Смекни!
smekni.com

Исторические романы Б.П. Гальдоса. Серия "Национальные эпизоды". Характеристика романа "Кадис" (стр. 2 из 4)

1-я серия "Национальных эпизодов" принадлежит к числу лучших творений Гальдоса; именно здесь с наибольшей полнотой и яркостью выявились новаторские черты созданного писателем типа исторического романа. Писатели-романтики при всём своём стремлении к созданию подлинно исторического колорита тем не менее переносили в прошлое конфликты, характерные для современного им романтического сознания, а центральные герои оставались носителями романтических идеалов. Исторические романы Гальдоса тоже многими нитями связаны со временем, в которое они создавались. Но их актуальность проистекала не из перенесения писателем в историю чувств, мыслей и настроений современников, а из того, что он обнаруживал в историческом прошлом черты, которые сближали это прошлое с сегодняшним днём. Не менее важна и другая особенность исторических романов Гальдоса: его внимание привлекают не только отдельные исторические личности, волею судеб выдвинутые на авансцену истории, но и народ. "То, что обычно именуется "историей", то есть бесчисленное множество книг, в которых речь идёт только о бракосочетаниях королей и принцев, о соглашениях и союзах, о морских сражениях и битвах на суше… всё это не объясняет исторические события: эти события либо не значат ничего, либо определяются жизнью, чувствами и даже дыханием масс", - пишет Гальдос. Он создаёт тип романа-эпопеи, в котором судьбы персонажей оказываются лишь отражением судьбы испанской нации. В годы, когда Гальдос работал над этой серией, он был убеждён, что причиной всех бед Испании в прошлом являлось прежде всего отсутствие национального единства. Ясно, что другой, более яркий пример национального единства, чем эпоха войны за независимость, трудно было найти. Здесь субъективная позиция Гальдоса ближе всего к объективной истине.

Испанские критики расходятся в оценке историзма романов своего соотечественника: одни утверждают, что его "Национальные эпизоды" - не столько художественное, сколько историческое произведение, точно воспроизводящее все детали истории; другие находят в книгах Гальдоса нарушение фактов истории и обвиняют автора в антиисторизме. Конечно, взгляд Гальдоса на историю достаточно субъективен и далеко не всегда его оценки точны: так, например, писатель неприязненно относится к герилье, в которой он видел проявление "разнузданных инстинктов толпы". Это приводит к ложной оценке и некоторых исторических фактов и лиц (например, лорда Веллингтона). И тем не менее в целом романы Гальдоса можно назвать историческими в подлинном смысле этого слова. Не копируя исторических трудов, Гальдос изображает достаточно точно и объективно важнейшие факты; в центр своего повествования он ставит переломные события в жизни испанского народа и, основываясь на них, в художественно образной форме поднимает острейшие проблемы испанской действительности и, наконец, предлагает их решение с позиций, близких к идеалам демократических масс.

К моменту, когда весной 1875 года в конце последнего романа 1-й серии была поставлена точка, в сознании Гальдоса уже созрел замысел продолжения. "В самом деле, - писал романист позднее, - изображение войны оказалось бы односторонним, неполным и не вполне объективным, если бы за ним не последовала картина волнений и беспорядков, которые были ею порождены… Эта вторая война, быть может, ещё более яростная, хотя и менее славная, чем предшествовавшая ей, показалась мне превосходным материалом для новых десяти романов, посвящённых политике, партиям и борьбе между традиционалистами и свободой".

Так возникла 2-я серия "Национальных эпизодов", охватившая два бурных десятилетия испанской истории: с момента эвакуации французских войск в 1813 году – роман "Экипаж короля Жозефа" (ElequipajedelreyJose, 1875) до начала первой карлистской войны 1833 году, изображённой в романе "Одним мятежником больше и несколькими монахами меньше" (Unfacciosomasyalgunosfrailesmenos, 1879). Между этими крайними точками проходят вехами истории абсолютистский террор после возвращения Фердинанда VII из Франции – роман "Воспоминания одного придворного 1815 года" (Memoriasdeuncortesanode 1815, 1875); события революции 1820-1823 года, получившее отражение в романах "Новая униформа" (Lasegundacasaca), "Великий Восток" (ElGrandeOriente) и "7 июля" (El 7 dejulio, все три романа – 1876); французская интервенция 1823 года – "Сто тысяч сыновей святого Людовика" (LoscienmilhijosdeSanLuis, 1877); последующее десятилетие господства самых реакционных сил – романы "Террор 1824 года" (Elterrorde 1824, 1877), "Волонтёр-роялист" (Unvoluntariorealista, 1878) и "Апостолики" (LosApostolicos, 1879).

Романы 2-й серии существенно отличаются от романов 1-й серии и по своей проблематике, и по способам их построения, и по стилю изложения. В 1-й серии внимание Гальдоса сосредоточилось на теме национального единства; во 2-й раскрывается непримиримый и всё углубляющийся конфликт двух Испаний, "традиционалистской" и либеральной. И, поскольку события в романах развёртываются в обоих противоборствующих лагерях, уже немыслимо было поставить в центр повествования какое-либо одно лицо, свидетеля и интерпретатора происходящего, каким был Арасели в первой серии. Сложные, противоречивые процессы истории оказываются во второй серии пропущенными сквозь судьбы двух антагонистических персонажей – Сальвадора Монсалюда и Карлоса Наварро по прозвищу Гарроте. А то обстоятельство, что эти персонажи – сводные братья, позволяет писателю в их взаимной ненависти и борьбе символизировать братоубийственный характер борьбы двух Испаний. Естественно, что Гальдос в этих романах почти полностью отказывается от приёма изложения событий от первого лица.

Национальное единство и во 2-й серии остаётся идеалом Гальдоса, но к этому присоединилось понимание неизбежности конфликта двух Испаний. Гальдос отрицательно оценивает не только все попытки "традиционалистов" задержать поступательное движение истории, но и проявления непримиримости со стороны либерального лагеря. Правда, в оценке действий этих двух лагерей есть и существенное различие: неприятие позиций реакционеров у Гальдоса полное и безоговорочное, а при изображении их противников писатель отвергает радикализм левых (например, масонов и "коммуньерос" в революции 1820-1823 гг.), выступает против революционного насилия, склоняясь к поддержке "умеренных" сторонников реформ, а не революции. По-новому Гальдос оценивает и народные массы: если в 1-й серии народ был олицетворением идеи национального единства и самоотверженной борьбы во имя интересов родины, то здесь нередко понятие "народ" (pueblo) подменяется понятием "чернь" (populacho), обозначающим тёмную и невежественную массу, которая часто становится слепым орудием в борьбе противоборствующих сил. Подобное толкование опиралось на некоторые реальные факты, например, восторженный приём народной толпой Фердинанда VII в 1814 году, поддержка крестьянством роялистских банд в 1823-1824 гг., наконец, активное участие наваррского, галисийского и баскского крестьянства в карлистской войне. Но Гальдос ошибочно придаёт этим фактам универсальный смысл.

Завершив 2-ю серию "Национальных эпизодов", Гальдос отказался от дальнейшей работы над историческим материалом. События 40-х – 50-х годов казались ему слишком близкими к современности, чтобы можно было дать им объективную историческую оценку. Только много позже, после поражения Испании в испано-американской войне 1898 года и именно под влиянием этих событий, обнаруживавших с очевидностью кризис испанского государства, Гальдос возвращается к замыслу "Национальных эпизодов" и в последующие годы создаёт 3-ю, 4-ю и оставшуюся незаконченной 5-ю серию – ещё 26 романов об истории Испании с первой карлистской войны до эпохи реставрации. В художественном отношении эти серии, однако, значительно слабее первых двух: многие романы оказываются просто слегка беллетризованными историческими хрониками. Да и в идейном отношении уязвимость позиции писателя становится ещё более очевидной: здесь, где в исторических событиях всё более сущёственную роль начинал играть рабочий класс, либерально-филантропическая оценка народных масс особенно бросалась в глаза.

III. Роман "Кадис"

испанский монархизм конституция кадис

В романе "Кадис" действие происходит с февраля 1810 по май 1811 года. Это было очень тяжёлое время: стремясь любой ценой покончить с испанским сопротивлением, Наполеон направил за Пиренеи крупные силы, и французским войскам к началу 1810 года удалось оккупировать почти всю территорию страны. Правда, это ещё не означало покорения Испании, ибо во французском тылу действовали многочисленные партизаны, наносившие оккупантам тяжёлые удары, но так или иначе свободным от французов оставался в то время только город Кадис, и не удивительно, что он стал центром притяжения для всех тех, кто не хотел примириться с наполеоновским владычеством.