Смекни!
smekni.com

Современные тенденции развития международных отношений (стр. 6 из 7)

Таким образом, глобализация – не благотворительность, а естественно– исторический процесс. Она, понимается как интернационализация жизни на нашей планете, движется вперед, преодолевая одни противоречия и порождая новые, ломая сопротивление одних социальных групп и выводя им на смену другие.

2.3 Демократизация международных отношений

На демократизацию как тенденцию развития современного мира указывают многие авторы. При этом само понятие в политической науке используется в основном в двух значениях. Под демократизацией мира, во-первых, понимается рост количества демократических государств; во-вторых, усиление и развитие демократических институтов и процедур в различных странах.

Появление демократических государств в мире шло не линейно. Хантингтон выделил периоды в мировой истории, связанные с развитием демократических процессов и своеобразные демократические откаты. Некоторые авторы, например Дикс, отталкиваясь от конкретных событий, указывают несколько иные даты развития волн демократизации, чем Хантингтон. Тем не менее, в целом, если не учитывать различия в подходах отдельных исследователей, можно выделить в истории следующие волны, или этапы, демократизации. Первая «волна» демократизации – самая длительная. Она фактически продолжается столетие и датируется Хатингтоном 1820-1920 годами. Во время этой «волны» было образовано более 20 демократических государств. Для этих стран была характерна парламентская и партийная системы, широкое избирательное право. За первой «волной» последовал «откат» от магистрального пути демократического развития, который продолжался со второй половины 1920-х годов по первую половину 1940-х. Он связан с приходом к власти фашизма в ряде стран мира. Вторая «волна» (сер. 1940 – нач. 1960-х) обусловлена поражением фашизма во Второй мировой войне и крушением колониальной системы. После нее наступает, согласно Хантингтону, новая регрессивная «волна», во время которой формируется ряд военных и авторитарных режимов. В целом второй «откат» длился с начала 1960-х по начало 1970-х годов. Наконец, новая третья «волна» начинается с первой половины 1970-х годов [8, С. 134]. Если в 1974 году насчитывалось 39 демократических стран, то уже к началу 1996 года их число составило 117. Самые мощные всплески свободы в ходе третьей «волны» пришлись на вторую половину 1980-х и начало 1990-х годов. В 1991-1992 гг. распространение свободы в мире, похоже, достигло высшей точки. Что связано, скорей всего, с развалом СССР. Возможно, наиболее поразительной чертой третьей «волны» является то, как мало осталось на земле режимов, которые никогда не допускали никакой многопартийной конкуренции. Столь широкое распространение многопартийной конкуренции свидетельствует об идеологической гегемонии «демократии» в сложившемся после окончания холодной войны мире, но – одновременно – о поверхностном характере этой гегемонии. Завершилась ли третья «волна»? Думается, что число аргументов в пользу утвердительного ответа возрастает с каждым днем. Распространение в мире либеральной демократии прекратилось, то же самое произошло и с политической свободой в более общем смысле. Демократизация приостановилась или даже совсем окончилась. В ближайшие годы мы можем стать свидетелями появления нескольких новых электоральных демократий, но дальнейший заметный скачок представляется маловероятным, поскольку в странах, где имелись наиболее благоприятные условия для демократизации, она уже произошла. Существует теоретическая вероятность, что за волной демократической экспансии последует не откат, а нечто вроде равновесия, при котором общее число демократий в мире заметно не увеличится, но и не уменьшится [3, с. 16-20].

В политологии внешняя среда, т. е. тенденции мирового развития, обычно рассматривается как одна из структурных переменных процесса демократизации: насколько она способствует этому процессу. Однако в современном мире при все более тесном переплетении внешней и внутренней политики международная среда может выступать в качестве и структурной, и процедурной переменной. Причем последнее, похоже, становится все более значимым. Принятие решений мировым сообществом в отношении той или иной страны может вести к развитию в ней демократических процессов. Так ООН неоднократно принимала резолюции в отношении режима апартеида в Южной Африке, а также решения о санкциях, что было фактором, воздействующим на отказ этой страны от политики апартеида и проведение демократических выборов в 1994 г. [8, С. 135]

Демократизация конца XX столетия дала основание Фукуяме говорить о конце истории. В том смысле, что в историческом развитии человечество сделало свой выбор в пользу демократического развития. Действительно, если в начале XX в. относительно небольшое число государств можно было рассматривать как демократические, да и сами они далеко не всегда предполагали всю полноту избирательных и иных прав, то к началу XXI столетия эти проблемы оказались если и не решенными, то решаемыми. На отрицание демократического пути развития руководители государств идут сознательно, противопоставляя тем самым свою страну остальному миру. В этом контексте можно рассматривать процесс демократических преобразований в конце XX столетия именно как тенденцию политического развития мира, в реализации которой все более важными оказываются не эндогенные факторы (уровень социально-экономического развития, политические процессы в обществе), а экзогенные по отношению к данному государству, т. е. международная среда. Именно она побуждает к демократическим преобразованиям [8, С. 137].

Демократизация наблю­дается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в ус­ловиях самых авторитарных режимов значительно сузились воз­можности скрывать, а тем более легитимизировать нарушения го­сударством личной свободы граждан, их естественных и политиче­ских прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их реше­ний, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни. Достижения постиндустриальной революции — спутнико­вая связь и кабельное телевидение, телефаксы и электронная поч­та, глобальная сеть Интернет, делающая возможным почти мгно­венное распространение и получение необходимой информации ед­ва ли не по всем интересующим современного человека вопросам, — стали признаками повседневной жизни людей не только в экономически наиболее развитых государствах, но и получают все более широкое распространение во всем мире. Резко расширяется состав и многообразие политических факторов. В результате разработка и реализация внешнеполитических установок перестают быть уде­лом узкой группы людей специального государственного ведомства, становясь достоянием совокупности самых разнообразных инсти­тутов, — как правительственных, так и неполитического характера. В свою очередь это оказывает глубокие последствия на политичес­кие отношения с точки зрения их непосредственных участников [13, с. 202-210].

Следует, однако, подчеркнуть, что демократизация не является неким однозначным и поступательным процессом. С особой отчетливостью это предстало в результате последней «волны» демократизации, когда стали образовываться нелиберальные демократии, гибридные режимы, имитационные демократии. Их суть заключается в том, что демократические институты и процедуры в ряде государств используются лишь как внешняя форма, служащая порой для прикрытия недемократических по своей сути механизмов реализации власти [8, с. 137-138].

Таким образом, следование демократическим принципам и традициям для все большего числа участников является неким позитивным примером. Оставаться вне всемирного «демократического клуба» в современном глобализирующемся мире означает быть неким «изгоем» - вне системы, вне «современности». Это побуждает все новые и новые государства ориентироваться на демократические ценности. Конец XX в., совпавший с третьей «волной» демократизации, которая по количеству государств, и по степени их вовлеченности в демократические процессы является, пожалуй, особенно бурной, принес с собой и другие тенденции мирового развития – многополюсность и глобализацию, рассмотренные выше.


Заключение

Раскрыв и проанализировав тему данной работы мы пришли к выводу, что сформулированная мною гипотеза подтвердилась. Действительно в основе современных тенденций международных отношений лежит концепция мира XXI века. Данная концепция станет основой для выдвижения международных инициатив, имеющих целью содействовать формированию новой культуры мира, имеющей общим фундаментом универсальную систему ценностей и модель поведения участников международных отношений. Новая культура мира отрицает рациональность войн и вооруженных конфликтов, ориентирует мировое сообщество на создание такой системы международных отношений, в которых каждое государство имело бы равную степень безопасности, а каждый человек – гарантированные права и свободы. Концепция мира XXI века будет продуктом совместной творческой деятельности правительств, политических партий и общественных движений, научного сообщества, деятелей культуры и религии. Только в условиях широкого и всестороннего взаимодействия всех, кому не безразличны судьбы человечества, можно будет тщательно проанализировать вызовы, риски и угрозы, перед лицом которых оказались в современных условиях отдельные государства и все мировое сообщество в целом, и на этой основе разработать принципы формирования «коллективного потенциала», посредством которого мировое сообщество будет противодействовать этим вызовам, рискам и угрозам.