Смекни!
smekni.com

Биография Фёдора Фёдоровича Эрисмана (стр. 3 из 5)

Исследуя обеззараживающее и дезодорирующее действие дезинфекционных средств, Ф.Ф.Эрисман убедился, что наиболее эффективно на испарения отбросов действует сулема, железный купорос и серная кислота.

Следующей работой, проведенной Ф.Ф.Эрисманом в лаборатории Петтенкофера, было исследование порчи воздуха жилых помещений различными осветительными материалами. Проведя эти исследования, Ф.Ф.Эрисман убедился, что при одинаковых условиях наименее вредное влияние на воздух жилищ оказывают продукты горения керосина. Наибольшее загрязнение комнатного воздуха было обнаружено при использовании стеариновых свечей.

Все это время ученый не переставал работать над составлением «Руководства к гигиене». В Мюнхене им была написана глава о питании, основанная на многочисленных исследованиях Петтенкофера, Фойта и их учеников.

Эти годы были для него очень трудным временем. По-прежнему впереди не было четких перспектив дальнейшей работы, по-прежнему он жил в разлуке с горячо любимым человеком: Надежда Прокофьевна посетила его в октябре 1873 г. только на короткий период.

1872-1873 гг. были очень сложным периодом и в жизни Н.П.Сусловой. В это время у нее появилось большое чувство к профессору гистологии А.Е.Голубеву.

Об отношении ее к Ф.Ф.Эрисману можно сказать с определенностью, что он был для нее человеком очень интересным, ум которого она очень уважала и ценила его гуманность и чуткость души, но к которому она, по-видимому, не испытывала достаточно глубокого чувства. Ее охлаждение, все больше и больше дававшее себя знать в эти годы, и последовавший в 1878 г. разрыв Ф.Ф.Эрисман пережил очень тяжело.

В конце 1874 г. Ф.Ф.Эрисман вернулся в Россию всесторонне подготовленным специалистом. Знания, полученные им в Мюнхене, много помогли ему впоследствии при его работе на кафедре гигиены Московского университета.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В ПЕТЕРБУРГЕ. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Последующие три года Ф.Ф.Эрисман провел главным образом в Петербурге, изредка на короткое время выезжая за границу. Конец 70-х годов был порой расцвета его публицистической деятельности. Он активно включился в общее дело передовых врачей России. Вооруженный солидными знаниями в области гигиены, он выступил в печати как популяризатор этой науки.

В 1875 г. в журнале «Здоровье» он опубликовал заявление, протестуя против введения в Петербурге пневматической канализации Лиернура – несовершенной, громоздкой и дорогостоящей. Можно сказать с уверенностью, что вмешательство Ф.Ф.Эрисмана и его коллег Ленинград обязан тем, что в нем была устроена в дальнейшем более рациональная система канализации.

Ф.Ф.Эрисман в эти годы сблизился с одним из издателей «Отечественных записок» Г.З.Елисеевым. Его имя было знакомо уже довольно широкому кругу литературных деятелей, и «Отечественные записки» охотно предоставили свои страницы для его статей.

В статье Ф.Ф.Эрисмана, посвященной деятельности Германского гигиенического общества, центр тяжести был перенесен на проблему оздоровления Петербурга. И в дальнейших своих работах, описывая достижения гигиены за границей, ученый всегда подробно анализировал возможность применения различных санитарных мероприятий к городам России.

Ф.Ф.Эрисман рекомендовал в качестве борьбы с детской смертностью организованную доставку молока детям бедных родителей и правильное устройство яслей.

Статьи Ф.Ф.Эрисмана представляют собой выдающийся этап в истории русской научной публицистики. Его работы в «Отечественных записках» являются единым целым, позволяющим проследить развитие взглядов ученого на задачи гигиены и пути ее развития в России.

Весьма важно, что, сотрудничая в «Отечественных записках», Ф.Ф.Эрисман не поддался народническим настроениям, господствовавшим в журнале. В эти годы он ясно отдавал себе отчет, что движущей силой в России становится промышленный пролетариат.

В эти же годы Ф.Ф.Эрисманом были написаны три крупных руководства по гигиене.

Трехтомное «Руководство к гигиене, обработанное по лучшим и современным сочинениям» печаталось в «Сборнике сочинений по судебной медицине» и параллельно с этим вышло отдельным изданием в 1872-1877 гг. Основными источниками этого первого русского учебника, для того времени – почти энциклопедии гигиенических знаний, послужили немецкие и английские работы, среди которых особенно широко использованы произведения Петтенкофера и Фойта.

До появления изданного в 80-х годах «Курса гигиены» «Руководство» послужило основным пособием для многих русских гигиенистов и практических врачей.

Созданием этой книги Ф.Ф.Эрисман не ограничивался. Его давно увлекала мысль написать сочинение, из которого люди с любым образованием могли бы черпать знания по гигиене. В 1878 г. это сочинение появилось в печати под названием «Общедоступная гигиена». «Общедоступная гигиена» написана четким, лаконичным языком, в то же время литературным и доходчивым. В ней подчеркнут социальный характер гигиены.

В 1877 г. вышла отдельным изданием книга Ф.Ф.Эрисмана «Профессиональная гигиена, или гигиена умственного или физического труда». В течение ряда десятилетий эта книга оставалась единственным русским учебником по гигиене труда.

Основное, что обращает на себя внимание при чтении «Профессиональной гигиены» - это большое сочувствие Ф.Ф.Эрисмана тяжелому положению рабочего класса. Он описывает его, не опасаясь порой излишних подробностей: тщательно исследует причины тяжелой жизни трудящихся.

В «Профессиональной гигиене» были широко использованы данные общей демографической статистики, таблицы дожития различных групп населения до определенного возраста, данные заболеваемости и смертности в войсках, данные о заболеваемости рабочих, статистика временной нетрудоспособности и данные, собранные различными клиниками.

Развитие русской гигиены труда, по существу, начинается именно с появления руководства Ф.Ф.Эрисмана. Его книга стала подлинной энциклопедией знаний по профессиональной гигиене то времени.

НА ФРОНТЕ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ

Летом 1876 г. началась война на Балканах. Из России в Сербию хлынули тысячи добровольцев. В их числе в осажденный турецкой армией Белград прибыл и Ф.Ф.Эрисман. Целью его приезда было создание приюта для беженцев из оккупированных районов страны, осмотр и консультация белградских госпиталей и помощь голодающему населению.

Комиссия по оздоровлению театра военных действий была организована с большим опозданием: к моменту ее выезда на фронт в марте 1878 г. эпидемия сыпного тифа и желудочно-кишечных заболеваний широко распространилась по военно-временным госпиталям Европейского фронта войны. Сыпной тиф угрожал тылу страны. Начались заболевания и среди медицинского персонала. Загруженные по горло работой, медицинские работники не имели возможности заниматься дезинфекцией личных вещей больных, госпитальных помещений и железнодорожных вагонов. Сортировки больных не производилось, не было никакой системы в эвакуации. Причиной распространения тифа вглубь России Ф.Ф.Эрисман считал «беспечность, с которой многие, власть имевшие, относились к вопросам о размещении и эвакуации больных, о дезинфекции зараженных вещей и т.п.».

Благодаря помощи отряда В.Ф.Нагорского Ф.Ф.Эрисман и его сотрудники получили возможность отдать все силы работе по оздоровлению госпиталей. Первые работы были проведены во Фратештах. Больные переводились из бараков в палатки, расставленные группами для большей изоляции заболеваний. Каждая палатка была обведена канавой и валом, почва усыпана песком и утрамбована. Были выстроены отхожие места в виде подвижных домиков с камышовыми стенками. Внутренняя поверхность стен бараков опрыскивалась раствором хлорной извести, полотняная обшивка срывалась и сжигалась, стены также обрабатывались смесью обыкновенной извести с хлорной. О небрежной стирке белья составлялся протокол, местный агент торговой кампании получил распоряжение проводить стирку белья с надлежащей дезинфекцией. Больничный персонал получал в свою очередь распоряжение о том, чтобы каждому больному в дальнейшем выдавали постельное и нижнее белье, еще не бывшее в употреблении и тщательно продезинфицированном. Вещи, оставшиеся от умерших больных и раненых, были сожжены. Во всех местах работы комиссия обучала приемам дезинфекции больничный персонал и снабжала госпитали нужными для дезинфекции приспособлениями.

3 марта 1878 г. в местечке Сан-Стефано был подписан мир между Россией и Турцией. Война на этом закончилась. Однако дезинфекционные работы на бывшем фронте продолжались до глубокой осени 1878 г. Колоссальное количество раненых и больных – результат войны – было разбросано по бесчисленным госпиталям Болгарии и Румынии. Транспорт не справлялся с эвакуацией, и отряд Ф.Ф.Эрисмана проследовал по всему пути русской армии, проводя свою трудную, но необходимую работу во всех эвакуационных пунктах.

Работа комиссии, руководимой Ф.Ф.Эрисманом, принесла немалые плоды: впервые в истории, действуя на фронте не после ухода войск с места боев, а непосредственно в расположении войск, участники дезинфекционных работ сумели в значительной мере ограничить распространение сыпного тифа и желудочно-кишечных заболеваний на театре военных действий и предотвратить распространение заболеваний в тыл России.

В МОСКОВСКОЙ ЗЕМСКОЙ САНИТАРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В 1879 г. перед Ф.Ф.Эрисманом, наконец, раскрылись перспективы широкой общественной деятельности: вскоре по приезде с фронта он получил официальное приглашение участвовать в работе по обследованию фабрик и заводов Московской губернии.

Работа земских врачей давно привлекала к себе внимание Ф.Ф.Эрисмана. В Петербурге, однако, ученый не нашел той благодарной почвы, на которой могли бы взрасти его стремления к общественному делу.