Смекни!
smekni.com

Профессия: "детский библиотекарь" как объект репутационного менеджмента (стр. 5 из 12)

Библиотека как общественный институт является учреждением, облик которого, содержание работы и масштабы не являются чем-то постоянным и неизменным. Это связано с развитием библиотеки во времени и в пространстве как общественного, а в определённых случаях и как государственного института. Изменения в жизни общества влекут за собой появление новых типов библиотек или же приводят к изменениям уже сложившихся к тому или иному моменту их типов.

На первом этапе своего существования круг лиц, имеющий доступ к хранящимся документам предельно ограничен, т.к. библиотека является составной частью системы управления государством. Но на последующих этапах развития жизни общества библиотека перестаёт быть собственностью только её частного владельца. Она становится не только частью (хотя и важнейшей) какого-либо учреждения (монастыря, церкви, музея, университета, академии, школы и т.д.), но и самостоятельным общественным учреждением.

В определённый исторический период, и в определённой социокультурной ситуации, возникает потребность в формировании и развитии библиотеки именно как самостоятельного, активно действующего общественного института, выполняющего, наряду с неизменными исходными функциями, целый ряд иных задач. Изменения в характере и масштабах их выполнения влекут за собой появление новых типов библиотек, которые определяют современную библиотечную систему практически любого государства – это публичные библиотеки, библиотеки, обслуживающие широкие слои населения; научные библиотеки; национальные библиотеки, которые выступают в качестве одного из институтов государства. При этом их роль изменялась и продолжает меняться, особенно сегодня.

Поскольку ещё с античного времени библиотека становится главным звеном системы распространения научного знания и звеном, обеспечивающим жизнеспособность системы образования всего общества, очень многие учёные, порой выдающиеся, стремились получить работу в библиотеке, и на протяжении многих лет своей жизни были связаны с библиотечным делом, совмещая службу с собственной научной деятельностью. При этом нередко они ярко раскрывались и в качестве библиотекарей, владевших искусством составления каталогов. Приведу всего лишь несколько примеров: среди библиотекарей Александрийского мусейона были крупные учёные своего времени – филолог Зенодот, поэт и учёный Аполлоний Родосский, учёный Эрастофен. Глава мусейона, он же хранитель библиотеки, – одновременно являлся и воспитателем наследника египетского правителя. По традиции пост главы (хранителя) библиотеки занимали именно философы – Эрастофен, Аристофан Византийский, Аполлоний Эйдограф и др.

Сильное влияние на библиотеки в эпоху Просвещения оказали идеи французского учёного и философа Габриэля Нодэ (1600-1653). Нодэ, будучи профессором медицины и личным врачом Людовика XIII, на протяжении многих лет работал и библиотекарем. Особенно ярко проявил себя во время работы в библиотеке кардинала Мазарини (1602-1661), которая с 1645г. функционировала как публичная библиотека.

Огромное внимание вопросам организации внутренней работы библиотеки уделял Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), известный во всём мире и как философ, и как учёный с широким кругом научных интересов. Библиотечные идеи Лейбница были воплощены в жизнь в Придворной библиотеке в Вольфенбюттеле – резиденции брауншвейгских герцогов, которой он успешно руководил с 1690г. на протяжении 23 лет, совмещая эту деятельность с руководством Придворной библиотеки в Ганновере. И таких примеров можно привести немало.

Расширение сети библиотек, рост их фондов, превращение библиотек из замкнутых учреждений в публичные и связанное с этим резкое увеличение количества читателей, привели к значительному усложнению и дифференциации библиотечной деятельности. К необходимости разработки новых форм и методов работы библиотек и библиотекарей. Так, с изобретением в середине XV века книгопечатания резко возросли фонды библиотек, что потребовало решения вопросов, связанных с их комплектованием и организацией, систематизацией и хранением, созданием каталогов, раскрывающих эти фонды.

Увеличение количества читателей в библиотеках, ставших публичными, потребовало разработки вопросов организации и методики их обслуживания, а это в свою очередь привело к необходимости изучать интересы и запросы читателей. Расширение сети библиотек потребовало разработки проблем её рационального построения, размещения, управления этой сетью. Назрел вопрос о формировании профессионального библиотечного сообщества и подготовке профессиональных кадров.

Так, в 1876г. в Филадельфии (США) по инициативе директора библиотеки Колумбийского университета в Нью-Йорке Мелвила Дьюи (1851-1931) было образовано первое в мире профессиональное объединение библиотекарей – Американская библиотечная ассоциация, стал издаваться первый в истории профессиональный библиотечный журнал – LibraryJournal. Позже распахнула свои двери Библиотечная школа М. Дьюи при Колумбийском университете, где начали готовить первых профессионалов-библиотекарей. Впервые в истории человечества, библиотечную школу в 1887г. закончило 17 женщин, которых допустили к работе в библиотеках на равных правах с мужчинами.

Однако библиографическое образование появилось гораздо раньше библиотечного и не в Америке, а в Европе. Здесь уже в 30-х гг. XIX в. в некоторых университетах открываются кафедры библиографии. Задача подготовки квалифицированных библиографов не ставилась. Библиографическими знаниями должны были овладеть будущие учёные, в первую очередь – естественники. Так как разбираться в потоке публикаций становилось всё труднее. Всего лишь сотню лет назад языком науки была латынь, а теперь учёные публиковали свои труды уже на десятках языках. С каждым десятилетием увеличивалось число научных журналов. Библиографические знания становились необходимыми.

В начале 80-х гг. XIX в. библиотечная профессия стала признаваться в Канаде, затем в Европе. Первоначально в Великобритании и Франции. Образовывались национальные общества и ассоциации, появлялись журналы. Спустя двадцать лет процесс оформления библиотечной профессии дошёл и до России. Уже в 1898г. библиотекари объединяются в Русское библиотечное общество (РБО), деятельность которого продолжалась до 1930г. В 1908г. на основе секции РБО в Петербурге создаётся Общество библиотековедения. В 1910г. рождается первый профессиональный журнал «Библиотекарь». С 1911г. начинают созываться библиотечные съезды и конференции. Хочется отметить, что в России традиционно разрабатывались собственные критерии и требования, свои оригинальные методы решения профессиональных проблем.

Что же касается отечественного профессионального образования библиотечных специалистов по работе с детьми, то оно прошло непростой и тернистый путь становления. Своими корнями, уходя к истокам русской книжности, ко времени, когда начала формироваться древнерусская литература.

Образование библиотекарей до XX в. в нашей стране не являлось делом учебных заведений. Первоначально лица, выполняющие библиотечные обязанности, не имели специальной подготовки. Профессиональные знания и умения приобретались и шлифовались в процессе деятельности, обмена опытом.

Рассмотрение исторического пути развития образования библиотекарей как специалистов по работе с детьми свидетельствует о том, что на первоначальном этапе, до XVIII в, закладывались представления о «культуре чтения», о педагогике детского чтения, о сущности деятельности библиотекарей как руководителей детского чтения.

Первые древнерусские библиотеки создаются в период образования и начала развития древнерусского государства – Киевской Руси. Это были библиотеки при храмах и монастырях, а так же личные коллекции книг удельных князей, придворной знати и лиц духовного сана.

Но надо понимать, что библиотека того времени выполняла, прежде всего, идеологическую функцию, являясь аппаратом политического и религиозного влияния церкви и государства, направленного на подчинение всей духовной жизни общества христианской идее.

Рассматривая библиотеку, книгу и чтение как важное средство упрочения феодальных порядков и христианского вероучения, наши пращуры стремились привить детям мысль о душевнополезном чтении, любовь, уважение и бережное отношение к книге. Чтение книг трактовалось как священнодействие, а чтение вслух для других, для неграмотных, считалось богоугодным делом. Книгой восхищались, рассматривая её как духовного руководителя. Но контроль, за тем какие книги можно читать, а какие нет, власть оставляла за собой. Библиотечные фонды формировались целенаправленно с целью недопущения в них книг «еретического» содержания.

При монастырях учреждаются школы грамоты и мастерские для переписи и перевода книг, набираются для обучения дети знатных лиц. Для библиотек выделялись специальные помещения. Книгохранителями в монастырских библиотеках, как правило, назначались наиболее образованные монахи. Им то и поручалось руководить чтением. В X-XVIII вв. работа библиотекаря в монастырских библиотеках, должность «книгохранителя», «служебника» была послушанием, повинностью человека как члена религиозной общины. Часто эта служба совмещалась с рядом других монастырских послушаний таких как ризничий, ключарь, пономарь. Многие правили службу усердно, с увлечением.

Специальных произведений для детского чтения пока не существовало. Обучение велось, учитывая возрастные возможности подрастающего поколения, по греческим, славянским и древнерусским книгам, специально отобранным, более понятным для детского восприятия, конечно, с религиозно-нравственным уклоном.

В обязанности монастырского библиотекаря того времени входило не только сохранение фонда и выдача книг, но и воспитания у детей культуры чтения, помощи им в усвоении прочитанного, научении бережному отношению к книге, организации коллективного чтения вслух.