Смекни!
smekni.com

Организация инновационного менеджмента 2 (стр. 3 из 4)

Фаза 4 — Дистрибутивная

На этой фазе процесс разработки нововведения получает свое логическое завершение. Новая технология или усовершен­ствованный продукт готовы к расширенному воспроизводству и реализации.

Для выпуска нового продукта или реализации технологиче­ской инновации, как правило, организуется новое производст­венное подразделение или участок. Эта задача решается на базе проведения частичной реорганизации предприятия и (в зависи­мости от его отраслевой принадлежности и масштабов произ-°Дства) путем создания или выделения новой стратегической

бизнес-единицы. Для внедрения улучшающей технологии пред­приятие может ограничиться формированием отдела маркетинга новой продукции или созданием новой группы в указанном от­деле.

Однако основным моментом данной фазы является не столь­ко проведение индивидуальных структурных преобразований на предприятии, сколько регулирование совокупного спроса и предложения. Эффективность коммерциализации инновации во многом зависит от результативности маркетинговой поддержки процесса дистрибуции, включая распределение, продвижение и непосредственно сбыт новой услуги или усовершенствованной продукции.

Таким образом, рассмотренные и структурированные фазы реализации инноваций подтверждают вывод о том, что органи­зационно-экономическое обеспечение внедрения новых техно­логий зависит в основном от их типа и масштаба. Состав осуще­ствляемых организационных мероприятий и предпринимаемой экономической деятельности в данном случае также существен­но варьируется.

Вопрос 3. Методы поиска инновационных идей

Инновационный процесс начинается с инициализации, в которую включается поиск инновационной идеи.

Этот поиск — самый важный и наиболее трудный момент, характеризуемый использованием специально разработанных методов.

Инновационная идея содержит общее представление об ис­пользовании определенных новшеств для претворения в жизнь намеченного замысла, отражающего осознание потребности и выступающего отправной точкой творческого процесса.

В творческом процессе можно выделить три этапа: замысел (появление самой идеи), превращение идеи в план работы, реа­лизация намеченного плана (воплощение идеи в материальную форму). Эти этапы носят условный характер, так как в реальной творческой деятельности их последовательность не является же­стко регламентированной.

Причиной появления инновационной идеи является, как правило, возникшее противоречие между существующими про дуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономиче­ской ситуацией.

В познавательном процессе инновации важная роль при­надлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию техничес­ких и экономических показателей и явлений. При наблюдении человек ограничивается только чувственным познанием и ин­струментальным изучением определенного явления. Анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления. Анализ (греч. analysis — разложение, расчленение) есть метод научного иссле­дования, состоящий в мысленном или реальном расчленении целого на составные части. Синтез (греч. synthesisсоединение, сочетание, составление) — это метод научного исследования ка­кого-либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Абстракция (лат. abstractio — отвлечение) предполагает мыс­ленное исключение ряда свойств предметов и отношений между ними из рассмотрения.

Формирование новой идеи начинается с построения гипоте­зы. Гипотеза (греч. hipothesisоснование, предположение) вы­ступает как научное предположение, выдвигаемое для объясне­ния какого-либо явления и требующее проверки на опыте и тех­нического обоснования. Критерием гипотезы является ее проверяемость.

В процессе формирования новой идеи непосредственную роль играет воображение. Воображение — это создание новых образов, протекающее в наглядном плане, а также преобразова­ние и переработка данных восприятия и другого материала про­шлого опыта, в результате чего получается новое представление.

Воображение очень тесно связано с интуицией и инсайтом.

Интуиция (лат. intueorпристально, внимательно смотрю) представляет собой способность непосредственно, как бы вне­запно, без логического обдумывания находить правильное ре­шение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутрен­нее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучае­мого вопроса.

Инсайт — это осознание решения некоторой проблемы. Уоъективно инсайт переживают как неожиданное озарение,

постижение. В момент самого инсайта решение видится очень ясно. Однако эта ясность часто носит кратковременный харак­тер и нуждается в сознательной фиксации решения.

По утверждению И.Т. Балабанова, для поиска инновацион­ной идеи наибольшей эффективностью обладают следующие ме­тоды: проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики, стратегии семикратного поиска, теории решения изобретатель­ских задач. Существуют и другие методы поиска новых идей.

Метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последо­вательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей ре­шения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая, нет правил поиска верной идеи и ее оценки.

Метод кднтрольных вопросов — по сути, это усовершенство­ванный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее со­ставленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой (се­рией проб).

Метод мозгового штурма заключается в коллективном рас­смотрении конкретной проблемы с целью выбора наиболее удачной из генерируемых идей. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конференция идей», был предложен аме­риканским ученым А. Осборном в 1955 г.

Метод морфологического анализа был предложен швейцар­ским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Термин морфологический (греч. morphформа) означает внешний вид. Сущность данного метода состоит в сочетании в единой системе методов выявле­ния, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой-либо функции рассматриваемой инновации.

Морфологический анализ состоит из шести последователь­ных этапов:

1-й этап — формулировка проблемы;

2-й этап — постановка задачи;

3-й этап — составление списка всех характеристик обследуе­мого (предполагаемого) продукта или операции;

4-й этап — составление перечня возможных вариантов реше­ния по каждой характеристике. Этот перечень сводится в много­мерную таблицу, называемую «морфологическим ящиком».

В простейшем случае при осуществлении метода морфоло­гического анализа составляют двухмерную морфологическую карту: выбирают две важнейшие характеристики продукта, ге­нерируют по каждой из них список всевозможных форм воз­действия или альтернатив, затем строят таблицу, осями кото­рой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Общее число вари­антов в морфологическом ящике равно произведению числа элементов на осях;

5-й этап — анализ сочетаний выявленных свойств;

6-и этап — выбор наилучшего сочетания свойств.

Метод фокальных объектов был впервые предложен в 1926 г. впоследствии значительно усовершенствован Ч. Вайомингом в Редине 50-х гг. XX в. Этот метод основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит в фокусе переноса и называется фо­кальным объектом.

Последовательность применения данного метода:

1. Выбор фокальных объектов (продукта или операции).

2. Выбор трех и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т. п.

3. Составление списка признаков случайных объектов.

4. Генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.

5. Развитие случайных сочетаний путем свободных ассо­циаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений.

Синектика представляет собой метод поиска идеи в процессе атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов, использующих различные виды аналогий и ас­социаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с грече­ского означает «совмещение разнородных элементов». Метод был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х гг. XX в. и основан на принципах мозгового штурма. Однако У. Гор­дон сделал упор на необходимости предварительного обучения групп специалистов, на использовании специальных приемов, на определенной организации процесса решения.

Под решением проблемы по методу синектики понимается взгляд на нее с новой точки зрения, отключающей психологиче­скую инерцию.

В синектике используются следующие виды аналогий: пря­мая, личная, символическая. Прямая аналогия означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравниваются с более или менее схожими продуктами или операциями. Личная аналогия лредполагает, что специалист, решающий конкретную проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пы­таясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у покупателя этого нового продукта (операции). Символическая аналогия — это некий обобщенный взгляд. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель.