Смекни!
smekni.com

Конвенции "Урегулирование споров" (стр. 1 из 4)

Часть XV Конвенции «Урегулирование опоров» стала значительным явлением в современном международном праве3.

В основе части XV лежат два принципа: предоставление потенциальным участникам опоров самого широкого выбора средств для их урегулирования, а также последовательное применение различных средств вплоть до окончательного урегулирования того или иного опора. При этом сторонам предоставляется право использовать любое из средств, перечисленных в ст. 33 Устава ООН или в каком-либо ином документе, или любое другое мирное средство.

Рядом положений части XV Конвенции регламентируется использование отдельных средств. Это в первую очередь относится к переговорам. В ст. 283 говорится о том, что при возникновении опора должен быть незамедлительно проведен обмен мнениями. Стороны должны также прибегать к обмену мнениями всякий раз, когда возникают затруднения в урегулировании спора либо появляются неясности относительно способов осуществления решения, вынесенного по опору.

Особое место в части XV отведено согласительной процедуре. Порядок обращения к этому средству изложен в ст. 284, а в приложении V описывается процедура возбуждения разбирательства и деятельности согласительной комиссии. Примечательно, что кроме общепринятого обращения к согласительной процедуре лишь с согласия всех спорящих сторон, здесь предусмотрена и относительно редко встречающаяся возможность возбуждения разбирательства в порядке одностороннего обращения.

Самая примечательная черта части XV — положения о возможной передаче спора, не разрешенного средствами по выбору сторон, суду или арбитражу в одностороннем порядке. Это означает, что в Конвенцию введена обязательная юрисдикция суда или арбитража. Таких органов с обязательной юрисдикцией предусмотрено четыре: Международный Суд, Трибунал по морскому праву, арбитраж, специальный арбитраж. Каждое государство — участник Конвенции должно заранее, до возникновения конкретного спора, заявить о том, юрисдикцию какого из этих четырех органов оно признает4. Избежать подчинения споров одному из судебных органов невозможно: если государство не сделало со-

3 Р. Бернхардт писал, что без всеобъемлющей Конвенции по морскому праву были бы разрушены и сами общепринятые принципы международного морского права, а сама Конвенция была бы невозможна без такой юридической гарантии, как всеобъемлющая система разрешения споров. — BernhardtR. DieStreitbeile-gung.inRahmenderNeuordnungdesSeerechts//Zeitschriftfurauslandischesof-fentlichesRechtundVolkerrecht. Vol. 38. 1978. № 3—4. S. 980.

4 Делегации СССР, УССР и БССР при подписании Конвенции заявили о признании юрисдикции специального арбитража, арбитража и Трибунала по морскому праву в том, что касается споров о незамедлительном освобождении задержанных судов. См.: Law of the Sea Bulletin. Office of the Special Representative of the Secretary-general for the Law of the sea. 1986. April. № 7.87

Кандидат юридических наук Г. Г. ШИНКАРЕЦКАЯ

СРЕДСТВА МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В МОРСКОМ И КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ

Характерной чертой современного регулирования мирного разрешения международных споров является специализация средств разрешения по отраслям международного права и приспособление всего процесса мирного урегулирования к особенностям .правоотношений, порождающих тот или иной опор. Это явление четко прослеживается при сравнении соответствующих норм международного морского и международного космического права.

Международное морское право — одна из старейших отраслей международного права. Нормы, регулирующие мирное разрешение опоров в этой отрасли, сложились в результате длительного обычно-правового развития и неоднократных кодификаций. В космическом же праве — одной из самых «молодых» отраслей — процесс формирования норм, относящихся к разрешению споров, только развивается. Известны доктринальные попытки перенести опыт развития норм о разрешении споров из морского права в космическое. Сравнению существующих механизмов мирного урегулирования и оценке попыток заимствования и посвящена данная статья.

1. Механизмы разрешения международных споров в морском траве

За долгую историю развития международного права сложились многообразные методы мирного урегулирования международных споров. Опыт их функционирования внес несомненный вклад в формирование списка таких средств, вошедшего в ст. 33 Устава ООН. Это переговоры, добрые услуги, посредничество, примирение1, обследование, арбитраж, суд2. К началу 70-х годов нашего века дву- и многосторонние международно-правовые ак­ты, относящиеся к морскому цраву, содержали нормы об •исполь­зовании самых разнообразных средств мирного разрешения меж­дународных опоров. Основательная .кодификация их была проведена в ходе III Конференции ООН по морскому праву при подготовке всеобъемлющей Конвенции ООН по морскому праву.

1 В настоящее время в русскоязычных документах употребляется термин «согласительная процедура».

2 В последние десятилетия значительная часть споров, переданных Международному суду, касалась деятельности государств в Мировом океане: дело о проливе Корфу, дело о рыболовной юрисдикции, англо-норвежский спор о рыболовстве, дело о разграничении континентального шельфа в Северном море и другие.

Эти общие положения далее конкретизированы применительно к отдельным категориям споров. Поскольку самые острые дебаты на Конференции касались положений о статусе и правовом режиме исключительной экономической зоны и многие делегации возражали против подчинения судам и арбитражам споров, связанных с этими положениями, в п. 2а и За ст. 297 предусмотрено право государств — участников не соглашаться, с передачей суду или арбитражу некоторых категорий споров, касающихся положений Конвенции о морских научных исследованиях и о рыболовстве.

Учтены также возражения многих государств против обязательной судебной юрисдикции в отношении споров о разграничении и о военной деятельности в соответствии сп 1 а и 1 в ст. 298 государство-участник может заявить, что оно не принимает одну или несколько процедур в отношении таких споров.

Такое же право распространяется и на споры, находящиеся на рассмотрении Совета Безопасности ООН (п. 1с ст 298)

Допустимость изъятий значительно снижает эффективность положения об обязательном разрешении споров В качестве меры, обязывающей стороны не оставлять изъятые споры неурегулированными, предусмотрена возможность передачи таких споров на разбирательство согласительной комиссии в порядке одностороннего обращения (ст 297).

В части XV Конвенции ООН по морскому праву четко прослеживается специализация механизмов мирного урегулирования по видам деятельности, которые могут вызвать спор Впервые в мировой практике в Конвенцию наряду с арбитражем введена процедура, называемая специальным арбитражем для разрешения споров о рыболовстве, судоходстве, научных исследованиях и борьбе с загрязнением, то есть опоров, для разрешения которых могут требоваться специальные знания. Поэтому в состав специального арбитража наряду с юристами входят специалисты в со­ответствующих областях знания. Такого соединения юридической процедуры с технической экспертизой для разрешения международных споров еще не было

Специальные арбитражные суды должны создаваться и действовать по той же процедуре, что и общий арбитраж (если иное не предусмотрено сторонами), но списки арбитров ведутся не Генеральным секретарем ООН, а специализированными международными организациями — Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО), Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Межправительственной океанографической комиссией (МОК) и Международной морской организацией (ИМО) или надлежащим вспомогательным органом, которому такая организация, программа или комиссия делегировали свои функции (ст. 2 Приложения VIII).

Можно оказать, что в целом система норм о разрешении споров по Конвенции очень сложна. Если учесть все возможные исключения и изъятия, положения об обязательной юрисдикции применимы к очень небольшому числу опоров. Но сам факт согласия 150 государств-участников III Конференции ООН по морскому праву с введением в Конвенцию единой системы и особенно на включение в нее норм об обязательных процедурах трудно переоценить.

Эффективность системы станет ясна только после вступления Конвенции в силу и лосле накопления хотя бы некоторой практики. Сейчас же ценность части XV состоит в том, что ее положения представляют собой наиболее подробно разработанную с учетом всего предыдущего опыта всеобъемлющую систему разрешения международных споров

2. Механизмы разрешения международных споров в космическом праве

Хотя в космическом праве нормы, регулирующие разрешение международных споров, далеко не так многочисленны, как в морском, остановимся на них подробнее, так как в советской литературе пока нет ни одной работы, посвященной их систематическому анализу.

а. Переговоры

На международные отношения, связанные с космической деятельностью, распространяется принцип мирного разрешения международных споров, и если стороны какого-либо «космического» договора не связаны обязательством применять какое-то определенное средство урегулирования, это значит, что они могут сами выбирать то средство, которое считают наиболее подходящим. На практике это чаще всего означает использование переговоров. Таким образом, для споров о космической деятельности, где правовое регулирование пока не достигло высокой степени развития, переговоры играют весьма полезную роль.

Тем не менее переговоры прямо предусмотрены только в одном многостороннем договоре — в Конвенции о передаче и использовании данных дистанционного зондирования Земли из космоса, участниками которой были только социалистические страны. Правда, в ст. VIII Конвенции говорится о консультациях, но никаких специальных организационных рамок не предусмотрено, а единственное их отличие от переговоров состоит в названии5.