Смекни!
smekni.com

Творчество Виктора Пелевина в литературной критике (стр. 7 из 8)

Виктор Олегович Пелевин – современный российский прозаик, автор двух полноценных романов, четырех повестей и нескольких десятков рассказов. Обладатель Малой Букеровской премии. Произведения Пелевина издаются не только в нашей стране, но и за границей.

Отечественная критика имеет относительно произведений Пелевина неоднозначное мнение. В рецензиях больше вопросов, чем ответов на них. Молодой автор интересен критикам – это подтверждают бурные дискуссии, не стихающие до сих пор, несмотря на то, что с момента выходы в свет последней книги В. Пелевина прошло более двух лет. Основная причина прений – к какой литературе отнести Пелевина – «высокой» или «низкой»? Круг поднимаемых им тем и привлекаемых источников, а также идейные предшественники, указывают на своеобразную элитарность произведений Пелевина. Однако массовость и «лакейский» (по выражению Басинского) стиль и язык заставляют рецензентов ставить его книги в один ряд с обычной «лоточной» литературой. Критик Владимир Курицын замечает в этой связи, что Пелевин смог вернуть литературе главное ее достоинство – читателя. И, видимо, уже личность читателя и будет основным аргументом в пользу той или иной точки зрения.

И, так как практически все критики и исследователи «пелевинского вопроса» единодушно отмечают, что аудитория Пелевина – и школьники, и ветераны, и дворники, и научные сотрудники, можно сделать вывод – проза Виктора Пелевина и есть та самая попытка заполнить «лакуну» между «массовой» и «серьезной» литературой. Поскольку писатель может сказать о сложном просто, а в простом увидеть многоуровневый смысл, в его произведениях каждый находит то, что ему необходимо.

Важная особенность пелевинской прозы – в повествование он охотно вводит реальные исторические персонажи и реалии современной ему и нам жизни. Еще и в этом причина его популярности – читатели живут в одном измерении с писателем, говоря словами того же Басинского, болеют одними с ним болезнями. Именно поэтому появление Пелевина было попросту необходимым – в эпоху кризиса духовности и экономики он говорит о злободневном не с экрана телевизора или газетной полосы, а с книжной страницы.


Примечания

[i] Наука и религия. – 1989. - № 12. – стр. 29.

[ii] Химия и жизнь. – 1990. - №3. – стр. 94-106.

[iii] Наука и религия. – 1990. - №4. – стр. 58-59.

[iv] Ultima Тулеев – очередная авантюра Виктора Пелевина, осуществленная им в 1996 году, накануне выборов президента России. При помощи специальной компьютерной программы Пелевин совместно с рядом единомышленников составили «обобщенный» портрет руководителя страны – как визуальный, так и психологический. В связи с рядом накладок не осуществилась основная цель проекта – Ultima Тулеев должен был действительно баллотироваться на пост президента.

[v] Корнев С. Блюстители дихотомий: тридцать сребреников за рецепт бестселлера. // www.ru // www.sampo.karelia.ru

[vi] Сочинения: в 2 т. -- М.: Терра, 1996. – 365 с. Том 1: Омон Ра: Роман; Бубен Нижнего мира: Рассказы. (Загл. обл.: Бубен Нижнего мира). Том 2: Жизнь насекомых: Роман; Затворник и Шестипалый; Принц Госплана; Желтая стрела: Повести; Бубен Верхнего мира: Рассказы. (Загл. обл. : Бубен Верхнего мира).

[vii] Кузнецов С. Тот, кто управляет этим миром. //www.com // www.cdru.com/kuznet/

[viii] Маргулев А. Дневник идеалиста. – Выпуск 2. //www.ru// www.margulev.mccme.rssi.ru

[ix] Новое литературное обозрение. – 1997. – №28. – стр. 248.

[x] Сергей Корнев ссылается на М. Е. Салтыкова-Щедрина, который говорил, что «литература и идеология – одно и то же».

[xi] Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? // Новое литературное обозрение. – 1997. – №28. – стр. 250.

[xii] Сравните у М. Бахтина: «У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другому или глазами другого» (Бахтин М. М. Проблемы творчества и поэтики Достоевского. – Киев: 1994.

[xiii] Термины приводятся по монографии: Ильин И.И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М.:1996.

[xiv] Степанян К. Реализм как спасение от снов. Знамя. 1996. - №11. - стр. 195.

[xv] Архангельский А. Обстоятельства места и времени. // Дружба народов. – 1997. - №5. - стр. 191.

[xvi] Закуренко А. Искомая пустота. // Литературное обозрение. – 1998. - №3. – стр. 95.

[xvii] Ср. в тексте «Чапаева и Пустоты»: «Весь этот мир – это анекдот, который Господь Бог рассказал самому себе. Да и сам Господь Бог – то же самое».

[xviii] Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? // Новое литературное обозрение. – 1997. – №28. – стр. 250

[xix] В романе «Чапаев и Пустота» действует довольно остроумный гибрид швейцарского психолога Карла Густава Юнга и профашистского барона Унгерна – барон фон Юнгерн.

[xx] Генис А. Беседа десятая: Поле чудес. Виктор Пелевин // Звезда. – 1997. - №12. – стр. 232.

[xxi] Нельзя не сказать о том, что у Пелевина с Басинским – давняя «дружба». «Литературный обозреватель Бисинский», в котором сам обладатель Антибукеровской премии усмотрел себя, в одном из рассказов В. Пелевина сидит в бочке с нитрокраской, в «Поколении «П» он же проваливается в деревенский сортир в рекламном ролике мужского одеколона.

[xxii] Басинский П. Синдром Пелевина //www.ru// www.guelman.ru

[xxiii] Немзер А. Возражение господина Ломоносова на энтомологические штудии господина Пелевина // Сегодня. – 1993. – 14 мая.

[xxiv] Архангельский А. Обстоятельства места и времени. Связка рецензий. Пустота. И Чапаев. – Дружба народов. – 1997. - №5. – с. 191.

[xxv] Цитата, приводимая Ульяновым, не совсем точна. На само деле она начинается так: «Шашка, надо сказать, была довольно странная, с длинной серебряной рукоятью, покрытой резьбой…».

[xxvi] Басинский П. Синдром Пелевина //www.ru// www.guelman.ru

[xxvii] Быков Д. Побег в Монголию// Литературная газета. – 1996. – 29 мая.

[xxviii] Курицын В. Великие мифы и скромные деконструкции // Октябрь. – 1996. - №8. - С. 187

[xxix] Кузнецов С. Тот, кто управляет этим миром //www.com//www.cdru.com/kuznet/izdaniya

[xxx] Соломина А. Свобода: надтекст вместо подтекста // Литературное обозрение. – 1998. - №3. – С. 92.

[xxxi] Генис А. Беседа десятая: Поле чудес. Виктор Пелевин // Звезда. – 1997. - № 12. С. 231

[xxxii] См. у А. Гениса: «Проза Пелевина – это вещие сны, сны ясновидца». (Генис А. Беседа десятая: Поле чудес. Виктор Пелевин // Звезда. – 1997. - № 12. С. 230.

[xxxiii] Володихин Д. Один из первых почтительных комментариев к мардонгу Пелевина // Книжное обозрение. – 1999. – 2 марта.

[xxxiv] Соломина А. Свобода: надтекст вместо подтекста // Литературное обозрение. – 1998. - №3. – С. 93.

[xxxv] Роднянская И. …и к ней безумная любовь…// Новый мир. – 1996. - №9. – С. 215.

[xxxvi] Ульянов С. Пелевин и пустота //www.ru// www.tvset.khv.ru

[xxxvii] Басинский П. Синдром Пелевина //www.ru// www.guelman.ru

38 Данилкин Л. Generation «Пе» // Культ личностей. – 1999. – сентябрь/октябрь. – С. 48.

39 Рецензируя в «Литературной газете» последнюю книгу В. Сорокина «Пир» , Алла Латынина говорит, что он «соседствует с Пелевиным на книжном лотке».

40 В письменном интервью журналу «Эксперт» Пелевин на вопрос корреспондента о своем участии в разработке «современной национальной идеи» отвечает следующим образом: «Национальная идея нужна не людям, а идеологам. Идеологи нужны по большому счету только самим себе. Лихорадочные поиски национальной идеи - самый яркий симптом болезни общества. Но общество выздоравливает не потому, что эту идею находят. Скорее происходит прямо наоборот - о необходимости такой идеи забывают, когда общество выздоравливает. Как-то я спросил одного шведа: "Какая у вас в Швеции национальная идея?" Он пожал плечами и ответил: "Живут люди". Пока наши начальники не допрут до похожей национальной идеи, нас всегда будет кидать из оврага в овраг».

41 Шкловский Е. ПП, или Победитель Пелевин //www.ru// www.pelevin.nnov.ru/

Список использованной литературы

1. Пелевин В. Желтая стрела: Повести, рассказы. - М.: – Вагриус, 1998.

2. Пелевин В. Омон Ра: Повесть, рассказы. - М.: Текст, 1992.

3. Пелевин В. Generation “П”: Роман. – М.: Вагриус, 1999.

4. Пелевин В. Чапаев и Пустота: Роман. – М.: Вагриус, 2000.

5. Бахтин М.М. Проблемы творчества и поэтики Достоевского. – Киев: 1994.

6. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. – М.: 1996.

7. Арбитман Р. Предводитель серебристых шариков // Литературная газета – 1993. – 14 июля.

8. Архангельский А. До шестнадцати и старше // Известия. – 1999. – 24 марта. Архангельский А. Обстоятельства места и времени //Дружба народов. – 1997. №5. – С. 190-199.

9. Бавильский Д. Сон во сне. Толстые романы в «толстых» журналах // Октябрь. – 1996. - №12. – С. 176-184.

10. Басинский П. Из жизни отечественных кактусов // Литературная газета. – 1996. – 29 мая.

11. Быков Д. Побег в Монголию // Там же.

12. Володихин Д. Один из первых почтительных комментариев к мардонгу Пелевина // Книжное обозрение. – 1999. – 2 марта.

13. Генис А. Беседа десятая: Поле чудес. Виктор Пелевин // Звезда. – 1997. - № 12. С. 230-233.

14. Данилкин Л. Generation «Пе» // Культ личностей. – 1999. – сентябрь/октябрь. – С. 47- 49.