Смекни!
smekni.com

Военная Медицина в Древнем Риме (стр. 3 из 6)

Во времена республики все попечение о больных и раненых солдатах состояло в том, что их, когда в том являлась необходимость, транспортировали в Рим или в один из расположенных по соседству больших городов и сдавали там на попечение частным лицам. Если перевозка была невозможна, то больной или раненый оставался в одной палатке со здоровыми товарищами.

Во времена республики многие греческие врачи, поселившиеся в Риме, привезли с собой и различные направления греческой медицины.

Этим направлениям римляне могли противостоять только древнеримскую народную медицину.

Развитие медицины в Риме прежде всего связано с именем греческого врача Асклепиада, создавшим медицинскую школу в нем.

Он родился около 120 г. До нашей эры в Прузе, занимался риторикой, философией, медициной, и следуя духу времени переселился около 90 г. До н.э. в Рим; там он сумел найти доступ к таким высокопоставленным людям, таким как М. Антоний и Кв. Муций и, кроме того, вообще завоевать расположение всего римского общества. Успех Асклепиада зависел прежде всего от того, что:

на место традиционной терапии с самыми различными мероприятиями и массой лекарств он ввел по возможности простое и «согласное с природой» лечение; своей доступностью эта терапия импонировала массам;

этой терапии он дал теоретическое обоснование в духе эпикурейской философии и этим нашел ключ к сердцам образованных римлян (так как римляне всегда смотрели на научные вопросы с практической трезвой точки зрения, а кроме того, и наоборот, у них было стремление все практические вещи облекать в научное одеяние).

Согласно его учению, человеческое тело (как и все в мире) состоит из «основных веществ – атомов»; свойства их имеют решающие значение для всех жизненных явлений как в здоровом так и в больном организме. Его учение не имеет одностороннего характера; не отдавая предпочтение ни гуморальной патологии, ни плотным веществам организма, он пытается спаять эти принципы в одну систему. Всего яснее это видно из его учения о болезни.

По представлениям Асклепиада, болезнь возникает большей частью как следствие «застоя телец». Этот застой обуславливается величиной или формой частиц, их количеством или слишком быстрым движением, или перегибом пор. В соответствии с различениями органа и пор возникают различные болезненные формы.

Но не все болезни возникают из-за застоя частиц, так в основе не которых лежат расстройства соков и пневмы - вещества из чрезвычайно мелких частиц. При попытках точнее локализовать местные болезни Асклепиад пользовался анатомическими данными, которые в других случаях его мало интересовали. Так, эпилептические судороги он рассматривал с изменением мозговых оболочек, а плеврит – воспаление плевры.

В своей терапии Асклепиад руководствовался определенными принципами. Он требовал, чтобы в каждом отдельном случае врач испробовал 2-3 средства и отдавал предпочтение простым и «естественным» мероприятиям: диетам, движение, ванны, потение, водолечение и т.д.

В отдельных случаях Асклепиад стремился согласовывать свои лечебные методы с теоретическим обоснованием, причем главную задачу терапии он видел в расширении пор и проведении вновь в движение частицы; в редких случаях, когда, наоборот, движение частиц было слишком оживленным.

Вообще в целом, Асклепиад хотя и пытался выводить каждое свое терапевтическое действие из своего учения о болезни, но в сущности практический успех для него всегда был на первом плане, и теоретическое обоснование ему он подыскивал только потом.

Излюблиными средствами Асклепиада были растирания , вино, вода и «пассивные движения». Применение этих средств было им разработано самым детальным образом, причем он всегда старался приспособить терапию к каждому отдельному случаю. Он охотно назначал и строгую диету, вплоть до поста. Медикаменты назначались лишь в виде исключения.

Асклепиад был новатором, сумевшим отлично приспособиться к тем особенным условиям, которые он нашел в Риме, и удачно их использовать. На последующие развитие медицины в Риме он во всяком случае оказал большое влияние как благодаря своему личному авторитету, так и своими идеям. Из его учеников замечательным является Темисон из Лаодикеи.

Так как большинство римских врачей было лишено возможности приобрести знания, необходимые для выполнения их профессии, то Тимисон взял на себя труд переработать терапевтическую систему своего учителя Асклепиада, - систему, которая требовала оригинальной личности, - в легко усваиваемый практический терапевтический метод, и, таким образом, основал медицинскую школу, сторонники которой называли себя «методиками»,- назвали потому, что эта школа свою главную задачу видела в создании «простого пути» к лечению болезней.

Эта школа была проникнута римским духом и приспособлена к римским условиям; в виду этого все время существования Римской империи она сохраняла наибольшее влияние и имела приверженцев, чем все другие.

Основное учение Темисона состоит в следующем:

Знание какой-либо причины не имеет никакого отношения к способу лечения

Для терапии совершенно достаточно руководствоваться известными общими явлениями: - состояние сокращения

- расслабления

- смешанное состояние

Причина болезней состоит в следующем: одни больные выделяют слишком мало, другие – слишком много; у одних одна какая-либо часть тела теряет слишком мало, другая – слишком много. Зависящие отсюда болезни протекают или остро или хронически и находятся в стадии нарастания, покоя или уменьшения.

Правила постановки диагноза и лечения:

Необходимо, прежде всего, распознать в каком состоянии находится организм:

- если он находится в состоянии сокращения, необходимо предписать разрежение;

- если он, наоборот, страдает чрезмерным «истечением», необходимо действовать сокращающим образом;

- если организм находиться в смешанном состоянии, то необходимо в первую очередь вступить в борьбу с наиболее опасным проявлением болезни.

Кроме того, острые болезни необходимо лечить иначе, чем застарелые; болезни в стадии нарастания лечатся одним способом, в стадии равновесия – другим, и в стадии, когда имеется уже наклонность к излечению, - третьим. В соблюдении всех этих правил и состоит врачебное искусство.

Согласно этим программным положениям, этиология болезней для Темисона не имеет никакого практического значения. Этиология имеет для него только теоретическое значение. Темисон совершенно не отграничивает одного типа болезни от другого. Из разнообразных симптомов он стремится выделить то общее, что в них есть, и строит таким образом свои основные формы болезней:

«состояние сокращения», т.е. состояние, когда ткани тела ненормально напряжены, стянуты и благодаря этому поры сужены, а выделения задержаны;

«состояние расслабления» - напряжение тканей ненормально понижено, поверхность тела разрыхлена и отделения всех видов усилены.

Деление болезней на острые и хронические основывались главным образом не на практическом принципе, согласно которому острые болезни сопровождаются обычно состоянием сокращения, а хронические состоянием расслабления.

При делении болезненных состояний на стадии Темисону пришлось оставить без внимания первый стадий, когда болезненные изменения еще не настолько выражены, чтобы быть доступными непосредственному наблюдению (гиппократовский стадий).

Согласно Тимесону, самая болезнь начинается со стадием нарастания, когда симптомы выступают все яснее. Затем следует стадий равновесия, покоя, который в медицине Гиппократа вообще не существовал, и, наконец, период выздоровления. У Тимисона начало конца болезни это – момент, когда начинают действовать врачебные мероприятия.

Принципы терапии Тимисона были чрезвычайно просты, необходимо просто-напросто выявить преобладание той или ной формы процесса болезни, так:

Если у больного состояние расслабления (сильное потоотделение, понос, усиленное мочевыделение и т.д.) – то необходимо применять средства, действующие противоположным образом;

Если у больного состояние сокращения (запор, судороги, бессознательное состояние, задержка мочи, общее напряжение и т.п.) – то лечение направляется на применение «расслабляющих» веществ;

Если у больного в различных частях тела налицо оба состояния, то лечение направляется сперва против того состояния, которое является «преобладающей общностью».

Рассматривая учение Темисона как целое, оно представляет собой нечто двоякое вроде двуликого Януса, и превосходно приспособлено к условиям времени.

Методическая школа Тимисона – представительница римского взгляда на вещи, поэтому с его времен мы можем говорить о римской медицине.

Медицина периода Империи. (30 г. До н.э. – 476 г. Н.э.)

История Римской империи охватывает пять столетий – время расцвета рабовладельческой формации в регионе Средиземноморья и ее падения. Период Империи принято делить на два этапа: Ранняя Римская Империя (30 г. До н.э. – 192 г. Н.э.) и Поздняя Римская Империя (3-5 вв.н.э.).

Римская наука этого периода в целом сохраняла компилятивный, эмпирическо- описательный характер и свойственный ей практицизм. Исходя из нужд практики, развивались сельское хозяйство, юриспруденция, математика и связанные с ней науки, продолжалось строительство общественных сооружений, в том числе терм и акведуков.

Развитие медицинского дела.

Развитие медицинского дела осуществлялось в городах и провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей – архиатров.

При дворе императора служили придворные архиатры, в провинциях - провинциальные, в городах – народные архиатры. В городах назначались по 5-10 врачей в зависимости от количества населения. Первым императорским архиатром в Риме считается грек Ксенофон – личный врач императора Клавдия, которого Клавдий представил как уроженца о. Кос и потомка легендарного Эскулапа (греческого бога Асклепия).