Смекни!
smekni.com

Отравление наркотиками (стр. 3 из 3)

Осложнения на уровне ЦНС

Неврологические осложнения при потреблении героина многочисленны и разнообразны. Некоторые из них имеют ясную этиологию, другие же — менее определенное происхождение. Травматический мононеврит легко диагностируется по возникновению сразу же после инъекции боли и парестезии по ходу определенного нерва. Поддерживаемая таким образом потеря функции обычно бывает постоянной.

Сообщалось, что передозировка героина и меперидина вызывает эпилептические судороги, хотя и не часто. Обычно наблюдаются непродолжительные судороги grandmal. Их результатом может быть типичный послеприпадочный ступор. Судороги, вызванные наркотиками, могут быть и фокальными даже в отсутствие очаговых поражений. Однако очаговые поражения ЦНС, приводящие к нарушению сознания, могут иметь тяжелые последствия ввиду предрасположенности наркоманов к менингиту и внутримозговому абсцессу. Очаговые неврологические симптомы сами по себе не являются признаком неосложненной наркомании. Субарахноидальное кровоизлияние наблюдается реже, хотя оно относится к типичным для героиновой зависимости осложнениям. Как полагают, оно обусловлено слабостью сосудов вследствие некротизируюшего ангиита или микотической аневризмы.

Самое распространенное неврологическое осложнение при наркомании — нетравматическая мононевропатия. Она проявляется безболезненной слабостью через 2—3 часа после инъекции в отсутствие анамнестических данных, вызывающих подозрение на компрессионную невропатию. Иногда наблюдается полностью выраженный плечевой или пояснично-крестцовый плексит, не имеющий прямой связи с инъекцией или с эффектом давления. Это часто сочетается с другими неврологическими осложнениями.

Поперечный миелит, затрагивающий грудные сегменты спинного мозга, наблюдается прежде всего у пациентов, возобновивших инъекции героина после 1—6 месяцев воздержания. Причины его возникновения неясны, но предполагается его связь с токсическим или аллергическим механизмом или же с сосудистой недостаточностью на одном из участков грудного отдела. Шейные инъекции могут привести к синдрому Бернара—Горнера.

Сообщалось о полиневрите, неотличимом от синдрома Гийе-на—Барре. Он может прогрессировать до дыхательной недостаточности.

Потребитель героина, поступающий в ОНП с болью в одной конечности, может быть жертвой ряда феноменов. Внутриартериальная инъекция, как и травма нерва, немедленно вызывает боль — в данном случае по ходу затронутой артерии. Начальные физические признаки такого поражения могут быть слабовыраженными, и их легко пропустить. В результате не исключен ишемический некроз конечности, который более вероятен в случае поражения ноги, а не руки.

Патофизиология этого ишемического некроза предположительно включает ряд факторов. Естественно, дистальная эмболизация частичек твердого материала создает угрозу окклюзии кровообращения. Игловое повреждение интимы сосуда также может привести к окклюзии. В ответ на такую травму артерии способны выделять катехоламины, и хотя основным фактором в этом процессе долго считался вазоспазм, последние исследования заставили критически взглянуть на эту теорию. Для лечения используются различные методы, включая симпатэктомию и инфузию гепарина или декстрана, однако подобные мероприятия могут не оказать существенного влияния на конечный результат.

Мышечные осложнения

Синдром повышения внутрифасииального давления может вызываться компрессией конечности во время индуцированного наркотиком ступора. Создается порочный круг: ишемическое поражение приводит к отеку, повышающему давление в фасциальных компартментах, что в свою очередь усугубляет ишемию. Этот "краш-синдром" (или синдром раздавливания) создает ситуацию, при которой для спасения пораженной конечности может потребоваться открытая фасциотомия. Пациент жалуется на усиливающуюся боль и слабость, прогрессирующую по мере роста внутрифасциального давления, однако специфических внешних признаков синдрома может быть недостаточно. Врач может быть вынужден делать клиническое заключение на основании имеющегося анамнеза и жалоб, однако ориентиром служит только ощущение одеревеневшей, затвердевшей конечности.

Признаки генерализованного сепсиса наряду с повышением внутрифасциального давления, будучи индикаторами некротизирующего фасцита, свидетельствуют о еще более угрожающей ситуации. Это представляет распространяющийся септический некроз, обусловленный подфасциальной инъекцией. Конечность зачастую темная, отечная и пальпаторно болезненная; присутствуют системные симптомы — лихорадка, тахикардия, озноб и лейкоцитоз. Наиболее вероятный бактериальный возбудитель — стрептококк, стафилококк или грамотрицательный микроорганизм. Смертность при этом достигает 30 %. Лечение включает антибиотикотерапию и хирургическую санацию.

Иногда у наркоманов наблюдается острый генерализованный некроз скелетной мускулатуры, не связанный со сдавлением мышц. Такой синдром может возникать в различных клинических ситуациях, но существует ли его специфический механизм, связанный с потреблением наркотиков, неизвестно. Мышцы значительной части тела могут быть пальпаторно болезненными и отечными, а конечности — слабыми. Отличительный признак этого синдрома — миоглобин в моче. Быстрое проведение лечения является обязательным для предупреждения поражения почек.

В связи с потреблением неочищенного ("бурого") героина описан синдром, включающий лихорадку, параспинальную миалгию и периартрит. Хотя его клиническая картина часто имитирует острое фебрильное заболевание, инфекционные микроорганизмы не обнаруживаются, поэтому антибиотики не влияют на исход этой самоизлечивающейся патологии.

Костные и суставные боли

Костные или суставные боли у наркоманов указывают, по крайней мере, на два потенциальных осложнения — септический артрит и остеомиелит. При инъецировании вен в предлоктевой ямке или в кисти наркоман может непреднамеренно ввести иглу в полость локтевого или запястного сустава, внеся в нее инородный материал и бактерии. Однако чаще патогенные организмы распространяются с кровью, инфицируя участки, далекие от места их внедрения. К таким гематогенным метастазам удивительно предрасположен осевой скелет, особенно грудино-ключичный сустав. При этом часто высеваются микроорганизмы, редко наблюдаемые при септическом артрите у ненаркоманов, в частности Pseudomonasaeruginosa и Serratiamarcescens.

Гематогенный остеомиелит, хотя он относительно редок, хорошо известен как осложнение при героиновой зависимости. Отмечается предрасположенность к нему позвоночника, но могут поражаться и другие кости. Часто эту болезнь вызывает Pseudomonas. Остеомиелит всегда следует подозревать у пациента с болями в спине и признаками самоинъецирования. Действительно, начальные клинические проявления остеомиелита нередко ограничиваются острой локализованной болью; лихорадка наблюдается не часто, а число лейкоцитов и рентгеновские снимки на ранней стадии заболевания соответствуют норме. При дифференциальной диагностике следует также учесть возможность эпидурального абсцесса позвоночника.

Аномалии беременности и менструации

У женщин, потребляющих героин, часто наблюдается вторичная аменорея. По данным ряда исследований, 1/3 молодых девушек-наркоманок прекращают менструировать. Другую группу нарушений составляют олигоменорея и гипоменорея. Менструация нормализуется после прекращения приема наркотиков, однако аменорея иногда продолжается от нескольких месяцев до года.

Часто наблюдаются осложнения беременности, включая широко распространенный токсикоз, а также рождение недоношенных или задержавшихся в росте младенцев. До 70 % новорожденных у матерей-наркоманок страдают неонатальной абстиненцией, чреватой летальным исходом.


ЛИТЕРАТУРА

1. Неотложная медицинская помощь: Пер. с англ./Под ред. Дж.Э. Тинтиналли, Р.Л. Кроума, Э. Руиза. — М.: Медицина, 2001.

2. Внутренние болезни Елисеев, 1999 год