Смекни!
smekni.com

Развитие национальной энергетики в Пакистане (стр. 3 из 3)

Заинтересованность «Газпрома» в транспакистанском газопроводе имеет три аспекта. Во-первых, российский концерн владеет 30% в проекте освоения иранского газового месторождения Южный Парс, запасы которого оцениваются в 12 трлн. куб. м; кроме того, «Газпром» уже имеет позитивный опыт строительства «Голубого потока». Во-вторых, строительство газопровода через Пакистан сделает трансафганский вариант (нацеленный на туркменский газ и поддерживаемый «Итерой») более сомнительным с экономической точки зрения. В-третьих, транспакистанский газопровод позволит отвести часть иранского газа с европейского направления. (Общие разведанные запасы газа Ирана составляют 23 трлн. куб. м; теоретически страна может ежегодно экспортировать до 200 млрд. куб. м газа – это вполне может составить конкуренцию газпромовским поставкам в Европу).

Теоретически Ашхабад также мог бы проявить заинтересованность в строительстве транспакистанской газовой трубы, поскольку к магистрали Иран – Индия вполне реально присоединение газопровода из Туркменистана. (В декабре 1997 г. был введен в действие газопровод по маршруту Корпедже – Курт-Куи. Тегеран гарантировал Ашхабаду закупку природного газа, поступающего по этому трубопроводу, в течение 25 лет при проектной мощности 12 млрд. куб. м в год. Кстати, именно в тот период голландская Shell заговорила о возможности транзита туркменского газа через Иран и Пакистан в Индию – «в качестве альтернативной ветки или скорее всего альтернативы маршруту Туркменистан – Афганистан – Пакистан».

В ноябре 2002 г. появились сообщения о том, что делегация «Газпрома» и Министерство нефти и природных ресурсов Пакистана подписали в Исламабаде меморандум о взаимопонимании. В соответствии с этим документом «Газпром» проведет предварительные исследования по предложенному российской компанией маршруту прокладки газопровода из Ирана в Индию через пакистанские прибрежные воды. Российский концерн был наделен правом вести переговоры по привлечению инвестиций для реализации проекта. Следующим шагом должно было стать подписание аналогичного соглашения с Ираном и с Индией. По словам представителей «Газпрома», «принципиальное согласие сторон уже имеется».

Правительство Индии незамедлительно выступило с официальным протестом по поводу «газпромовского» проекта вследствие сохраняющейся напряженности в индийско-пакистанских отношениях.

Иран, со своей стороны, был бы заинтересован в экспорте газа как на индийский, так и на европейский рынок, однако оба варианта отодвигаются на отдаленную перспективу: поставкам на запад препятствуют США, а на восток – индийско-пакистанские противоречия. Но если обширный индийский рынок пока оказался проблематичным для иранского газа, то ничто не мешает Ирану заполнить рынок соседнего Пакистана. В настоящее время уже существует несколько проектов прокладки газопроводов из Ирана в Пакистан, разработанных как в рамках ЭКО (Организация экономического сотрудничества, объединяющая мусульманские государства Среднего Востока и Центральной Азии), так и на двустороннем уровне.

Например, еще в декабре 1993 г. было подписано соглашение между Ираном и Пакистаном о строительстве газопровода от иранского месторождения Канган до границы с пакистанским Белуджистаном; протяженность газопровода должна составить 1800 км, в том числе 1100 км по территории Ирана. Пока проект, имеющий ТЭО, не нашел практического воплощения из-за политической нестабильности в Белуджистане (особенно в полосе племен), равно как и относительной насыщенности пакистанского газового рынка.

Кроме того, в июле 2001 г. было подписано ирано-пакистанское соглашение о строительстве газопровода через территорию Афганистана – его реализация также была осложнена из-за афганских боевых действий. Однако уже через несколько месяцев, когда в Афганистане была достигнута определенная стабилизация, Иран и Пакистан подписали договор о строительстве Трансафганского газопровода, но наполненного не туркменским, а иранским газом. Интересно, что договор предусматривает возможность заполнения трубы также и афганским газом.

Можно предположить, что в отдаленной перспективе вполне допустимо объединение туркменской и иранской газовых систем (которые, кстати, уже связаны нитью Корпедже – Курт-Куи) в единую Трансафганскую Магистраль, пересекающую территорию Пакистана и выходящую на мировой рынок.

Первым крупным потенциальным потребителем как туркменского, так и иранского газа должен стать индийский рынок. По экспертным оценкам, Индия стоит на пороге газового бума: за последнее десятилетие страна стала потреблять в два раза больше газа.

В отдаленной перспективе, когда, наконец, будет построен Трансафганский – Транспакистанский Газопровод, потребителями станут Япония, Китай и Южная Корея, которые смогут получать сжиженный газ с отгрузкой в пакистанских портах. В данном случае выгода непосредственно Пакистана очевидна: насыщая относительно дешевым импортным газом свой внутренний рынок, он будет владеть высокоразвитой инфраструктурой, обеспечивающей экспорт газа на рынок внешний. Пока же пакистанское правительство, активно участвуя в различных проектах и договорах, оставляет за собой право окончательного выбора наиболее оптимального газового маршрута.

В упомянутом выше Докладе к нации (октябрь 2000 г.) в целях развития национальной энергетики правительство Пакистана планировало:

1) проложить новый газопровод с южных месторождений в Белуджистане на север страны; предполагаемая стоимость проекта 375 млн. долл.;

2) провести конверсию производства электроэнергии с нефтяных на газовые ресурсы, что должно в значительной мере сократить импорт нефти и, соответственно, уменьшить стоимость электроэнергии;

3) продолжить переговоры со всеми дружественными странами о транспакистанских газопроводах;

4) построить порт Гвадар для транспортировки нефти и газа;

5) разведать новые нефтегазовые месторождения, в частности в шельфовой зоне.

Кроме того, в Докладе было особо отмечено, что в 1999–2000 финансовом году зарубежные нефтегазовые компании инвестировали более 700 млн. долл. в разведку и добычу пакистанских ископаемых.

Судя по основным положениям, изложенным в правительственном Докладе, в настоящее время в энергетической политике Пакистана приоритетными являются три направления (помимо расширения использования собственных ресурсов). Это, во-первых, переориентация всей энергетики на газ; во-вторых, создание мощной разветвленной инфраструктуры (строительство трубопроводов, терминалов, портов); в-третьих, активное привлечение иностранного капитала. Видимо, в настоящее время для Пакистана более выгодно создание собственной прочной инфраструктуры, а более грандиозные проекты (трубопроводы из Ирана и Туркменистана в Индию и страны АТР) принесли бы гораздо больше прибыли, если бы их строительство было отложено на несколько лет.

гидроэнергетический электростанция месторождение нефть


Список литературы

1. Деловой мир. №22, 29.11–5.12.1996, с. 8.

2. Время новостей, 06.08.2002.

3. Содружество-НГ, №4, 1999.

4. Время новостей, 13.11.2002.

5. ThePakistanTimes, 22.12.1993.