Смекни!
smekni.com

Особенности организации Интернет-торговли на примере ОАО "BASK" (стр. 4 из 10)

• Рост популярности магазина благодаря сопутствующей "бесплатной" рекламе. Разумеется, организация виртуального магазина связана со значительными расходами на его рекламу в Сети, но с ростом числа пользователей Интернета, даже сам факт наличия популярного электронного магазина уже будет являться рекламой. Неслучайно на рекламных щитах мебельных и автомобильных салонов все чаще появляется адрес Интернет-страницы, вряд ли проезжающий мимо щита потенциальный российский покупатель запомнит адрес, а запомнив, вряд ли бросится приобретать компьютер и подключаться к Интернету ради виртуального посещения мебельного салона, однако где-то в глубине души уровень доверия к данному мебельному салону немного повысится.

1.4 ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ В МИРЕ И РОССИИ

Электронная торговля во всем мире развивается очень активно. Электронная торговля в узком смысле – это процесс купли и продажи, который производится с помощью различных электронных средств[5].

К самым популярным товарам, покупаемым через Интернет, относятся: компьютерное оборудование и ПО, акции компаний, туристические туры и билеты, а также коллекционные предметы. Среди самых быстрорастущих Интернет-рынков можно отметить продажи автомобилей, игрушек, косметики и санитарно-гигиенических товаров.

Таким образом, Интернет постепенно превращается из дополнительного рекламно-информационного пространства в необходимый инструмент для бизнеса XXI века. Несмотря на то, что пока электронная торговля даже у лидера "e-commerce", США, не превышает 1,5% от общего торгового оборота, оффлайновые магазины уже забеспокоились.

Крупнейший магазин спортивных изделий в Лос-Анджелесе "Vans" открыл на своей территории специальный стадион для катания на роликовых коньках, к восторгу тинейджеров обоих полов. Теперь этот магазин - лучший друг молодежи, что, естественно, не могло не сказаться на его выручке[1],[5].

Другой известный магазин, "Bass Pro", организовал у себя небольшой живописный пруд, где можно с комфортом половить рыбку. Традиционные торговцы стараются бить электронных соперников своим главным преимуществом - физической реальностью. Так, один из руководителей Нью-Йоркского торгового центра говорит: "В Интернете можно получить очень многое, но нельзя в Рождество посидеть у Сайта-Клауса на коленях, и никогда "Amazon" не подаст вам кофе с улыбкой, как это делают наши девушки".

Второе стратегическое направление борьбы с Интернет-магазинами - использование их сильных сторон. Многие американские торговые центры устанавливают в своих помещениях терминалы с доступом в Интернет, чтобы покупатели имели доступ к любой информации. Кроме того, магазины открывают в Сети свою страницу, и посетители могут оставлять там свои пожелания и заказы, а при следующем визите - проверять их.

Следующая магазинная хитрость - специальные программы для маленьких детей. Те, кто ходил в магазин с детьми, знают, какое это утомительное мероприятие. Теперь в торговых центрах есть даже не детские комнаты, а детские царства. Кроме игрушек и игр, там постоянно устраиваются кукольные представления, показы живых зверюшек, турниры и соревнования. Дети умоляют родителей: пойдем скорее в магазин!

Но самый грандиозный проект начал осуществлять торговый дом "Simon Property Group", заключив договор о сотрудничестве "TimeWaner's Turner Broadcasting System". Они планируют объединить обычную и электронную торговлю через сеть киосков, телевидение, Интернет, СМИ и "живые" мероприятия. Торговля и покупки меняют свой облик и становятся увлекательным и многогранным процессом. Возможно, будущее за симбиозом двух, пока соперничающих форм торговли[1],[5].

Да и сами электронные магазины с удовольствием идут на контакт со своими собратьями. "еВау" организует "живые" аукционы в крупных торговых центрах. "Gateway" строит собственный торговый центр. Даже главный популяризатор Интернет-торговли Джефф Безос, руководитель компании "Amozon.com.", признает, что у обычных магазинов есть свои преимущества: "Покупка там превращается в развлечение и удовольствие". Итак, тенденция ясна: из английских слов "shop" (магазин) и "entertainment" (развлечение) образуется новое слово "shoppertainment" в этом направлении и развивается традиционная торговля. Опросы компании "Deloitte&Touch" показывают, что еще до начала Интернет-торговли покупатели стали предпочитать именно такие огромные торговые центры. Кое-где торговые центры уже называются "центрами развлечения" и перестраиваются в соответствии с этим названием. В целом же эта идея не нова: ее уже пытались реализовать некоторые энтузиасты в начале 1990-х годов. Дело в том, что тогда у обычных магазинов не было такой быстро нарастающей конкуренции, и они не искали путей для выживания[1],[5].

Общемировые тенденции актуальны и в нашей стране.

1.4.1 Особенности Российской электронной торговли

Организация торговли в российском Интернете практически не отличается от общемировой. При всем многообразии форм присутствия и работы в Сети можно указать следующие основные подходы. Наиболее простой и экономически выгодный путь выбрали оффлайновые торговые компании, которые используют свои web-витрины как дополнительный канал продвижения товаров на рынок. В качестве примера можно привести магазины "Библио-Глобус" или ХХL.RU. Их конкурентные преимущества: отлаженная система логистики и раскрученный брэнд, но ассортимент определяется складом реального магазина и возможностями его поставщиков[1],[5],[13],[17].

Другой подход избрали создатели Интернет-магазинов, копирующих раскрученные западные образцы вроде известного "Amozon.com."(даже названия подбираются созвучные - "Озон"). Преимущества такого решения в том, что копию сделать легче и дешевле, чем изобретать велосипед, который может и не поехать по нашим торговым дорогам. А недостаток-отсутствие адекватной инфраструктуры. Первоначальным ассортиментом таких Интернет-магазинов являлись стандартные "интернетовские" товары - книги, кассеты, ПО и компьютерное оборудование, что обусловливало ограничение клиентской базы.

Поэтому логично их развитие в направлении Интернет-супермаркетов. Плюсы такого рода решений очевидны: чем больше ассортимент, тем больше покупателей. Но нужно также учитывать многие проблемы, которые возникают в условиях нашей действительности: большое число поставщиков и отсюда нестабильность поставок, сложная логистика и т.д. Поэтому такие проекты могут быть успешными только при поддержке крупных оффлайновых торговых операторов и при наличии отлаженных систем расчетов и доставки.

Сегодня самая простая и прибыльная форма ведения бизнеса в Интернете - организация торговых площадок, этаких "Лужников" на экране (проекты Торг. Ру или торговые ряды "Традиция"). Такого рода деятельностью занимаются провайдеры электронной коммерции, получающие доход от аренды витрин, web-хостинга и т.п. Весьма охотно торговые ряды создают компании-интеграторы, операторы связи, Интернет- и контент-провайдеры - им это позволяет расширять клиентскую базу.

Сейчас, когда в России наметилась тенденция замедления темпов роста числа пользователей Интернета, проблема расширения клиентской базы становится актуальной практически для всех операторов и провайдеров. Предложение услуг электронной коммерции позволит им решать эту проблему на качественно ином уровне.

Чтобы объективно оценить ситуацию, сложившуюся на российском рынке виртуальной коммерции, следует разобраться, кто, что и где покупает сегодня через Интернет, а также выяснить, какие пути наиболее эффективно приводят отечественных покупателей к многочисленным web-прилавкам. Для этой цели воспользуемся результатами аналитического исследования, недавно проведенного компанией "SpyLog" - одним из крупнейших экспертов в области "е-commerce" в России.

Аудитория

Ежедневно онлайновые магазины привлекают около 80 тыс. посетителей, что сопоставимо с суммарной посещаемостью таких секторов Рунета, как компьютерные игры, провайдеры или музыкальные архивы. Очевидным лидером по посещаемости является сектор торговли культтоварами - 40% хитов в онлайн - торговле приходится на магазины, торгующие книгами, аудио- и видеоносителями. Совокупное ядро сайтов электронной коммерции составляет 102 тыс. человек. В тоже время суммарное ядро (арифметическая сумма ядер) составляет 137 тыс. человек, таким образом, не менее 20% всей аудитории входит одновременно в ядро двух или более электронных магазинов (показатель "плотность рынка").

Всего же виртуальные магазины привлекают к себе внимание почти полумиллиона посетителей в месяц (monthly reach), что составляет не менее 3,5% всей месячной аудитории Рунета. Недельная аудитория ресурсов составляет чуть менее 300 тыс. человек, или 3,5% всей недельной аудитории Рунета (таблица № 1) [5].

Таблица №1- Суммарная посещаемость магазинов электронной коммерции (на 28.01.2004)

Аудитория Тыс. чел. % от всего Рунета
Суммарное ядро аудитории 137 -
Совокупное ядро аудитории 102 1,8
Недельная активная аудитория 33 -
Уникальных посетителей за 30 дней 484 3,66
Уникальных посетителей за 7 дней 293 3,50
Посетителей в день, среднее за 1 5 дней 78 2,81
Сессий в день, среднее за 1 5 дней 85 2,33
Хитов в день, среднее за 1 5 дней 341 2,13
Плотность рынка 34,41 -

Из всех товарных групп наибольшей посещаемостью обладает группа "культтовары", включающая книги, музыку и видео, на эту категорию приходится треть всей ежедневной посещаемости группы (по сессиям). Еще чуть меньше 38% посещаемости приходится в сумме на компьютерные магазины и магазины, предлагающие портативную технику (включая мобильные телефоны). При этом четыре исследованные категории собирают в общей сложности чуть меньше 80% средней ежедневной посещаемости всей исследуемой группы Интернет-магазинов (таблица №2).