Смекни!
smekni.com

Москва и Московская губерния в годы построения социализма (стр. 1 из 4)

А.И.Казанский, А.К.Казанская, Н.А.Сундуков

Восстановление народного хозяйства в Москве и Московской губернии

Переход от войны к мирному ооциалистичеcкому строительству был связан с большими трудностями. Промышленность Москвы и губернии была в тяжелом положении. Стояли крупнейшие фабрики. В Москве не работали Трехгорная мануфактура, Московская ситценабивная фабрика, Даниловская камвольнопрядильная фабрика, в губернии — Реутовская хлопкопрядильная, Яхромская, Воскресенская и многие другие фабрики.

С большой недогрузкой работали предприятия химической, металлической и других отраслей промышленности. Такой большой завод, как «Серп и молот», из-за отсутствия топлива и металла почти прекратил производство.

Большинство заводов и фабрик Москвы и губернии нуждались в капитальном ремонте. Кадры пролетариата распылились. Часть рабочих еще была в рядах Красной Армии. Многие погибли на фронтах гражданской войны, иные, спасаясь от голода, выбыли в деревню. Оставшиеся на заводах и фабриках переживали тяжелые лишения: голод, отсутствие обуви, одежды, хозяйственных вещей. Голод и нужда заставляли часть рабочих прибегать к мелкому ремеслу. Особенно тяжело было с топливом, основным видом которого были дрова. Около Москвы во время войны вырубили много леса, и дрова заготовлялись для города в соседних губерниях. Доставлять их было очень трудно.

Война подорвала сельское хозяйство губернии. Во время интервенции и гражданской войны крестьяне сдавали весь хлеб государству, оставляя себе только на питание и семена. Они не были поэтому заинтересованы в развитии сельского хозяйства. Кулаки намеренно уменьшали посевы и прятали зерно. Положение с обеспечением хлебом трудящихся Москвы и губернии стало особенно тяжелым ввиду того, что в 1921 году обрушилось стихийное бедствие — из-за сильной засухи был неурожай в Поволжье.

Трудностями стремились воспользоваться контрреволюционеры всех мастей — разбитая буржуазия, белогвардейцы, эсеры, меньшевики. В марте 1921 года в Кронштадте вспыхнул мятеж. Для его подавления Московский комитет большевиков направил сотни членов партии. Немало московских коммунистов пало в Кронштадте смертью храбрых, среди них член Моссовета И. В. Русаков.

Московская партийная организация большевиков мобилизовала коммунистов разъяснять рабочим, крестьянам причины экономических трудностей и разоблачать предательскую роль контрреволюционеров. Выдающиеся деятели партии М. И. Калинин, Е. Ярославский, А. В. Луначарский и другие выступали на крупных заводах и фабриках. Московский Совет обратился с призывом ко всем трудящимся Москвы и губернии усилить добычу нефти, угля и тем самым преодолеть затруднения.

Вскоре был издан закон о продовольственном налоге. Крестьяне получили возможность продавать излишки продуктов. В Москве был открыт ряд рынков. Одновременно с рыночной торговлей шел натуральный обмен изделий промышленности на продукты питания. Так, рабочие Красной Пресни организовали поездку для товарообмена в Туркестан и привезли оттуда 312 тысяч пудов зерна.

Московский комитет партии организовал трудящихся Москвы и Московской губернии на оказание помощи голодающим Поволжья. Москва помогала Чувашской автономной области. На всех фабриках и заводах производились ежемесячные денежные отчисления в размере однодневного заработка и продовольственные сборы.

Каждый район имел свою подшефную волость. Кроме этого, Москва и Московская губерния взяли на свое содержание около 11 тысяч чувашских детей. Крестьяне Чувашии были благодарны московским рабочим.

Рабочие Москвы и губернии прилагали героические усилия, чтобы возродить к жизни заводы и фабрики. Количество действовавших предприятий и занятых в них рабочих из месяца в месяц увеличивалось. Задымились фабрики и заводы, стоявшие по нескольку лет. Пущены были Краснопресненская Трехгорная мануфактура, Даниловская камвольнопрядильная фабрика. Приступили к работе Воскресенская, Яхромская и другие фабрики. Некоторые успехи наметились и в других отраслях промышленности: пищевой, химической, кожевенной, силикатной. В связи с хорошим урожаем 1922 года и увеличением добычи минерального топлива в столицу все в больших количествах стали поступать хлеб, хлопок, нефть, уголь.

Началось восстановление металлургического производства: хотя и в трудных условиях, но начал работать завод «Серп и молот», а также «Красный пролетарий». Ширились работы по выполнению плана электрификации (ГОЭЛРО) Москвы и Московской губернии. В июне 1922 года состоялось торжественное открытие Каширской электростанции. Это дало возможность направить больше электроэнергии в Московскую промышленность, увеличить трамвайное движение в Москве и электрифицировать окраины города. «Лампочка Ильича» начала победоносное шествие из центра столицы в ее предместья и уезды, вытесняя керосиновую лампу. В Московской губернии было выстроено пятнадцать местных станций (Яропольская, Волоколамская, Осташевская, Солнечногорская и др.).

В результате первых успехов в восстановлении промышленности на фабрики и заводы Москвы возвращались старые, квалифицированные кадры, шли новые пополнения из деревни. Жизнь московских рабочих постепенно улучшалась. Отходили в прошлое тяжелые военные годы, голод, нищета. Возрастала заработная плата.

Улучшалось бытовое и жилищное положение трудящихся. В Москве в довоенное время 300 тысяч рабочих «жили на койках». В 1925 году коечников уже не существовало. Из подвальных помещений большая часть жителей переехала в благоустроенные дома.

За годы восстановления народного хозяйства московский пролетариат прошел большую трудовую и политическую школу. 25 тысяч лучших своих сынов послал он в партию Ленина. Более 7 тысяч рабочих — девушек и юношей — вступили в комсомол. Многие молодые рабочие Москвы стали учиться. Начался поход рабочей молодежи в науку. Появились кадры технической интеллигенции, вышедшей из рабочего класса и трудового крестьянства.

Индустриализация Москвы и Московской области

В связи с окончанием восстановительного периода перед московским пролетариатом, как и перед всем советским народом, встали новые задачи — преодоление экономической отсталости страны, превращение ее из аграрной в индустриальную, построение социалистического общества.

Московская партийная организация вместе со всеми трудящимися столицы решала ответственную задачу — превратить Москву «ситцевую» в Москву передовой тяжелой индустрии. Москва должна была стать центром передового машиностроения. Необходимо было переоборудовать старые московские заводы.

Так, коренным образом был реконструирован автосборочный завод, превратившийся в крупнейшее предприятие автомобилестроения. За 4 года (с 1924 по 1928 год) завод увеличил выпуск своей продукции в 11 раз.

С 1928 года, по первому пятилетнему плану, в Москве должны были получить развитие такие отрасли металлообрабатывающей промышленности, как автомобильная, электротехническая, станкостроительная, авиационная.

За годы первых пятилеток в Москве и Московской области было построено значительное число новых фабрик и заводов. Больше всего строилось заводов, изготовляющих станки, машины, электротехническое оборудование, химические продукты. Тяжелая промышленность по Москве и области выросла в четыре раза. К концу первой пятилетки Москва и Московская область дали по машиностроению, по автомобилям, по электрической промышленности значительную долю продукции всего Советского Союза.

Ряд вновь построенных в Москве заводов стал выпускать продукцию, которую мы раньше получали из-за границы. Так, Завод револьверных станков имени С. Орджоникидзе освоил выпуск сложных станков, на которых стали изготовлять части для тракторов, автомобилей и других машин.

В 1932 году на московской окраине вырос «Шарикоподшипник». Он вырабатывает миллионы блестящих стальных цилиндров — роликов и шариков — маленьких, как пшеничное зерно, и великанов, весом в тонну. На этих подшипниках работают тракторы, станки, комбайны, автомобили, самолеты, экскаваторы. Даже стрелка точного компаса снабжена маленьким подшипником.

Огромный Московский электрокомбинат выпускает трансформаторы для электрических станций, электропечи для выплавки качественной стали и сотни типов электрических ламп — от крохотной для хирургических кабинетов, до громадных ламп морских маяков.

Рядом с автомобильным заводом расположен всесоюзный центр электромоторостроения — завод «Динамо». Он дает электромоторы железным дорогам, троллейбусам, электрические лебедки, мостовые краны. Когда первые теплоходы пошли по каналу Москва—Волга, работой его шлюзов управляли автоматические электроаппараты, изготовленные в цехах «Динамо». Когда были пущены первые поезда Московского метрополитена, они шли на моторах «Динамо».

На старой московской окраине родился завод «Калибр». Он выпускает измерительные приборы; некоторые из них с точностью до одного микрона — тысячной доли миллиметра. В Карачарове раскинулся завод «Фрезер» — один из крупнейших инструментальных заводов.

На месте старого завода Бромлей встал «Красный пролетарий». В 1940 году он дал стране в два раза больше сложных станков, чем в 1913 году все станкозаводы России.

Старый завод Листа превратился в завод «Борец». Из его ворот вышло оборудование для Магнитостроя, Кузнецкстроя, Днепростроя. И величайшие в мире насосы канала имени Москвы изготовлены в цехах «Борца».

Неузнаваемым стал завод «Серп и молот». Теперь основная его продукция — высококачественная, нержавеющая сталь.

Так советская Москва стала центром индустрии, стали и машин.

Широко развертывается восстановление и строительство заводов и фабрик в Московской области. Завод «Электросталь», близ Ногинска, стал вырабатывать высокого качества сталь для тракторов, автомобилей и машиностроения. Крекингостроительный завод в Подольске начал изготовлять сложные машины, при помощи которых можно добывать из нефти бензин.