Смекни!
smekni.com

Применение современных достижений ядерной физики в животноводстве и ветеринарии (стр. 3 из 4)

Вторичное космическое излучение очень сложно и состоит из всех известных в настоя­щее время элементарных частиц и излучений. Для оценки биологического воздействия (расчета дозы космического излучения) вторичное космическое излучение можно разделить по уровню энергии и со­ставу на четыре компонента:

1) мягкий, или малопроникающий, компонент объединяет электроны, позитроны, γ-кванты и частич­но быстрые протоны с энергиями порядка 100 МэВ;

2) жесткий, или сильнопроникающий, — состоит в основном из μ±-мезонов с энергиями порядка 600 МэВ, небольшого количества сверхбыстрых про­тонов, с энергией более 400 МэВ, α-частиц и незна­чительного количества π±-мезонов;

3) сильноионизирующий — содержит продукты ядерных расщеплений: протоны, α-частицы, дейтроны, тритоны и более тяжелые осколки ядер с энергией 10—15 МэВ;

4) нейтронный компонент — нейтроны различных энергий.

На уровне моря космическое излучение состоит в основном, как правило, из мягкого и жесткого ком­понентов.

Мягкий компонент поглощается слоями свинца тол­щиной 8—10 см и железа—15—20 см; жесткий — проходит через свинец толщиной более метра, его можно обнаружить под землей и под водой на глу­бине нескольких километров.

Частицы мягкого и жесткого компонентов, обла­дая большими энергиями в веществе, создают наи­меньшую плотность ионизации. Поэтому их относи­тельная биологическая эффективность (ОБЭ) прирав­нивается к 1.

Частицы сильноионизирующего компонента обла­дают большой плотностью ионизации. Их ОБЭ при­равнивают к ОБЭ протонов, нейтронов и а-частиц с энергией 10—15 МэВ, т. е. она равна 10.

На уровне моря сильноионизирующие частицы со­ставляют 0,5%, а слабоионизирующие — 99,5%. По­скольку трудно учесть плотность ионизации осколков ядер с ОБЭ более 10, то этот показатель косми ческого излучения считается приблизительно рав­ным 2.

Проведенные измерения показали, что на уровне моря за счет космических лучей образуются 2,74 пары ионов в 1 см3 воздуха за 1 с. Это соответствует мощности дозы 1,15'10~9 рад/с.

Тканевая доза космических лучей на 11% больше, чем в воздухе, так как сверхбыстрые нейтроны, сталкиваясь с ядрами атомов С, N и О биологи­ческой ткани, вызывают их расщепление с образова­нием быстрых нейтронов, которые создают в тканях дополнительную ионизацию.

Исходя из этого, установлено, что доза в ткани за сутки составляет 0,11 мрад, за год — 40 мрад.

Природные радиоактивные вещества можно раз­бить на три группы. В первую группу входят IIи Тh с продуктами их распада, а также 40К и 87Rb. Ко второй группе относят мало­распространенные изотопы и изотопы с большим пери­одом полураспада: 48Са, 96Zг, 113In, 124Sn, 130Те, 138Lа, 150Nd, 152Sm, 176Lu, 180W, 187Rе, 209Вi К третьей группе принадлежат радиоактивные изотопы 14С, 3Н, 7Ве, 10Ве, образующиеся непрерывно под действием косми­ческого излучения.

Наиболее распространенным радиоактивным изо­топом земной коры является 87Rb, содержание кото­рого значительно выше урана, тория и особенно 40К. Однако радиоактивность К в земной коре превышает радиоактивность суммы всех других естественных ра­диоактивных элементов: 87Rb характеризуется мяг­ким бета- излучением и имеет большой период полу­распада, а распад 40К сопровождается относительно жестким бета - и гамма-излучением. Калий-40 широко рассеян в почвах и прочно удерживается глинами вследствие процессов сорбции. Глинистые почвы поч­ти везде богаче радиоактивными элементами, чем пес­чаные и известняки.

Радиоактивные тяжелые элементы (уран, торий, радий) содержатся преимущественно в горных гранит­ных породах. В разных районах земного шара доза гамма-излучения различных земных пород у поверхно­сти земли колеблется в значительных пределах -26—1150 мрад/год. Однако имеются районы (на пример, в Бразилии, Индии и др.), где вследствие выхода на поверхность земли радиоактивных руд и пород, а также значительной примеси в почве урана и радия доза природного фона составляет 12— 70 рад/год, что в 100—500 раз выше среднемиро­вого фона. У обитающих в этих районах животных (например, самцов полевок) обнаружены изменения хромосомных аберраций, дегенерация в зародышевом эпителии половых желез (особенно у молодых осо­бей), заторможенное половое созревание и стериль­ность половозрелых самцов в 58,3% случаев.

Так как земные породы используют в качестве строительного материала, то от последнего зависит гамма-радиация внутри зданий. Наибольшие значе­ния гамма-радиации установлены в домах из железо-л бетона с глиноземом— 171 мрад/год, наименьшее — в деревянных домах — 50 мрад/год.

Радиоактивность воде придают в основном уран, торий и радий, образующие растворимые, комплекс­ные соединения, которые вымываются почвенными водами, а также газообразные продукты их радио­активных превращений — радон и торон. Концентра­ция радиоактивных элементов в реках меньше, чем в морях и озерах, а содержание их в пресноводных источниках зависит от типа горных пород, клима­тических факторов, рельефа местности и т. д. Так, наличие радона в водах кислых магматических пород в несколько раз выше, чем осадочных пород. Кон­центрация урана в реках, протекающих на юге, обыч­но выше, чем в северных реках.

Радиоактивность атмосферы обусловлена наличием в ней радиоактивных веществ в газообразном состоя­нии (радон, торон, углерод-14, тритий) или в виде аэрозолей (калий-40, уран, радий и др.). Радон и торон поступает из земных пород, а углерод и тритий образуются из атомов азота и водорода в результате воздействия на их ядра нейтронов вторич­ного космического излучения.

Суммарная радиоактивность атмосферного воздуха колеблется в широких пределах (2-10ˉ14 — 4,4*10ˉ13 Ки/л) и зависит от места, времени года, погодных условий и от состояния магнитного поля Земли.

Из естественных радиоактивных веществ наиболь­шую удельную активность в растениях составляет 40К, особенно в бобовых расте­ниях: горохе, бобах, фасоли, сое. Содержание в рас­тениях урана, радия, тория и углерода-14 ничтожно мало.

В животных организмах обычно содержится 40К меньше, чем в растениях.

Уран, торий и углерод-14 встречаются в биологи­ческих объектах в очень незначительных концентра­циях по сравнению с 40К.

Таким образом, на организм животных оказывают воздействие внешние источники природного радиоак­тивного фона — космическая радиация и излучения природных радионуклидов, рассеянных в почве, воде, воздухе, строительных и других материалах, а также источники природной радиации 40К, 226Ка, 14С, 3Н, содержащиеся в самом организме и поступающие в него в составе пищи, воды и воздуха.

Эти внешние и внутренние источники, действуя непрерывно, сообщают организму определенную по­глощенную дозу.

Среднегодовая доза для человека составляет около 0,12 рад на гонады и 0,13 рад на Скелет и считается безопасной.

Искусственные источники ионизирующих излуче­ний.

При ядерных взрывах осуществляется реакция деления ядер тяжелых элементов (235У, 39Ри, 233й, 238У), возникающая в результате дейст­вия на них нейтронов. В принципе реакция деления может быть вызвана при бомбардировке тяжелых элементов и другими элементарными частицами (а, p, d), но наибольший практический интерес пред­ставляет реакция деления ядра под действием нейт­ронов.

Механизм этой реакции можно схематически пред­ставить следующим образом: нейтрон попадает в ядро расщепляющегося элемента, например, изотопа 235U, и приводит к образованию сильно возбужденного ядра — 236U. Нуклоны в результате нарушения ядер­ного сцепления под действием сил отталкивания рас­ходятся к противоположным полюсам, ядро деформи­руется, принимает удлиненную форму. В центральной части ядра образуется перетяжка, ядерные силы уже не могут противостоять действию сил отталкивания между протонами, и ядро расщепляется на два или три асимметричных ядра — осколка. Весь этот процесс происходит мгновенно. Во время каждого акта деле­ния освобождается энергия порядка 200 МэВ и выле­тают 2—3 свободных нейтрона. Если нейтроны на своем пути встретят другие тяжелые ядра, способ­ные к делению, то возникает цепной процесс деле­ния.

При достаточном количестве делящегося материала возникает мгновенная неуправляемая цепная реакция взрывного характера.

Процесс деления может быть самоподдерживаю­щимся, регулируемым, с непрерывным выделением определенного количества энергии. Это осуществлено в ядерных реакторах, в которых плотность нейтронного потока регулируется особыми стержнями — поглотите­лями нейтронов.

При ядерных взрывах образуется около 250 изо­топов 35 элементов (из них 225 радиоактивных) как непосредственных осколков деления ядер тяжелых эле­ментов (235U, 239Рu, 233U, 238U), так и продуктов их распада. Количество радиоактивных продуктов деления (РПД) возрастает соответственно мощности ядер­ного заряда. Часть образовавшихся РПД распадается в ближайшие секунды и минуты после взрыва, другая часть имеет период полураспада порядка нескольких часов. Большинство образующихся радионуклидов явля­ется бета - и гамма - излучателями, остальные испускают или только β или α-частицы (144Мс1, 1475т).