Смекни!
smekni.com

Этапы и программа управления предпринимательскими рисками (стр. 5 из 6)

Коэффициент вариации: для мероприятия А

для мероприятия Б

Коэффициент вариации при вложении капитала в мероприятие А меньше, чем при вложении его в мероприятие Б, что позволяет сделать вывод о принятии решения в пользу вложения капитала в мероприятие А.

Можно применять также несколько упрощенный метод определения степени риска.

Количественный риск инвестора характеризуется оценкой вероятной величины максимального и минимального доходов. При этом тем выше степень риска, чем больше диапазон между этими величинами при равной их вероятности.

Тогда для расчета дисперсии, среднего квадратичного отклонения и коэффициента вариации можно использовать следующие формулы:

,

где

— дисперсия; Pmax — вероятность получения максимального дохода (прибыли, рентабельности); xmax — максимальная величина дохода (прибыли, рентабельности);
— средняя ожидаемая величина дохода (прибыли, рентабельности); Pmin — вероятность получения минимального дохода (прибыли, рентабельности); xmin — минимальная величина дохода (прибыли, рентабельности); σ? — среднее квадратичное отклонение; V — коэффициент вариации.

Пример. При вложении капитала в мероприятие А имеем следующие значения этих показателей:

Вложение капитала в мероприятие Б даст следующие значения этих показателей:

Сравнение величин вышеуказанных показателей также показывает, что меньшая степень риска присуща вложению капитала в мероприятие А.

Хозяйственное, экономическое поведение большинства предпринимателей при принятии управляющих решений можно подразделить на два характерных типа: активную деятельность с принятием всей ответственности за риск на себя и пассивную деятельность с элементами риска. В первом случае идут на риск для того, чтобы получить несколько большую по величине прибыль, во втором — в надежде избежать потерь. Есть разные взгляды на соотношение приверженцев поведения по каждому из указанных типов, однако боязнь потерь, связанных с риском, весьма велика у предпринимателей, работающих в условиях развитых рыночных отношений. Поэтому из возможных решений слишком часто выбираются такие, при которых учитываются только полностью надежные варианты, хотя при этом предприниматель отказывается от динамического развития своего бизнеса, выбирая более медленный, но надежный, даже спокойный путь.

Описанная ситуация абсолютно не характерна для экономики России переходного периода, в которой многие предприниматели идут на риск, связанный с решениями, принятыми без достаточной предварительной проработки, “под влиянием момента”. Однако на пути к развитому реальному рынку придется привести свое экономическое поведение и мышление в соответствии с принятыми нормами, изменить психологию принятия решений и оценки рисковых ситуаций. Поэтому рассматриваемые ниже предложения следует предварить фразой типа “так нужно будет действовать, когда ситуация будет цивилизованной”.

Большинство предпринимателей, управляющих, менеджеров учитывают риск только вынужденно, в затруднительных положениях под нажимом изменений рыночной коньюктуры, конкуренции на рынке, утрат экспортных возможностей, тот есть тогда, когда находятся под вопросом и “на карту” поставлено само существование предприятия, компании.

Даже простое понимание термина “риск”, а тем более умозрительная оценка его величины сильно зависят от субъективного восприятия хозяйственного руководителя, от уровня его подготовленности, информированности, психологического типа и даже настроя в конкретный момент. На принятие решения влияет базовая подготовка, образование, предыдущая деятельность. Не секрет, что долгие годы при подготовке заказных менеджеров в ряде школ бизнеса внедрялась идея: “Лучше пусть я мало выиграю, зато и немного проиграю”. Подобная позиция отражает негибкую политику и вместе с тем ее считали надежной для веления дел во многих сферах предпринимательства. Ясно, что с таким психологическим настроем не смогла бы работать ни одна биржа, однако для производственного предпринимательства, в частности, подход признавался оправданным.

Итак, не вызывает сомнений, что субъективное восприятие проявляется в том, что одни и те же альтернативы кажутся одному человеку более рискованными, а другому — менее либо совсем безрисковыми. Почему так происходит? Назовем некоторые из причин такого явления.

Во-первых, считается, что люди переоценивают опасность тех явлений, о которых они узнают из других источников, особенно из средств массовой информации, и от людей, которым они традиционно доверяют. Таким образом, искаженная (если не сказать, ложная) информация либо избыточный поток сведений приводит к неточной оценке риска.

Во-вторых, восприятие размера риска в значительной степени зависит от способов представления информации. Сведения, изложенные сложным языком, “утяжеленные”, например, множественными статистическими выкладками, могут привести к недооценке риска.

Третья причина напрямую связана с практическим опытом, стажем выполнения конкретной работы (например, продолжительностью предпринимательской практики конкретного лица), с учетом повторяемости однотипных событий. И, как вывод, у профессионалов чувство опасности притупляется. Предприниматели с длительным стажем конкретной работы склонны недоучитывать степень риска.

Четвертое: стремление нормальной здоровой личности к положительным эмоциям. Иначе говоря, если нет оснований опасаться убытков, потерь, если речь идет о надежном прибыльном результате, риск недооценивается, размер расчетной, ожидаемой прибыли часто завышается. В итоге имеет место так называемая недополученная прибыль.

И, наконец, на субъективное восприятие риска оказывают влияние личная оценка вероятности неудачи, а также абсолютный размер, величина убытка.

Особняком стоит вопрос об индивидуалах, сознательно в большинстве случаев выбирающих максимальный риск. Такой авантюрный тип поведения свойствен “игроку-максималисту”, руководствующемуся принципом “все или ничего”. Либо он является проявлением субъективизма, волюнтаризма, что особенно характерно для руководителей из числа функционеров советского периода начиная с определенного высокого ранга. Явление предпринимателя-игрока достаточно типично для современных российских условий, его деятельность часто приносит большую удачу, дает огромную прибыль, но в интегральном плане постоянная погоня за делами с необоснованным максимальным риском приводят к неудаче: в рулетку можно крупно выиграть, но выиграть “по крупному” постоянно не удается никому.

Все понимают, что каждый, кто хочет проводить результативную, успешную хозяйственную деятельность, должен учитывать риск. Игнорировать его нельзя. Как нельзя и панически бояться, откладывая и затягивая определяющие решения. Бытующее мнение: “лучше вместо найма грамотного специалиста по оценке риска из профессиональной консалтинговой фирмы обратиться к гадалке” — отходит в прошлое либо остается в обиходе как отражение порока говорящего, если к тому же учесть высокие гонорары специалиста по оценке риска в сравнении с гаданием.

В практику хозяйствования, в психологию предпринимателя входит принцип “не рискнешь — прогоришь” вместо прежде расхожего “кто рискует, тот и прогорает”.