Смекни!
smekni.com

Усадьба Узкое: владельцы и владения (стр. 2 из 4)

Граф скоропостижно скончался 28 сентября 1844г. в своем московском доме. Его наследниками стали сыновья. К ним перешли Узкое и дом в Леонтьевском переулке со всей обстановкой. Младший сын, Иван Петрович Толстой (1811—1852), счел благоразумным тут же отказаться от наследства за себя и за своих потомков в пользу остальных братьев: Алексея, Александра, Егора и Владимира. 13 июня 1845г. они юридически оформили раздел отцовского имущества. По нему единственным хозяином Узкого стал Владимир Толстой — тогда еще полковник лейб-гвардии Уланского полка, ранее, очевидно по протекции отца, бывший одним из адъютантов московского генерал-губернатора Д.В.Голицына. Как явствует из многочисленных хозяйственных документов, в Узком во время его перехода к В.П.Толстому, впоследствии ставшему генерал-майором, существовало хорошо развитое оранжерейное хозяйство, приносившее значительные доходы. В прудах разводили рыбу. В многочисленных оранжереях выращивались ананасы, персики и абрикосы, а также другие культуры, экзотические для средней полосы России. Много редких растений росло на открытом воздухе. Имелся вишневый сад. В господском доме было немало мебели красного дерева. По стенам висели картины и портреты, очевидно фамильные.

После смерти В.П.Толстого, скончавшегося 8 февраля 1875г., Узкое унаследовали его ближайшие родственники: жена С.В.Толстая и любимая племянница графиня Мария Егоровна Орлова-Давыдова, урожденная графиня Толстая (1843—?). Поразделу наследства между ними, состоявшемуся ориентировочно в 1878—1879 гг., единоличной владелицей Узкого стала С.В.Толстая. В свою очередь в апреле 1883г. она передала Узкое своему племяннику и воспитаннику князю Петру Николаевичу Трубецкому (1858—1911). Официально была составлена купчая крепость — не более чем формальность, что подтверждает сумма, указанная в документе: такое большое имение общей площадью 214 десятин с господским домом, флигелями и большими и многочисленными хозяйственными постройками было оценено всего в 3тысячи 500 рублей.

Новый хозяин Узкого П.Н.Трубецкой был типичным русским барином, любившим хорошо поесть и весело пожить, ценителем породистых лошадей и шикарных женщин. На протяжении многих лет он последовательно занимал ответственные выборные должности, сперва Московского уездного, а затем губернского предводителя дворянства. Во время первой русской революции князь стал одним из основателей Союза русских людей — тогда одной из немногих черносотенных организаций в России. Женой его была княжна Александра Владимировна Оболенская (1861—1939) — дама красивая и властная.

По мере роста семьи П.Н.Трубецкому пришлось перестраивать обветшавший господский дом в Узком. Определенную роль в этом сыграл его отец, Николай Петрович Трубецкой (1828—1900). Выбор архитектора для проведения реконструкции усадьбы определялся лишь родственными связями и, разумеется, оказался неудачен. Перестраивать Узкое был приглашен женатый на одной из родственниц Трубецких,княжне Шаховской, С.К.Родионов, который, по свидетельству единокровного брата владельца Узкого, Григория Николаевича Трубецкого (1873—1929), «…был хороший человек, но недалекий и довольно бездарный архитектор и не очень толковый». Господский дом был им стилизован под дом в Ахтырке (Дмитровский уезд), бывшем родовом имении Трубецких, которое незадолго до того Н.П.Трубецкой продал. Теперь функции Ахтырки перешли к Узкому, поэтому симптоматично украшение фронтона узковского господского дома родовым гербом Трубецких.

Летом 1895г. в Узком жил единокровный брат владельца имения (от второго брака их отца) князь Сергей Николаевич Трубецкой (1862—1905) вместе с женой Прасковьей Владимировной, урожденной княжной Оболенской (1860—1914), и детьми. Он, тонкий интеллигент, мыслитель и ученый, составлял почти полную противоположность владельцу имения. Однако их сближало своеобразное двойное родство: их супруги приходились друг другу родными сестрами. Это противоречило церковным канонам. Поэтому в свое время для совершения венчания С.Н.Трубецкого был приглашен не обычный приходской священник, а военный, менее зависимый от духовного начальства; крупная денежная сумма быстро успокоила его совесть.

По свидетельству врача Г.Н.Сперанского, летом 1895г. в Узкое приезжал двоюродный брат П.Н.Трубецкого, скульптор князь Паоло (Павел Петрович) Трубецкой (1866—1938). Владелец имения привечал своего итальянского родственника, прибывшего в Россию работать и преподавать, и на первых порах оказывал ему покровительство, вскоре ставшее ненужным. Может быть, именно в Узком у Паоло Трубецкого возникла идея его известного произведения «Дети Трубецкие», запечатлевшего сыновей С.Н. и П.В.Трубецких — Николая (1890—1938) и Владимира (1891—1937), сидящих в свободных позах на небольшой парковой скамейке. Живописная трактовка формы с богатой игрой светотени придает их фигурам естественность и убедительность. Это одна из самых поэтичных скульптур конца XIX столетия. Сразу после своего завершения в 1900г. она экспонировалась на выставках — в Петербурге, устроенной художественным объединением «Мир искусства», и в Париже. Затем скульптура вернулась в Россию и заняла место в большой гостиной Узкого (ныне находится в Государственном Русском музее).

В следующий раз С.Н.Трубецкой приехал с семьей в Узкое только летом 1900г. Тогда он пригласил своего друга, философа В.С.Соловьева, приехать к нему в усадьбу 15 июля для того, чтобы отпраздновать именины. Однако предполагавшегося торжества не получилось, так как В.С.Соловьев еще в Москве почувствовал себя тяжелобольным и, с трудом добравшись до Узкого, проболел две недели и скончался там (его могила сохранилась на старом кладбище Новодевичьего монастыря).

Владелец Узкого П.Н.Трубецкой 4 октября 1911г. был убит одним из собственных племянников— Владимиром Григорьевичем Кристи (1882—1946), не без оснований приревновавшим к нему собственную жену. Поскольку все завещания князя были составлены в пользу А.В.Трубецкой, то она очень быстро добилась утверждения в правах наследования и ввода во владение огромными имениями мужа, в том числе Узким. Ведением в них хозяйства управлял старший сын княгини— Владимир Петрович Трубецкой.

Несмотря на волну погромов помещичьих усадеб, прокатившуюся по стране после Февральской революции, В.П.Трубецкой с семьей и его мать не побоялись приехать на лето 1917г. в Узкое. Вместе с ними там жила одна из сестер В.П.Трубецкого — Александра Петровна Тимашева (1894—1953) со своим тогдашним мужем. Обстановка вокруг уже была достаточно неспокойной: как-то местные крестьяне, навестив своих бывших господ, конфисковали у них почти все имеющееся оружие. После Октябрьских боев в Москве Трубецкие и Тимашевы уехали на курорт Ессентуки, навсегда покинув Узкое.

В 1919—1920 гг. в Узком находились детский санаторий, организованный отделом здравоохранения губернского Совета рабочих и крестьянских депутатов, и совхоз. 15 апреля 1921г. хозяйственные постройки вместе с земельными угодьями были переданы Луговому опорному пункту, вскоре преобразованному в рассадник кормовых трав (впоследствии Опытное поле по кормовому вопросу). В1922г. основные усадебные постройки — господский дом и флигеля и некоторые другие — были переданы Центральной комиссии по улучшению быта ученых (ЦеКУБУ) для организации санатория. ВУзком отдыхали и работали практически все крупнейшие ученые страны, академики и члены-корреспонденты Академии наук, деятели культуры и искусства. В 1931г. Узкое стало санаторием Комиссии содействия ученым (КСУ), ставшей преемницей ЦеКУБУ, против которой была проведена в печати целая кампания. В приснопамятном 1937г. уже в связи с ликвидацией КСУ Совнарком передал Узкое Академии наук.

26 ноября 1941г. на базе санатория «Узкое» был развернут полевой передвижной госпиталь 104-А, находившийся в усадьбе более месяца. По решению Мособлсовета Узкое с 16 марта 1942г. занял эвакогоспиталь, действовавший до весны 1943г. Среди сотрудников этих госпиталей был и персонал санатория. После стабилизации обстановки на фронтах в усадьбе в 1943г. был открыт дом отдыха Академии наук (это было уже некоторым понижением статуса, обусловленным состоянием здания), однако через несколько лет он получит статус санатория, в котором отдыхали многие выдающиеся ученые. Узкое остается санаторием до нашего времени.

II. Владения

Главный въезд в Узкое находится на участке Профсоюзной улицы между станциями метро «Коньково» и «Теплый Стан». Его открывает изящная ампирная арка первой трети XIXв. Это и есть знаменитые Небесные ворота, воспетые Б.Л.Пастернаком:

Воротасполукруглойаркой.

Холмы, луга, леса, овсы.

Вограде—мракихолодпарка,

Идомневиданнойкрасы.

Название ворот объясняется тем, что рельеф местности за ними заметно понижается вплоть до переезда через речку Чертановку. Благодаря этому при выезде из Узкого на большей части пути через них было видно только небо. Современная застройка лишила смысла старое название ворот — небо через них уже давно не видно.

От Небесных ворот (западных) до усадьбы можно добраться по превосходной полуторакилометровой лиственничной аллее, с недавнего времени довольно пошло именуемой Санаторной. В ее перспективе примерно половину пути виднеются церковные купола. Несмотря на то, что аллею восстанавливали (в 1941г. часть ее была спилена для пристрелки артиллерии), она имеет много выпадов, количество которых за последние годы увеличилось. Изначально аллея была немного длиннее, чем теперь, так как при прокладке Профсоюзной улицы оказалась немного урезанной ее западная часть.

После переезда через Чертановку дорога поднимается вверх, поворачивает налево и, минуя дамбу, между террасными прудами выходит к самому оригинальному памятнику Узкого — церкви Казанской иконы Божией Матери. Выполненная в формах «нарышкинского» барокко, характерного для столичной архитектуры конца XVII — начала XVIIIв., эта церковь в плане четырехлепестковая, подобно «нарышкинским» ярусным церквям, но обладает совершенно иным объемным построением: боковые части не понижены по отношению к центральной, а почти равновысотны ей. Такие «пятибанные», т.е. пятибашенные, храмы были обычны в архитектуре Украины. В Москве же композиция узковской церкви имеет единственную аналогию — Большой собор Донского монастыря. Любопытно, что одинаковые башнеобразные объемы здания декорированы по-разному, и в отличие от большинства других вотчинных храмов колокольня устроена здесь не в центральной главе, а в юго-западной, находящейся над главным входом. Кроме того, применение спаренных полуколонн большого ордера, объединяющего скругленные нижние части объемов, явилось новостью в отечественной строительной практике и свидетельствовало о том, что церковь в Узком соорудил архитектор, хорошо знавший западноевропейское зодчество, видимо иностранец. Иконостасы были обильно декорированы резьбой, подобную которой можно и теперь увидеть в церкви Покрова в Филях. По-видимому, так же, как и там, в Узком была предусмотрена специальная ложа для владельца и членов его семьи. Сейчас на этом месте — простая балюстрада.