Смекни!
smekni.com

Поездка в Ново-Иерусалимский монастырь (стр. 2 из 2)

В западной части монастыря находится храм Рождества Христова, который переносит нас в Вифлеем. Постройка этого храма была задумана еще патриархом Никоном, а осуществлена в конце XVII в. его учениками. На освящении храма в декабре 1692 г. присутствовала его строительница – царевна Татьяна Михайловна.

Стена и башни монастыря. В конце XVII в. по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей деревянная ограда вокруг монастыря была заменена каменной и по ней поставлены восемь башен. Постройка была осуществлена по проекту выдающегося архитектора Я.Г. Бухвостова. Монастырская стена устроена по всем правилам крепостного зодчества того времени. Предположительно в XVIII в. башни получили палестинские названия.

Угловая северо-западная башня называется Иноплеменичья, на северной стене средняя башня – Варуха, дает нам повод вспомнить пророка Варуха, автора одной из книг Ветхого Завета. В книге содержится пророчество и утешительное обетование о новой славе духовного Иерусалима: Встань, Иерусалим, и стань на высоте, и обратись на восток, и посмотри на детей твоих, собранных от запада солнца до востока словом Святаго, радующихся о Божием воспоминании о них.

Рядом – Ефремова башня, такие ворота были и в Иерусалиме. Из Ветхого Завета мы знаем, что Земля Обетованная была поделена между двенадцатью коленами Израилевыми. Сынам Ефремовым досталась одна из лучших частей Земли Обетованной, между Средиземным морем и Иорданом. Ефрем – младший сын Иосифа Прекрасного, но получил по пророчеству первенство перед своим старшим братом Манасией. Вся область называлась Ефремом. В пределах Ефремова колена находился город Силом, где была поставлена скиния Моисеева с Ковчегом Завета. Все общество сынов Израилевых собралось в Силом, и поставили там Скинию собрания, ибо земля была покорена ими (Нав. 18, 1).

Угловые башни – Дамасская и Гефсиманская. Башни под таким названием были в Иерусалиме, так же как и Сионская. Башня Давидов дом напоминает нам о великом царе и пророке Давиде. Он был великим псалмопевцем, его богодухновенные псалмы составляют основу православного богослужения. Священное Писание не умалчивает и о его бесчестном поступке с полководцем Урией, жену которого, Вирсавию, Давид полюбил, увидев в саду. Об этом в Новом Иерусалиме напоминает березовая роща на берегу Истры, которую назвали Уриин сад. За храмом Рождества Христова – Елизаветинская башня (такой башни не было в Иерусалиме). Здесь мы вспоминаем встречу Девы Марии и Праведной Елизаветы. Праведная Елизавета, мать Иоанна Крестителя, первой назвала пришедшую к ней Деву Марию Матерью Бога (Лк. 1, 36–40).

Через Елизаветинскую башню выходим за пределы монастыря и осмотрим его окрестности. Возвышенность с этой стороны получила название Сион. Под горой расположен источник, названный Силоамским, в прежние времена над ним была часовня. Из Священной истории мы знаем, что на юго-восточной стороне Иерусалима, при подошве гор Сиона и Мориа, находилась Силоамская купель вместе с источником Силоамским. В праздник Кущей, в последний его день, эту воду брали в храм для торжественного возлияния на жертвенник. Это совершалось в память чудесного изведения Моисеем из скалы воды во время странствования израильского народа по пустыне. Потому вода Силоамского источника считалась священной и целебной. Воды Силоама были также предметом торговли (Ис. гл. 55) . Здесь омылся исцеленный Иисусом Христом слепорожденный (Ин. 9, 1–12).

Здесь неподалеку когда-то был посажен дуб, получивший название Мамврийского в честь знаменитого ветхозаветного дуба, под которым Авраам принимал Трех Ангелов.

Небольшой ручей на нашем пути символизирует поток Кедрон. Он упоминается еще в Ветхом Завете (2 Цар. 15, 23 и 30, 14). Во времена Спасителя Кедрон протекал между Иерусалимом и Елеонской горой. Перейдем по мостику Кедрон и попадаем в Гефсиманский сад. Евангелисты-синоптики свидетельствуют, что Гефсимания располагалась на Елеонской горе (Мф. 26, 30, 36; Мк. 14, 26, 32; Лк. 22, 39), а евангелист Иоанн добавляет, что она находилась за потоком Кедрон (Ин.18,1).

Гефсимания была излюбленным местом молитвенного уединения Иисуса Христа. Евангелист Лука пишет: Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою (Лк. 21, 37). Евангелист Иоанн также подтверждает, что Иисус часто собирался там с учениками Своими (Ин.18.2). В Гефсимании Иисус Христос произнес Свои пророчества о грядущем разрушении Иерусалима, кончине мира и Своем Втором пришествии (Мф. 24, 1–25, 46; Мк. 13, 1–37). Но самое главное событие произошло в Гефсимании после Тайной Вечери. Именно здесь Иисус молился о том, чтобы миновала Его чаша сия, чаша крестных страданий и смерти (Мф. 26, 39; Мк.14, 36; Лк. 22, 43). Именно здесь схватили Его приведенные Иудой-предателем стражники синедриона (Мф. 26, 47; Мк.14, 43) и римские легионеры (Ин. 18, 3, 12).

В Гефсиманском саду Нового Иерусалима находится скит Патриарха Никона. В 1679 г. в монастырской описи было записано: "Да за монастырем церковь на островку, что именуется пустыня, в которой молился в Великий пост бывший Никон патриарх..." Следы от упомянутого искусственного острова, образованного протоками, отведенными от русла Истры, сохранились ныне в виде глубоких оврагов и заросших валов. Возведение "отходной пустыньки" патриарха Никона началось в год закладки монастыря – в 1658 г. и закончилось к 1662 г., когда бывший патриарх был уже в опале. Скит был задуман Никоном как уединенное жилье вблизи от оживленного строительства монастыря, "пустынька" стала символом "столпничества" – наиболее сурового вида христианского отшельничества. Сейчас это здание исследовано и отреставрировано. Скит представляет собой кирпичное здание с глубоким подвальным этажом, в котором размещался еще и храм, на первом этаже были хозяйственные службы, на втором этаже размещались патриаршие келейники, на третьем этаже церковь Богоявления с трапезной, келья самого патриарха и приемная. На плоской крыше стоял восьмерик верхнего храма Апостолов Петра и Павла, а рядом – небольшая звонница и крошечная келья с каменным сидением, в которой едва мог разместиться один человек, да и то лишь сидя и согнувшись. Этажи связывались винтовой каменной лестницей. Сводчатые комнаты украшали изразцовые печи с лежанками. Снаружи стены были отделаны полихромными изразцами, выпуск которых наладили мастера и монахи Воскресенского монастыря.

Неподалеку от скита протекает река Истра, которую здесь назвали Иорданом. В монастыре восстановлен обычай – на праздник Крещения здесь совершается великое освящение воды. На этом месте вспомним события Священной истории, связанные с Иорданом, главной рекой Палестины. Много великих и поучительных событий, связанных с этой рекой, упоминается в Ветхом Завете, а в Новом Завете с нею связано Крещение Господа нашего Иисуса Христа Иоанном Крестителем (Мф.3.13), на Иордане крестил Господь и Его ученики (Ин. 3, 2).

За рекой, несколько левее, была возвышенность, названная патриархом Никоном горой Фавор, а неподалеку в селе Никулино была церковь Преображения Господня. Здесь паломник мог вспомнить чудесное Преображение Иисуса Христа, свидетелями которого были Его ученики Петр, Иаков и Иоанн (Мф. 17, 1–13; Мк. 9, 2–13; Лк. 9, 28–36). В той же стороне одна из деревень была названа Капернаумом. В Палестине это было селение на берегу Галилейского моря, где началось общественное служение Иисуса Христа, Который называл Капернаум Своим городом.

Отсюда пройдем в сторону монастыря. У монастырской стены между башнями Варуха и Ефремовой был когда-то источник с часовней, названный Самарянский в память известного евангельского события. В Самарии у колодца Иисус Христос попросил испить воды у самарянки, которая была поражена этим поступком и сказала: Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не общаются (Ин.4,9). После обращения самарянки учение Христа нашло многих приверженцев в Самарии, сюда послал Он Своих учеников свидетельствовать о Себе (Деян. 1, 8). К середине I в. в Самарии уже имелись христианские общины (Деян. 9, 31).

Вернемся в Новый Иерусалим. Рядом с монастырем между потоком Кедрон и Иорданом местность получила название Иосафатовой долины.

Некоторые из окрестных сел и мест при патриархе Никоне получили названия: Скудельничье – или село крови, в память земли, купленной за 30 сребренников, за которые Иуда предал Иисуса Христа; Вифания с церковью Вознесения; роща Рама.

Тысячи паломников стекались сюда, чтобы помолиться в Ново-Иерусалимском монастыре. Монастырские традиции прервались после закрытия обители в 1919 г. В 1920 г. на территории упраздненного монастыря был образован государственный музей, который много делал для сохранения этой святыни. В годы Великой Отечественной войны (1941 г.) была разрушена монастырская колокольня, деревянная ротонда храма Воскресения сгорела, стены храма обрушились.

Возрождение церковной жизни в Новом Иерусалиме началось в 1994 году, когда был возобновлен ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Вновь тянутся паломники в это необыкновенное место, возникшее трудами Святейшего Патриарха Никона, возжелавшего дать нам возможность прикоснуться к Священной истории.

Обозрев монастырь и окрестности, откроем на прощанье Откровение Иоанна Богослова: И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего (Откр. 21, 1, 2).