот, из-за рек, из-за ручьев, из-за лесов и полей ко своему дому спешите ночевать, век по веку. Аминь.

Пастушья молитва на сохранение стада.

3.

Я иду в лес. Клещ, лезь на лес, а змея на угоду лезь под колоду.

Когда шли в лес по грибы и ягоды, произносили это заклятье, чтобы не встретить змею и не насобирать клещей.

4.

На море, на Лукоморье, там стоит яблонька на двенадцать кокотов и на двенадцать кореньев. На той яблоньке стоят три кровати тесовые, на тех кроватях лежат три подкшки пуховые. На тех подушках лежат три змеи старших: первая Шкурапея, вторая Люха, третья Полюха.

Прошу тебя, Люха, великими упросами, низкими уклонами: унимай ты своих слуг гноевых, моховых, подтынных, полколодных, болотных и всех забытых, и того червяка-рыбака. Не будешь унимать – нашлет на тебя Господь архангела Михаила и Кузьму-Демьяна. Будет тебя архангел Михаил огнем палить, Кузьма-Демьян по полю ветер развеет. Мать Пречистая приходила, эту рану крестом окрещала и помощь давала.

Заговор от укуса змей, в нем перечисляются разные породы змей, начиная от старших, очевидно, самых опасных. Покровительство христианских святых служит защитой.

5.

Аминь. На море на окияне, на острове Буяне лежит камень. На том камне сидела Пресвятая Богородица, держала в руке иглу золотую, вдевала нитку шелковую, зашивала рану кровавую. Тебе, рана, не болеть и тебе, кровь, не бежать. Аминь.

Заговор на остановку крови и быстрого заживления раны. Эпическое место «на море-окияне, на острове Буяне» характерно для художественного пространства заговоров. Образ Богородицы в заговорах со временем вытесняет мифологический образ девицы.

6.

Заря-зарница, стоят гробницы. На тех гробницах написано, нарисовано три ангела, три архангела. Первый ангел – Михаил архангел, другой ангел – Кузьма-Демьян, третий ангел – Пимен святой. Пошел Пимен святой из дверей в двери, из ворот в ворота, в чистое поле, на синее море. Попадают ему навстречу двенадцать девиц-трясовиц – долговолосы, пустоволосы, беспоясы, пологруды.

- Куда вы, девицы-трясовицы пошли?

- Мы пошли по всему свету людей знобить, костьми дробить. А ты куда пошел, Пимен святой?

- Я пошел в кузню двенадцать прутов ковать, двенадцать ножов – вас бить и резать.

- Не бей нас и не пытай, близко к смерти не предавай. Кто тебя почтет и помянет, к тому веки-повеки в дом не заглянем. Аминь.

Заговор от лихорадки. Рядом с мифологическими персонажами, чаще всего выступающими как вредители (девицы-трясовицы) появляются христианские святые, помогающие человеку. Текст ритмически организован, имеется рифма.

7.

Знахарка, надев верхнее платье задом наперед, берет больного младенца на руки и идет в поле, где, обратясь к заре, произносит следующие слова трижды, при каждом разе отступая шаг назад и плюя через левое плечо на зарю:

- Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Заря-зарница, заря красная девица, возьми крыксы и плаксы, денны и полуденны, нощны и полунощны, часовы, получасовы, минутны и полуминутны от раба Божия (имя ребенка).

Затем при троекратном поясном поклоне заре знахарка говорит:

- Заря-заряница, заря красная девица! Твое дитя плачет – пить-есть хочет, а мое дитя плачет – спать хочет. Возьми свое бессонье, отдай нам свой сон – по сей день, по сей час, по мой наговор. Во веки веков аминь. Могла я свое чадо сносить и спородить, могу я крыксы и плаксы отговорить.

Заговор против надрывного детского плача. В нем видны отголоски древнего обожествления природы. Вечерняя заря здесь олицетворяется и изображается в образе молодой матери, у которой тоже плачет дитя. С ее помощью мать успокаивает своего ребенка.

8.

Река ты матушка, течешь ты от моря и моешь ты берега и наплывы. Смой и сполощи у раба Божьего (сказать имя) тоску и напусту, чтоб я не тосковал и не горевал, и не плакал ни о ком-то и ни о чем-то. Ты, вода святая, источная, очищаешь ты весь свет и весь мир, и все горы, и реки, и дунаи, и все леса и моря, и все луга и берега, и церкви, и монастыри, и престолы святые Христовы.

Очисти меня, раба Божьего, от врагов, от рабов, злых нечистых духов: посланных, присланных, вихревых, ветровых и ночных, и полночных, и дневных – от нечистоты, от всякого колдовства. И очисти меня, Господи, святою источною водою – и початой, и непочатой. Аминь.

Этот заговор читался для очищения человеа от порчи рано утром над чистой проточной водой. Чаще заговорами на воду пользовались женщины, ибо вода, по языческим воззрениям, представляла женское начало. Ее обожествляли, к ней обращались с различными просьбами, просили ее смыть, сполоскать зло и болезни, которые символически изображаются в заговоре в виде наносной грязи, как телесной, так и духовной.

9.

Добрый вечер, дым ты дымочек. Ступай ты, дымочек, во чистое поле, в широкое раздолье. В чистом поле, в широком раздолье стоит дом волшебный. В том доме стоит волшебная доска, под той доской лежит тоска. Не тоскуй, тоска, не грусти, тоска, не кидайся, тоска, из окна в окно, из дверей в двери, в подоконные щели. Кинься, тоска, на раба (имя), на ретивое сердце, на горячую кровь и на легкие, и на печенки, и на очи ясные. Чтоб раб (имя) и горевал, и тосковал о рабе (имя). В еде не заедался, в питье не запивался, с друзьями говорил – не заговаривался, а все бы обо мне, рабе Божьей (имя), думал денную зорю, ночную и полуночную. И как эти дрова горят в печи жарко, чтоб рабу (имя) было меня жалко. И как горят эти дрова в печи душно, чтоб рабу (имя) без рабы (имя) было тошно. Чтоб он и тошнился, и нудился, и по веки вечные в жизхни по рабу (имя) не забылся.