Смекни!
smekni.com

Психологическая защита (стр. 2 из 7)

Отечественные исследователи отмечают, что психологическая защита есть система регуляторных механизмов, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Рассмотрим некоторые наиболее распространенные определения психологической защиты. Она определяется как:

- психическая деятельность, направленная на спонтанное изживание последствий психической травмы (В. Ф. Бассин, В. Е. Рожнов, 1975);

- частные случаи отношения личности больного к травматической ситуации или поразившей его болезни (В.М. Банщиков, 1974);

- способы переработки информации в мозге, блокирующие угрожающую информацию (И.В. Тонконогий, 1978);

- механизм адаптивной перестройки восприятия и оценки, выступающей в случаях, когда личность не может адекватно оценить чувство беспокойства, вызванное внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом (В.А. Ташлыков, 1984);

- механизмы, поддерживающие целостность сознания (В.С. Ротенберг, 1984);

- механизм компенсации психической недостаточности (В.М. Воловик, В.Д. Вид, 1975);

- пассивно-оборонительные формы реагирования в патогенной жизненной ситуации (Р.А. Зачепицкий, 1980);

- динамика системы установок личности в случае конфликта установок (Ф.В. Бассин, 1976);

- способы репрезентации искаженного смысла (В.Н. Цапкин, 1985).

Можно заметить, что в приведенных определениях психологическая защита всегда является частью каких-либо других психических феноменов: деятельности, установки, отношений личности, компенсации и др. Причем спецификация этой части идет не по объекту, а через задание целей и функции защиты, т. е. извне. Таким образом, психологическая защита не выделяется в самостоятельный процесс и механизм.

В то же время можно выделить ряд общих моментов, характерных для всех определений. Общим является ситуация конфликта, травмы, стресса, а также цель — снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом, и предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики. Здесь мы можем отметить, что основная смысловая конструкция всех определений почти совпадает с психоаналитическим пониманием психологической защиты. Ведь З. Фрейд также определял защиту как механизм, действующий в ситуации конфликта и направленный на снижение чувства тревоги, связанного с конфликтом. Разница только в определении того, что стоит за конфликтом.

В широком смысле термин "психологическая защита" употребляется для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт. Это целая система привычных реакций человека, которая помогает устранить, или, если это невозможно, свести к минимуму негативные, травмирующие личность переживания.

Переживания эти связаны как с внешними, так и с внутренними ("не в ладах сама с собой") конфликтами, и, как следствие, с чувством тревоги, дискомфорта.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек вырабатывает у себя защитные механизмы; психологическая (психическая) защита "ограждает" сферу сознания от негативных, травмирующих личность переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я.

Механизм психологической защиты - реакция бессознательной части нашего Я, объяснить и понять которую очень не просто, если не сказать - невозможно.

За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но нерешенные проблемы приобретают хронический характер, так как человек лишает себя возможности активно воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных переживаний.

Современные представления о "нормальной", развитой системе психологической защиты предполагает оценку следующих характеристик:

- адекватность защиты (человек может восстановиться после той или иной бессознательной защитной реакции и после этого обсуждать её);

- гибкость защиты (человек может использовать разные виды защитных реакций, а какой-то определённой, типичной для него ситуации угрозы, т.е. "репертуар" его защитного поведения не задан слишком жестко);

- зрелость защиты (относительно более зрелыми считаются механизмы интеллектуализации, сублимации, подавления, рационализации, смещения без частого прибегания к более примитивным формам проекции, отрицания, интроекции).

Сейчас психологи насчитывают более тридцати видов защитных механизмов, которые различаются по эффективности, зрелости и по конфликту, породившему их - лежит ли он в сфере влечений, моральных установок или внешней реальности.

Единой сколько-то общепризнанной классификации защитных механизмов нет. Часто механизмы психологической защиты делят на 2 группы:

· протективные (примитивные, незрелые, более простые); их цель - не допустить информацию в сознание (расщепление, проекция, отрицание, вытеснение, идеализация диссоциация, всемогущий контроль, обесценивание, изоляция, идентификация с агрессором и др.

· дефинзивные - более зрелые, допускают информацию в сознание, но искажают ее (сублимация, рационализация, интеллектуализация, юмор, и др.). [11]

Рассмотрим кратко некоторые из форм психологической защиты.[5]

Активные формы:

Экстрапунитивность — тенденция всегда и во всем обвинять других и никогда себя. В человеке формируются установки типа: «Это по их вине я живу так плохо...», «Из-за разговоров с женой я опоздал на автобус», «Если бы не эти ублюдки, заполняющие транспорт, я никогда бы не заболел гриппом» и т. д

Поиск мишени. Такая форма носит временный характер и помогает человеку психологически разряжаться. Например, день прошел для вас очень тяжело и неудачно. Вы в отвратительном настроении едете домой. Вас случайно толкнули в транспорте. В ответ вы вступаете в драку. Ваша реакция явно неадекватна. Причина ее не в том, что вас толкнули, а в том, что за день (а то и за большее время) в вас накопилось немалое количество негативной энергии, которая требует разрядки.

Праведный гнев. Эта форма возникает, когда человек хочет оправдаться в собственных глазах. В нем формируются установки: «Я не завидую, но меня раздражает...», «Я не мщу, а разоблачаю...» и т. д.

Самоутверждение путем унижения другого. Возникает, когда дело не получается, и человеку становится обидно и горько. Он начинает искать причину неудач в другом человеке. Формируются самоутверждающие установки, например: «У него просто хорошо подвешен язык», «Он просто везучий», «Мне бы его связи», «Вся ее карьера через постель» и т. д.

Девальвация объекта беспокойства. К этому некоторые прибегают, когда необходимо выполнить трудное обязательство, отблагодарить услугой за услугу, вернуть долг и т. д.

Чувствуя, что сделать это трудно, человек девальвирует объект беспокойства и приписывает ему негативные характеристики, например: «Боже, с кем я связался», «Если бы я знал, кто он такой» и т. д.

Психологическая защита через рационализацию:

Адвокат самому себе. Если человек в детстве испытывал дефицит заботы и ласки или же длительное время получал лишь негативные оценки от окружающих, в качестве компенсации в нем могут сформироваться самозащитные установки, например: «Какая я красивая», «Какой я мастер» и т. д.

Проекция. Свои отрицательные качества человек переносит на других. Например, он начинает цинично рассуждать: «Они только прикидываются высоконравственными, а думают только об этом...».

Интроекция. Положительные качества других переносятся на собственное «Я». В человеке формируются такие установки: «Без меня все рухнет», «Если я уйду, то работа встанет», «Приходится мне, профессионалу, работать с бездарями» и т. д.

Искажение или замещение действительности. В этом случае формируются следующие установки: «Я не бездарен, мне мешают», «Это не выговор, а проявление особого внимания ко мне со стороны руководства», «Это не неудача, а успех» и т. д.

Сдвиг реальности бывает во времени («Эта книга написана в „доисторическую" эпоху», — говорит человек о книге, изданной 10 лет назад) и в профессии (когда ветеринар, например, самоуверенно дает советы больному человеку).

Приятие — отрицание. В поступке принимается то, что может быть прощено, остальное отвергается.

Растворение ответственности. В этом случае могут формироваться следующие установки: «Я как все, как народ», «Я не виновен, поскольку народ всегда прав» и т.д.

Конфлюенция, или идентификация себя с другими. Возникает, когда человек хочет подчеркнуть свои связи и повысить таким образом собственную значимость в глазах других. Младший научный сотрудник без степеней и званий может высокомерно сказать: «Мы, ученые, думаем...» Или в беседе: «Как сказал мне вчера на прогулке мой друг профессор...»

Психологическая защита через капитуляцию:

Геронтолизм, или пуэрилизм. Это страх ответственных поступков. Человек подсознательно не хочет (боится) совершать их и оправдывает себя через возраст. Возникают следующие установки: «Все еще впереди, я молод, еще успею...» или: «Ничего не поделаешь, возраст есть возраст, приходится уступать место молодым...»

Интропунитивность. Тенденция во всем обвинять себя. Такие люди, как правило, обладают комплексом неполноценности, заложенным в детстве. Установки в этом случае могут быть следующими: «Я во всем виноват», «Все из-за меня», «Моя ошибка».

Импунитивность. Тенденция искать причины неудач в обстоятельствах жизни. В человеке формируются установки: «Если бы не этот случай...», «Против судьбы не пойдешь», «Во всем виновато воспитание» и т. д.

Сверхзащита:

Селекция информации. Все неприятное для себя человек перестает воспринимать. Он слышит только то, что хочет услышать. Это может произойти под воздействием сильного стресса, глубоких переживаний.