Смекни!
smekni.com

Общее представление о гомеопатии и фитотерапии (стр. 1 из 2)

РЕФЕРАТ

Антипова А.И.

ПО ВАЛЕОЛОГИИ

НА ТЕМУ

Общее представление о гомеопатии, фитотерапии.

Достоинства и недостатки.

Таганрог, 1999.
Общее представление о гомеопатии, фитотерапии.

Достоинства и недостатки.

Терапия, как один из больших разделов медицинской науки, родилась одновременно с появлением первобытного человека, и по природе своей она была, и отчасти и осталась, наукой эмпирической. Человек стал искать в окружающей его природе средства, помогающие излечить его повреждения, укусы ядовитых насекомых и животных и т.п. Из наблюдения за тем, как действуют на пострадавшего эти средства, эмпирически собирался опыт самоврачевания. Он передавался из рода в род и постепенно обогащался, что и дало начало возникновению народной медицины, которая была эмпирической.

Но народные средства иногда действовали, а иногда и нет. Пришлось ознакомиться, с одной стороны, с действием лекарства, а с другой — с причинами и сущностью болезней, а также с различием между больным и здоровым состоянием человека. Оказалось необходимым изучить строение и функции здорового человека, а затем и изменения, возникающие в нем при болезни. Так получились первоначальные понятия об анатомии, физиологии и патологии, с одной стороны, а с другой — о лекарственных и врачебных мероприятиях вообще, т.е. о терапии.

Накопившийся таким образом научный материал и новые открытия во всех областях медицинских знаний требовали их систематизации. При этом логическая обработка, систематизация и умозаключения порождали в каждой науке свои теории. С появление новых факторов и новых установок теории постоянно менялись и не всегда давали удовлетворительные объяснения фактам врачебной практики. Из-за этого часто приходилось снова обращаться к эмпирических, уже испытанным лечебным средствам и разочаровываться в постоянно меняющихся и не достигающих лечебной цели теоретических знаниях и указаниях.

Таким образом, вся медицина того времени, да и теперь это встречается, шла по двум почти обособленным направлениям: научно-теоретическому и эмпирико-практическому (лечебному). Нередко работники теоретической науки отрывались от лечебной практики, и, не имея дела с больными, создавали сообразно с направлением научной мысли, а также философскими установками своего времени и вновь полученными сведениями, свои собственные теории о здоровье, о болезнях и о том, какие методы и мероприятия (теоретически) должны были бы оказываться полезными в соответствующих случаях.

Практика же нередко замечала, что именно пользуясь этими (иной раз надуманными) советами, она попадала впросак и поэтому предпочитала оставаться на позиции своей эмпирии. А в это же время теоретическая наука шла быстрыми темпами вперед, зачастую обращая мало внимания на практическую и лечебную сторону медицины. Так обстояло вплоть до эпохи врачебного нигилизма, возникшего в конце XIX в.

Естественно, не все что не все врачи были эмпиристами, и величайший из них Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) советовал врачам “наблюдать и наблюдать”. Он заметил, что некоторые болезни излечиваются “по принципу подобия”, т.е. теми средствами, которые в больших дозах могут вызывать болезненные проявления, сходные с теми, которую с их помощью удается излечить или облегчить, а другие — по принципу “противоположения”. Он также изучил и описал около 200 лекарственных растений.

Авиценна (980-1037 гг.) отразил данные в известной цивилизованному миру книге “Канон врачебной науки” о лечебных свойствах и показаниях к применению 811 простейших лекарств, в которых 612 растительного происхождения.

Парацельс (XVI в.), применяя лечебные средства, выбирал, основываясь на “сигнатурах” — указаниях со стороны лекарства, а болезни он иногда называл именем того лекарства, которое имело свойство вызывать ту же болезнь. В этом отношении он до известной степени был предтечей Ганемана, который глубоко заинтересовался так называемыми “лекарственными болезнями” для получения из этого необходимой лечебной информации.

Итак, в настоящем реферате мы остановимся на двух терапевтических метода: гомеопатии и фитотерапии.

Гомеопатия

В 1779 году немецкий ученый — врач Христиан-Фридрих Самуил Ганеман защитил свою диссертацию на степень “доктора медицины” на тему “О судорожных болезнях” и уже в 1805 году в печати появился его первый труд “Лекарственные испытания” и затем большой труд “Опытное лечение”, в котором в первый раз приводится слово “Гомеопатия”, вызвавшее одобрение у последователей и критику реформы методов лечения у аллопатов.

Главнейшим же сочинением Ганемана, которое послужило краеугольным камнем его учения, явился “Органон” (врачебное искусство), изданный в 1810 году. После этого учение Ганемана стало быстро распространяться по Европе и Америке. Своими популярными статьями и книгами Ганеман привлек к себе внимание как не врачебной публики, так и медицинской общественности в Германии, Франции, Англии, других странах Европы, а затем в США.

После открытия его клиники в Лейпциге он стал читать врачам лекции по гомеопатии и из своих слушателей составил общество для испытания новых веществ. Результаты испытаний новых 62-х средств были изложены в его шести томном лекарствоведении, вышедшем в свет в течение 1811-1819 г.г.

В России гомеопатия начала развиваться в 1823 году. Первое, основанное в С.- Петербурге, общество врачей-гомеопатов было организовано в 1858 году, существует и теперь в С. – Петербурге под названием С.- Петербургское общество врачей-гомеопатов. Первые две гомеопатические аптеки были разрешены и начали работать в Москве в 1834 году.

Однако учение Ганемана и его последователей встретило определенное недоверие этим внезапным в то время и загадочным явлением природы, которое в некоторых своих вопросах изумляет врачей и ученых-медиков до сих пор. В чем же скрыты эти причины?

Во-первых, если эффективность малых, и даже микродоз лекарственных средств давно обоснована и убедительно объяснена открытиями, сделанными в научном мире разных областей знаний, и особенно в области биохимии и биофизики, то “принцип подобия” Ганемана “Лечи подобное подобным”, его сущность и механизм и сейчас достаточно не раскрыты. Такое положение является “камнем преткновения” для многих врачей и ученых, требующих подведения под него научной базы, научных разъяснений, широких клинических исследований. Это тот типичный случай, когда врачи-гомеопаты 200 лет успешно лечат, дают прекрасные результаты, а теоретических доказательств пока еще нет. Но их же нет и для многих других народных средств, нетрадиционных методов лечения, успешно применяемых сотни и даже тысячи лет.

Во-вторых, сложность восприятия гомеопатии для современного врача. Гомеопатия создавалась как лечебный метод в XVII – XIX веках и во многом является отражением научных медицинских и философских концепций того времени. Динамика современной жизни привела к тому, что уже во многом устарела медицина первых десятилетий нашего века, а гомеопатия существует до настоящего времени в застывшем, малоизвестном виде, сохраняя достаточное количество архаизмов, вызывающих недоумение у врача нашего времени. Вот почему в зарубежных руководствах, монографиях, периодической медицинской печати в последние годы много делается для “модернизации”, “перевода” ее на современный язык.

Принципы гомеопатии.

После 6-летнего эксперимента на себе, своих учениках, больных и здоровых людях, Ганеман выделил свой первый принцип терапии — “Закон подобия”, установив правило: подобное излечивается подобным. Для лечения по этому принципу возникла необходимость пользоваться лекарствами, уже испытанными на здоровых людях. Полученные таким образом проявления лекарственных болезней, так называемые патогенезы лекарств дали возможность применять эти лекарства в тех случаях, когда встречался больной с проявлениями болезни, подобной патогенезу данного лекарства. Это второй постулат лечебной системы Ганемана — испытание лекарств на здоровых людях.

Собрав педантически точно все данные лекарственных заболеваний — их патогенезы и сравнив их с такими же точными записями проявлений у данного больного с так называемым симптомокомплексом его болезни, Ганеман находил подходящее средство и часто получал излечение.

Но иногда наблюдалось и обострение болезни. Тогда Ганеману пришла в голову счастливая мысль — уменьшать дозу лекарства. Излечение получалось, но дозу иногда приходилось уменьшать весьма значительно.

Отсюда, как необходимое следствие, получалось выявление терапевтической активности микродоз лекарственных веществ. Так, применение микродоз лекарственных веществ с лечебной целью стало третьей основой лечебной системы.

Итак, были установлены три принципа лечения Ганемана:

1. Принцип подобия

2. Испытание лекарств на здоровых людях

3. Признание терапевтической активности микродоз лекарственных веществ.

Эти три положения признаются всеми врачами-гомеопатами и не могут встретить в настоящее время возражения со стороны остальных врачей.

Современные гомеопаты считают, что диета необходима, на чем настаивал уже Ганеман, физиотерапия — полезна, серотерапия иногда неизбежна, нужна и вакцинация. Словом, каждый метод должен применяться в свое время и на своем месте.

Таким образом, современная гомеопатия не может заменить ВСЮ терапию, и даже стать одним из методов многообразной терапии, причем, конечно, не может игнорировать и патологию. Пи таких условиях вполне понятно стремление современной гомеопатии включаться в терапию.

Второй принцип Ганемана — необходимость исследования действия лекарства на здоровых людях — вытекает из современной установки: “лечит больного, а не болезнь”, т.е. лечить человека в целом, а потому должен быть учтен и использован современной фармакологией и терапией.

Что же касается принципа подобия, то еще Гиппократ указывал, что “иные болезни излечиваются по принципу подобия, другие — по принципу противоположения”, т.е. каждый метод должен быть на своем месте. Нужно только помнить, что принцип подобия, на котором основывается Ганеман, нужно понимать как способ нахождения специфических средств.