Смекни!
smekni.com

Москва — памятник древнерусского градостроительства (стр. 2 из 2)

Три московских торговища и мосты через реки были "фокусами" вееров улиц:

Варварки, Ильинки и Никольской - в Китай-городе;

Тверской, Никитской, Арбатской с рядом побережных улиц - в Занеглименье;

Татарской, Ордынки и древней Якиманки - в Замоскворечье.

Система концентрических улиц

Основные составляющие веерно-ветвистой системы улиц древней Москвы.

Система трехтипных концентрических улиц древней Москвы: секторных, полукольцевых, кольцевых (каналы связи между стенами и проезды вдоль самих стен и рвов, с ликвидацией последних превратившиеся сегодня в широкие улицы).

Схема кольцевых улиц, положенная в основу современной реконструкции Москвы, не соответствует фактической схеме. В Китай-городе мы находим лишь улицы, идущие от Москвы-реки до Неглинной. Их можно назвать секторными. В полукольцевом Белом городе можно проследить полукольцевую цепочку улиц и переулков, пересекавших Неглинную по Кузнецкому мосту, В центре кольца Скородома можно обнаружить кольцевую цепочку улиц и переулков. Эти улицы служили, по-видимому, каналами связи между линиями стен и функционально были, таким образом, полностью оправданы.

Конечно, наиболее четкие секторные, полукольцевые и кольцевые улицы, естественно, образовывались по трассам ликвидированных за последние столетия линий укреплений: на месте приступной стены Китай-города и рва стал Китайский проезд и площади Новая и Старая; на месте линии укреплений Белого города - Бульварное полукольцо; на месте Скородома - Садовое кольцо. Тесно взаимосвязанные друг с другом система укреплений и система трехтипных улиц оставили после себя в наши дни одну общую систему трехтипных улиц.

Вот такой асимметричной, функционально оправданной, теоретически идеальной была система планировки средневековой Москвы.

Как можно было видеть, она не была радиально-кольцевой. Она была сложнее. Учитывая веерную структуру все далее отстоящих от центра основных градообразований: Китай-города, Занеглименья, Замоскворечья, соединенных вместе постепенным спиралевидным развитием города (системой укреплений, системой трехтипных концентрических улиц, системой торговищ), - ее можно назвать "спирально-веерной".

В своей планировке древняя Москва не была одинокой. Точно такую же "спирально-веерную" систему планировки имело более трети древнерусских городов, возникших в развилке двух рек,- так называемые города "персейского" типа ("перси" от общеславянского и древнерусского "грудь"; в древнем Пскове прозвище "Перси" еще с XI столетия носила приступная стена Крома - "грудь города").

Все эти города развивались сначала в одну сторону в пределах сектора междуречья, сохраняя при этом даже при нескольких расширениях свою "грудь", или, иначе, "приступ". Лишь затем, при еще большем увеличении, эти города начинали окружать в том же порядке, как и Москва, выраставшие посады в заречьях (спиральная фаза развития: застенье- ближнее заречье - дальнее заречье; 2-й 3-й, 4-й этапы). Однако среди городов "персейского" типа только одна Москва прошла в своем развитии все 4 этапа эволюции.

Такая планировка древнерусских городов не встречается ни в средневековых городах Запада, ни в городах Востока. Это одно из крупнейших и ярких проявлений градостроительного искусства Древней Руси. В нем Москва занимала особое место, венчая собой грандиозную "пирамиду эволюции" всех городов "персейского" типа. Сегодня она единственная из этих городов, сохранившая свою планировочную структуру. Древняя Москва составляет от современной территории города всего 2%. В целях сохранения ее как уникального памятника градостроительства, видимо, нужно Москву не реконструировать, а реставрировать как единое целое по специальному проекту.