Смекни!
smekni.com

Москва многонациональная: конфликт или согласие? (стр. 5 из 7)

"Я читал и слышал о людях нерусской национальности много анекдотов. Я могу отличить представителей разных национальностей по паспорту. Порочащих контактов не имел, но встречаюсь с ними в метро ("Люди добре! Поможите!") и на рынках ("Слушай, дорогой, купи, да!"). Моя семья к этому никак не относится".

"Москва - один из самых густонаселенных городов мира. С иностранцами сталкиваюсь в основном на рынках. В основном, лица кавказских национальностей торгуют. Ничего хорошего в их пребывании в Москве не вижу. Плохого - не знаю. Никакой реакции или чувств по этому поводу не ощущаю".

"Люди нерусской национальности либо беженцы, либо они приехали в Москву заработать денег. Но некоторые нерусские люди просто живут в Москве... Чаще всего я сталкиваюсь с представителями Кавказа на рынках. Они занимаются торговлей. Они привозят различные продукты, которых у нас нет, но обычно эти продукты некачественные, и кавказцы пытаются обмануть покупателя. Я отношусь к этому отрицательно. В Москве в нынешнее время очень много бездомных, кавказцев и различных бандитов"...

"Сейчас в Москве очень много людей разных национальностей, и я очень часто со злостью смотрю на то, что, якобы беженцы, начинают обживать наш город и занимать все места в нашей жизни, которые должны быть заняты русскими. Если бы они жили в Москве и не пытались бы устанавливать свои правила, их можно было бы стерпеть, но ведь почти вся московская мафия состоит из лиц кавказской национальности, и, конечно, все легко узнают их на улице. К счастью, я не имею друзей и родственников среди других национальностей. Но нельзя не видеться с ними на улице, где все места на рынках заняты ими. И, если в Москве усиливается преступность, и слишком много наркотиков, то их привозят с Кавказа. Если будет конфликт русского с грузином или азербайджанцем, то я вмешиваться не буду, но морально буду всегда с русским".

"Я знаю, что в Москве очень много людей нерусской национальности. Я могу их отличить по речи и по внешнему виду. Мне не нравится, что Москва слишком многонациональный город. Слишком много кавказцев. Я считаю, что здесь они не нужны. Хорошего я не вижу. А плохое есть: много преступлений совершается кавказцами"...

Рассматривая подобные заявления, а их в наших опросах оказалось очень много, можно фиксировать довольно четкую этническую интоллерантность или нетерпимость некоторых молодых русских москвичей к отдельным представителям Закавказья, в первую очередь к грузинам и азербайджанцам. Это еще раз подтверждается и иллюстрируется при стереотипизировании инокультурных мигрантов.

Этнические стереотипы мигрантов в представлениях подростков

После написания свободного сочинения нашим респондентам было предложено назвать качества, характерные, с их точки зрения, отдельно для грузин и азербайджанцев (также, как и для русских). Ответы подростков заставляют очень серьезно присмотреться и к этой проблеме. Прежде всего, довольно большая часть ребят отказалась давать характеристики (грузинам - 29% девочек и 50% мальчиков, азербайджанцам - 40% девочек и 48% - мальчиков). Причины этих отказов могут быть разными и, скорее всего - отсутствие опыта межэтнического общения. Сами ребята иногда объясняли свое нежелание отвечать следующим образом: "Я их не различаю"; "Может быть добрые, хотя я не знаю"; "Может быть я ошибаюсь, но, по-моему, щедрые", "Не знаю, не знаком"...

Позитивно охарактеризовали грузин 25% русских подростков. Что же касается азербайджанцев, то их позитивно воспринимают всего 16% московских подростков (остальные из ответивших дают или негативные, или смешанные характеристики).

Среди положительных качеств, которые нередко совпадают у представителей обоих этносов, по представлениям ребят, выделяются личностные и некоторые общественные человеческие качества, такие как: гостеприимство, соблюдение своих обычаев, любовь к своим, забота о потомстве, дружба между собой, доброжелательность, общительность, внимательность, тактичность, радушие, веселье, трудолюбие, ум, религиозность, хорошая кухня, способность к торговле и др.

Очень эмоциональны негативные характеристики (полностью негативные характеристики дали грузинам - 24% респондентов и азербайджанцам - 25%). Что же так не нравится московским подросткам в приезжающих из стран Закавказья ярких и темпераментных людях, наполнивших в последние годы Москву? Ребята перечисляют эти качества в своих сочинениях: "жулики, вспыльчивые, скупые, приставучие, горячие, неуравновешенные, хитрые, подлые, упрямые, всегда стоят на своем; наглые и нахальные, чувствуют себя везде хозяевами, высокомерные, развратные, раздражительные, в основном неприятные, черные, упертые, много криминала, бескультурные и зануды, чернота на белом фоне...". "Злые, любят вино, женщин", "Не знаю, какие качества характерны для грузин и азербайджанцев, но те, кто приезжает в последнее время в Москву, почти все нечестные, многие из них занимаются противозаконными делами". Особенно негативно воспринимаются некоторыми молодыми русскими девушками азербайджанцы: "Я азербайджанцев ненавижу. Гадкий народ. Такие же и чеченцы, злые люди. Ненавижу азербайджанцев, которые торгуют на лотках и рынках, очень противные, грязные, тупые люди. Постоянно пристают к нам (девушкам). Невозможно спокойно ходить по улицам".

Как видим, среди всех этих определений отмечаются в основном личностные человеческие черты, поступки, свойственные представителям любых народов, а не этнические. Но тогда встает вопрос: что такое этнические черты? Некоторые респонденты сами попытались назвать то, что можно считать национальной особенностью грузин и азербайджанцев. Это, по их мнению, прежде всего, внешность, язык и национальный образ жизни: "Нос, как Кавказский хребет, большая кепка и арбуз"; "черные, волосатые, с большим носом"; "у грузин - темные носы с горбинкой, темные глаза и волосы, толстые губы"; "большой нос, смуглая кожа"; "говорят по-грузински", "придерживаются своих обычаев"..; это форма их социальной деятельности в Москве: "азербай-джанцы - это люди, продающие арбузы"; "азербайджанцы - торговцы, умеющие зарабатывать деньги"; грузины - это "шашлык и гостеприимство"...

Однако, даже среди этих поверхностных, почти полностью эмоциональных определений нельзя не заметить и более серьезный взгляд на южных гостей: "Они все разные и оценивать их надо по-разному"; "Хамы, но некоторые нормальные"; "Национальность - не главное"; "Среди них тоже бывают хорошие, умные и добрые люди".

В приведенных негативных определениях, взятых из сочинений ребят, также, как и в отношении многонациональности города, видно явное неприятие мигрантов из закавказских республик. Очевидна в основном эмоциональная оценка приезжих, причем, четко прослеживается перенесение чьих-то личностных недостатков на всех представителей данной этнической группы. Высказывания ребят, основанные главным образом на собственных "рыночных" и "уличных" впечатлениях, показывают довольно искаженное их представление о грузинском и азербайджанском народах в целом. Действительно, эти представления формируются у большей части молодых русских (да и у представителей более старших возрастов) в основном из их впечатлений о группах приезжающих в город современных жителей Грузии и Азербайджана, как уже отмечалось выше, в основном - малообразованных жителей сельских мест, плохо знающих русский язык и не освоивших пока образ жизни, принятый в крупном российском городе.

Некоторые причины неприязни московских подростков к "кавказцам"

Встает вопрос: в чем причина такой "кавказофобии" в среде молодых подростков в столице России? Что же так сильно раздражает их в приезжающих с Кавказа людях? Какие чувства движут подростками при мыслях о "кавказцах"?

Рассмотрим некоторые мнения, объяснения и аргументы ребят, показывающие определенные групповые межэтнические представления и установки. Предварительно отметим, что рассматривая объяснения ребят по поводу пребывания в Москве представителей стран Закавказья (об отношении подростков к мигрантам других национальностей мы пока не можем судить), мы выявили, что в этих объяснениях довольно четко просматривается идея: "МЫ - свои", а "ОНИ - чужие", "ОНИ" очень отличаются от "НАС". "МЫ" - это, в глазах подростков, естественно, почти всегда - позитив, а "ОНИ" - это чаще всего - негатив. Наши респонденты не всегда даже осознают, что же на самом деле лежит в основе их негативного отношения к мигрантам из стран Закавказья. Тем не менее, мы сделали попытку выделить в объяснениях ребят некоторые рациональные и эмоциональные моменты.

Эмоционально-негативное восприятие мигрантов:

СТРАХ респондентов перед незнакомыми, не такими, как "МЫ", заметно отличающимися от "НАС" (русских? москвичей? россиян?) своей внешностью, активным и шумным поведением, другим языком, другими традициями и образом жизни. "Кавказцы мне не интересны, и я их боюсь"; "Мне кажется, что они все ненормальные (есть, конечно. исключение). Но мне неприятно ходить в таких местах, где их слишком много. Никогда не знаешь, что ожидать от таких людей"... СТРАХ, ОПАСЕНИЕ НЕЗНАКОМОГО - это естественное ощущение любого человека, особенно имеющего, как наши подростки, очень небольшой опыт социального общения в целом, и межэтнического общения в частности. Очевидно, что, кроме национальных, довольно ярких антропологических и культурных различий между представителями стран Закавказья и преимущественно славянским населением Москвы, здесь примешивается и обычное осторожное отношение молодых, но "громких", т.е свободно выражающих свои эмоции людей к "пришлым". С приобретением опыта социального и межнационального общения этот страх может быть ослаблен или устранен вовсе, особенно, если этому будет способствовать поведение мигрантов, их стремление принять основные ключевые моменты в поведении и образе жизни, принятые среди москвичей-русских.