Смекни!
smekni.com

Мозг гения (стр. 3 из 5)

Несмотря на общую позитивистскую установку Нордау, в том, что он писал, слышались явные отзвуки романтического представления о гении как оригинальности и "природной силе". Сторонник Дарвина, Нордау соединил обе эти идеи и пришел к выводу, что оригинальность гениев заключается в особом строении мозга - пусть пока еще не достигшем стабильности и подверженном "поломкам", но, тем не менее, многообещающим в эволюционной перспективе. Без всякого смущения по поводу логики немецкий врач считал, что, благодаря инновации в мозговых структурах, природная оригинальность гениев станет в будущем достоянием каждого. "Гений способен развиваться", - писал Нордау. - "Он есть первое появление в индивиде новых функций и, без сомнения, также новых или измененных тканей мозга, предназначенных, может быть, для того, чтобы сделаться потом типичными для целого вида". Уязвимость гения с точки зрения болезней еще не доказывает его патологической природы, "это доказывает только то, что новая эволютивная формация... является в первый раз, как личное приобретение, более нежного свойства, обладает меньшей способностью сопротивления, нежели более грубо и крепко сколоченный орган, упроченный наследственностью и долгим подбором" [ 31].

Работа Нордау о "психофизиологии гениев" была переведена и издана в России в начале ХХ века, здесь также были свои защитники идей эволюции человека и "биологического отличия" гениев от средних людей. В 1899 г. Н.Н. Баженов сформулировал мысль о том, что гений - это прототип человека будущего, как по своим выдающимся достижениям, так и физически. Он предложил называть прогрессивное развитие человечества до стадии гениев термином, противоположным "вырождению", "дегенерации", и говорить о "прогенерации", или нарождении будущего типа. Баженов считал необходимым в случае "больных гениев" говорить не об инволюции, а об "известной дисгармонии, неустойчивости, происходящей, быть может, не от прирожденного убожества (дегенерация), а от неполноты, незавершенности создания высшего психического типа (прогенерация, конечно, неполная, несовершенная)" [ 32].

Баженов воспроизвел "эволюционную гипотезу" Нордау, заявив, что, как первые образцы нарождающегося типа, современные гении не могут быть совершенны. Он использовал и "музыкальную" метафору Нордау, уподобив гениев тонкому, сложно устроенному музыкальному инструменту, при изготовлении которого вероятность брака особенно велика - например, скрипке. Подобно тому, как при создании редкой по звучанию скрипки (например, Страдивари) неизбежны издержки в виде брака, так и современные гении обладают дефектами, от которых человек сможет избавиться только в будущем. Баженов, ценитель искусства, сам писавший стихи, снисходительнее, чем Нордау, относился к "артистическим гениям". "Эмоциональный тип" он ставил наравне с "интеллектуальным", а в поэтах- декадентах, которых Нордау третировал как "вырожденцев", видел "материалы, собранные великим зодчим для создания чудного, но еще не построенного здания" [ 33].

Сам термин "высшие вырождающиеся" Баженов считал противоречивым: тех, кого общество признает "высшими", нельзя назвать вырождающимися, т.е. "низшими" с биологической точки зрения. Этот "парадокс" теории эволюции - что в человеческом обществе "лучшие" далеко не всегда относятся к "наиболее приспособленным" - постоянно беспокоил ученых XIX века. Баженов пришел к своему решению: он скорее соглашался изменить взгляд на эволюцию и душевную болезнь, чем "унизить" гениев ценностно нагруженным ярлыком "дегенерантов". "Используя психиатрическую терминологию при изучении психомеханики гениев, - писал он по поводу Достоевского и Мопассана, которых считали душевнобольными, - мы совершаем ошибку, известную в логике как petitio principii, и в результате приходим к заключению о болезни, ретроградном развитии, вырождении. Если мы примем, что человеческая психология, так же как и вся область биологических фактов, подчиняется закону прогрессивной эволюции, не должны ли мы тогда говорить о "прогенерации" вместо "дегенерации" и об "апостериоризме" вместо атавизма?" [ 34]

Гений и политика.

Идея прогенерации Н. Баженова имела свою дальнейшую историю уже после революции и, как это было нередко в советское время, историю трагикомическую. В 1925 году в Екатеринбурге начал выходить журнал с длинным и громким заглавием: "Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), посвященный вопросам патологии гениально-одаренной личности, а также вопросам одаренного творчества, так или иначе связанного с психопатологическими уклонами". Как было ясно из названия, издатель разделял идеи Ломброзо и свою задачу видел в том, чтобы найти другие подтверждения связи таланта с душевными расстройствами.

Издатель и главный автор журнала Г.В. Сегалин (1878-1960) был сыном московского фабриканта, учился в университете Казани, а продолжил образование и получил медицинскую степень в университетах Германии - в Халле и Йене. На рубеже XIX и ХХ веков Йена, благодаря работавшему там Эрнсту Геккелю (1834-1919) и его последователям, приобрела известность "цитадели социал- дарвинизма". В 1898 году йенский историк Оттокар Лоренц опубликовал книгу о генеалогии, соотнеся свой подход с концепцией Вейсмана о зародышевой плазме [ 35]. В 1905 году Геккель основал Монистскую лигу с целью реформировать жизнь, искусство и психологию на биологических принципах. А годом раньше в Йене был объявлен конкурс на лучшую работу о применении эволюционных законов к обществу, положивший начало ряду социально-биологических проектов. Так, йенский психиатр В. Стромайер начал исследование психической патологии с помощью статистического анализа семейных генеалогий, а вскоре к исследованию наследственной патологии подключился ставший впоследствие известным психиатр Эрнест Рюдин.

Еще год спустя было основано Общество расовой гигиены, поставившее задачей евгеническое совершенствование немецкой расы. Его основателя А. Плотца вдохновлял афоризм Ницше - "путь вперед лежит от вида к супервиду" [ 36]. Одной из задач евгенического движения было ликвидировать несправедливость природы и поддержать "слабых" с точки зрения естественного отбора, но "социально ценных" гениев с помощью искусственных мер, - таких, как регуляция рождаемости. Как утверждал один из основателей евгеники в Англии К. В. Саллеби, "производить потомство должны гений и святой, спортсмен и художник, а не преступник, слабоумный, немощный человек и обыватель" [ 37]. В Германии, как и в других европейских странах, вместе с евгеническими идеями возродился культ гениев. Даже врачи склонялись к мнению, что гений, хотя бы и больной, лучше здоровой посредственности, призывая "культивировать" гениев - и в смысле их "выращивания", и - "культа" [ 38].

Проведя в Германии около девяти лет, Сегалин перед первой мировой войной вернулся в Россию. Он начал преподавать психиатрию в Казани, но его деятельность прервала революция. После демобилизации из армии он участвовал в организации медицинского факультета в только что открытом в Екатеринбурге университете. Здесь он преподавал неврологию и психиатрию, в Уральском политехническом институте основал лабораторию психотехники, был членом комиссии по несовершеннолетним преступникам, экспертом на политических процессах, консультантом в оперном театре, - словом, вел полноценную профессиональную жизнь. Однако то, что он считал проектом своей жизни, ему так и не удавалось реализовать [ 39].

Этим проектом было изучение гениев в государственном и даже международном масштабе с целью правильнее и эффективнее использовать "энергию их творчества". В прошлом, утверждал Сегалин, общество плохо обращалось со своими гениями, - либо чрезмерно эксплуатируя их, либо давая погибнуть талантливым, но неприспособленным людям. Между тем, гении - самое большое достояние общества, и при социализме они дожны быть окружены его заботой. Но, чтобы правильно рапоряжаться талантами, социалистическое государство, считал Сегалин, нуждается в научной экспертизе. Так как вопрос о творчестве, интуиции, вдохновении "весьма запутан", то определять, "что есть талантливо, что нет", - должны специалисты-врачи. Сегалин предлагал создать новые науки - ингениологию (для всестороннего изучения творчества), и эвропатологию ("хорошую патологию", для исследования роли болезни в творчестве), а также развернуть практические меры под шапкой "эстетико- творческой медицины".

По его замыслу, нужен был научный институт, в котором гении стали бы предметом лабораторного исследования. Институт должен иметь статус государственного учреждения и быть организован на широкую ногу. Поскольку, писал Сегалин, "мозг и труп умершего даровитого человека не был объектом систематического изучения- Институту в первую очередь предстоит законодательным порядком декретировать обязательное вскрытие мозга всех без исключения выдающихся людей, а при надобности также вскрытие трупа с оставлением его в анатомическом музее гениального человека для посмертного изучения" [ 40]. Научную программу изучения гениев Сегалин предлагал дополнить социальной. Эта программа должна была включить открытие профессиональных лечебниц и санаториев для талантливых людей, а также "собесов гениального безумца" [ 41].