Смекни!
smekni.com

Экономические и политические санкции в отношении "Саддамовского Ирака" после Кувейтского кризиса (стр. 1 из 4)

Реферат на тему: Экономические и политические санкции в отношении «Саддамовского Ирака» после Кувейтского кризиса


В конце двадцатого столетия Ирак прочно утвердился на карте мира как центр острого военнополитического кризиса, принявшего широкие международные масштабы.

Восемь лет между этой страной и Ираном шла война, которая, по экспертным оценкам, была одной из самых ожесточенных во второй половине истекшего века. Она оставила разрушенные города и деревни по обе стороны границы. На ее счету более миллиона убитых, десятки тысяч военнопленных и пропавших без вести, поиск и обмен которых не завершился по сей день.

Сражения той войны начались в сентябре 1980 г. Лишь в августе 1988 г. обе стороны, изнуренные и обескровленные, вняли требованиям резолюции № 598 СБ ООН и прекратили военные действия.

Не прошло и двух лет после перемирия, в течение которых воевавшие соседи приступили к восстановлению хозяйства, разрушенного войной, и налаживанию контактов по вопросам послевоенного урегулирования, как регион вновь втянулся в боевые действия. В ночь с первого на второе августа 1990 г. Ирак оккупировал соседний Кувейт, объявил это суверенное государство своей девятнадцатой провинцией.

Перипетии тех драматических событий подробно описаны в отечественных и зарубежных монографиях. Можно воспроизвести лишь некоторые характерные эпизоды и факты, важные для понимания того положения, в котором Ирак продолжает находиться и сегодня.

Международное сообщество оперативно и жестко отреагировало на захват Кувейта. 2 августа 1990 г. СБ ООН на экстренном заседании принял резолюцию № 660, в которой осудил вторжение, потребовал незамедлительного отвода иракских войск на исходные позиции, подтвердил суверенитет и территориальную целостность Кувейта.

Иракское руководство не прислушалось к этому требованию, заявив о необратимости случившегося, и в силу этого продолжало наращивать свое военное присутствие в захваченном эмирате, приступив к слому его государственноадминистративной системы.

В ответ 6 августа 1990 г. СБ ООН резолюцией № 661 ввел в отношении Ирака всеобъемлющие торговоэкономические санкции, сохраняющиеся и сегодня. Ими запрещались любые экспортноимпортные операции, включая поставки оружия и военного снаряжения, а также финансовые трансакции с банками этой страны. Устанавливались запреты на использование морских и воздушных судов для доставки товаров, грузов и оборудования.

Из экономического эмбарго было сделано единственное исключение – разрешены поставки продуктов питания и медикаментов, а также связанные с ними финансовые переводы при условии уведомления Комитета по санкциям ООН, специально учрежденного в соответствии с п. 6 резолюции № 661. В свете этого решения Ирак был вынужден приостановить экспорт нефти – главного источника своих валютных поступлений.

Однако введенные запреты возымели на Багдад обратный эффект: 8 августа он объявил «о полном и окончательном слиянии Ирака и Кувейта».

Совет Безопасности парировал очередной вызов Багдада, приняв 9 августа резолюцию № 662, в которой вновь подчеркивалась противоправность аннексии Кувейта, подтверждался его государственный суверенитет.

Тем временем инициативу в свои руки взяла администрация США. Прибывший в те дни в Саудовскую Аравию американский министр обороныР.Чейни заявил о направлении в зону Персидского залива оперативной эскадры во главе с авианосцем «Висконсин». Американцы призвали своих союзников последовать их примеру. Начиная с 16 августа ВМС США в этой зоне приступили к осуществлению контроля за соблюдением режима экономических санкций в отношении Ирака.

Одновременно Вашингтон в координации с руководством Саудовской Аравии и правителем Кувейта, эмигрировавшим в ЭрРияд, инициировал формирование в зоне Персидского залива мощной военной коалиции для отпора иракской агрессии. Многие государства, в том числе восемь арабских, заявили о готовности направить свои контингенты в состав этой коалиции.

Багдад не проявлял готовности уступать давлению международного сообщества. Напротив, с его стороны были предприняты шаги, ведущие к дальнейшей интернационализации и эскалации конфликта. 17 августа иракские власти объявили о запрете на выезд из страны и Кувейта всех иностранных граждан, включая дипломатов, одновременно распорядились закрыть все посольства и консульства в Кувейте.

Совет Безопасности ответил на это принятием 18 августа резолюции № 664, требовавшей разрешить гражданам третьих стран отбыть из Кувейта и Ирака, а также отменить распоряжение о закрытии дипмиссий в оккупированном эмирате.

В Багдаде недооценивали серьезности ситуации, фрондировали, выдвигали замысловатые «мирные инициативы» и «пакетные» условия своего ухода из Кувейта в обмен, в частности, на одновременное освобождение Израилем оккупированных арабских территорий.

Между тем СБ ООН постепенно ужесточал свои санкции: 25 августа была принята резолюция № 665, которая давала право государствам, направившим в Персидский залив военноморские силы, останавливать все корабли, идущие в обоих направлениях, для досмотра и проверки их грузов с целью предотвращения вывоза из Ирака и поставок туда товаров, запрещенных резолюцией № 661. Речь шла прежде всего о вывозе нефти и поставках оружия.

В сентябре 1990 г. противостояние Багдада с международным сообществом неуклонно нарастало. Сессия Совета НАТО заявила о готовности странчленов применить силу для освобождения Кувейта, одновременно отметив предпочтительность достижения этой цели политикодипломатическими средствами.

45я сессия Генеральной Ассамблеи ООН также подвергла резкому осуждению действия Ирака, потребовала от него выполнения соответствующих решений Совета Безопасности по освобождению Кувейта.

В дополнение к предыдущим своим решениям по торговоэкономической блокаде 25 сентября СБ принимает резолюцию № 670, которая вводит жесткие ограничения на транспортировку в Ирак воздушным и морским путем товаров и грузов, подпадавших под запреты резолюции № 661. Вместе с тем разрешались авиаполеты, связанные с доставкой пассажиров, а также гуманитарных грузов при условии уведомления Комитета по санкциям и проведения досмотра таких грузов представителями ООН в пунктах взлета и посадки.

В течение октября со стороны ООН, ДН, ОИК, ЛАГ, а также глав многих государств, в том числе СССР, предпринимались интенсивные шаги с целью убедить Багдад пересмотреть свою позицию, пойти на политикодипломатическое урегулирование конфликта на основе требований ООН. При этом иракцам гарантировались отмена санкционных решений СБ и, по существу, возвращение ситуации к исходному «нулевому» варианту.

Дважды, в начале и конце октября 1990 г. с президентом С.Хусейном в Багдаде встречался Е.М.Примаков в качестве специального представителя президента СССР. Ему удалось согласовать вопрос об эвакуации тысяч советских специалистов, работавших на строительстве совместных объектов в Ираке. Однако в главном требовании – отказе от притязаний на Кувейт – иракское руководство в очередной раз проявило непреклонность.

По мере пробуксовки дипломатических усилий в разблокировании конфликта все более угрожающие масштабы принимали военные приготовления. США перебросили в зону Залива 175 тыс. военнослужащих. Подтягивали свои силы арабские, европейские и другие участники антииракской коалиции.

Группировка же иракской армии в Кувейте и южных районах Ирака достигла 430 тыс. человек с приданными тысячами танков, БТР, артстволов.

8 ноября 1990 г. президент Дж.Бушстарший приказал направить в зону конфликта еще 200 тыс. военнослужащих. Это решение было расценено аналитиками как окончательная ставка Вашингтона на силовую развязку. Одновременно американская дипломатия форсировала принятие Советом Безопасности жестких, ультимативных решений.

29 ноября 1990 г. СБ принимает резолюцию № 678, имевшую определяющее значение для Ирака. От последнего требовали добровольно уйти из Кувейта до 15 января 1991 г. В противном случае СБ «санкционировал использование всех необходимых средств для достижения этой цели». А таких «средств» в зону кризиса стягивалось все больше.

30 ноября последовало заявление высшей руководящей инстанции Ирака – Совета Революционного Командования (СРК), который отверг ультиматум СБ. С этого дня война из категории эвентуальной переросла в реальную угрозу.

В течение декабря 1990 г. и первой половины января 1991 г. предпринимались активные попытки спасти ситуацию до того, как к решению подключатся военные. В Москву для переговоров с М.С.Горбачевым приезжал Т.Азиз, а в Багдад последовательно вылетали президенты Египта, Алжира, других государств в надежде призвать С.Хусейна к трезвой оценке ситуации, проявить рациональный подход, уберечь свою страну и регион от новой войны. Апофеозом стала состоявшаяся 9 января 1991 г. в Женеве встреча госсекретаря США Дж.Бейкера с Т.Азизом, с исходом которой были связаны определенные надежды международного общественного мнения.

Однако разрядки не последовало. Не наступила она и после визита в Багдад 12–13 января Генерального секретаря ООН Переса де Куэльяра, который также не смог добиться у руководства Ирака согласия покинуть Кувейт.

Вечером 15 января, уже вернувшись в НьюЙорк, руководитель ООН выступил с последним обращением к С.Хусейну, призвав начать немедленный отвод войск. Однако и на этот призыв ответа из Багдада не последовало.

В ночь с 16го на 17 января 1991 г. вооруженные силы 28 стран антииракской коалиции во главе с США приступили к операции «Буря в пустыне».

В течение сорока дней Ирак был объектом ожесточенных бомбардировок и ракетных обстрелов. В результате в столице и по всей стране были разрушены объекты инфраструктуры.

В первые же недели операции «Буря в пустыне» иракская группировка в Кувейте была отсечена от своих основных сил и коммуникаций. Она методично уничтожалась в ходе массированных авиационных ударов. При примерном равенстве личного состава, бронетанковых средств и артиллерии иракской армии и противостоявших ей сил коалиции последние многократно превосходили своего противника в ударной авиации и ракетах морского базирования. К тому же Ирак в то время уже не имел ВМС, а значительная часть его ВВС и гражданских самолетов была по договоренности эвакуирована на аэродромы ряда соседних стран. Коалиция же сосредоточила в Заливе 180 боевых кораблей, включая шесть авианосных соединений, главным образом американских.