Смекни!
smekni.com

Мясницкая улица (стр. 3 из 5)

22. В начале XVIII века территория принадлежала трем владельцам: графу А. С. Мусину-Пушкину, князю А. И. Юсупову и полковнику И. Я. Свечину. Потом хозяевами владений становятся вдова известного историка В. Н. Татищева, купец-иноземец Иван Боленс, внуки П. И. Салтыкова - князья Трубецкие, стольник Норбеков. Впоследствии владельцы менялись несколько раз. После московского пожара 1812 года, во время которого здания не пострадали, новый владелец, генерал-лейтенант Г. А. Хомутов, сдал строения Купеческому клубу. Потом, сменив еще двух хозяев, владение в начале 1860-х годов перешло к купцу первой гильдии И. Е. Сытову. Он устроил здесь фабрику парчовых тканей и открыл магазин по продаже этих изделий и церковной утвари. Купец был благотворителем и состоял попечителем детских приютов. Его семь сыновей довели "купеческое дело" до 1917 года. В начале 1860-х годов здесь в строениях Сытова разместилась известная типография Александра Семена, печатавшая книги, периодику и различные иллюстрированные издания, а приехавший в Москву купец Иоган Карл Мейер в этом же владении открыл торговлю деревьями и кустарниками. Фирма Мейера стала широко известна благодаря оранжереям в Лефортовской части в Мейеровском проезде (ныне - проспект Буденного). С начала 1890-х годов сыновья Сытова начинают возводить новые здания (по переулку и по улице) по проектам архитекторов А. Н. Кнабе и Д. Н. Чичагова. Здесь разместилась Лечебница М. А. Фронштейна (болезни уха, горла и носа), открылись меблированные комнаты, сюда переехала редакция газеты "Новости дня". В начале ХХ века открылся магазин И. А. Первушкина, торговавший виноградными винами и виноградом из собственных садов на Южном берегу Крыма. Варшавский гастрономический магазин И. С. Можейко имел кухмистерскую, была здесь и другая кухмистерская - владелец Ю. Вартус. И вновь магазины: с техническим оборудованием для булочных и кондитерских, по продаже велосипедов, граммофонов, магазин лаков и красок известного химика-технолога И. С. Оссовецкого, ученика Д. И. Менделеева. В этом владении жили: профессор ботаники А. П. Артари - специалист в области водорослей, потомок живописцев-орнаментистов братьев Артари (Коломбо), расписывавших интерьеры Большого Кремлевского дворца, плафон Большого театра и преподававших в Строгановс кой школе рисования; историк, археолог, этнограф Д. И. Эварницкий; художник К. Н. Горский - создатель картин на исторические темы, а также актеры: К. Ф. Красовский, Е. Н. Соковнин, Б. Я. Петкер, В. В. Грибков, М. М. Яншин; певица Большого театра М. П. Максакова и ее муж М. К. Максаков, педагог, преподававший в ГИТИСе.

24. Владение в 1742 году принадлежало В. А. Лопухину, генерал-аншефу, погибшему в Семилетнюю войну в знаменитом сражении под Грос-Егерсдорфом 19 августа 1757 года. Род происходил от Косогского князя Редегд, владельца Тмутаракани. Тетка Лопухина, Евдокия Федоровна, была царицей - первой женой Петра Великого и бабушкой Петра II. Затем владение переходит к барону
С. Г. Строганову. По улице стояли палаты, за ними - сад с большим прудом, на берегу которого находилась беседка. Двор окружала каменная ограда с воротами по переулкам и по улице. Во дворе располагались людские покои и службы.

В 1760 году владельцем значится граф П. И. Шувалов, сын которого - Андрей стал директором учрежденного в России банка, и в дом переезжает контора банка. Переулок, называвшийся Шуваловским, переименован в Банковский. Двухэтажный каменный дом в пожар 1812 года уцелел. В 1830-1840-е годы в нем располагался Технологический институт. Министерство финансов, в ведении которого находился дом в середине 1840-х годов, разместило в нем Рисовальную школу, созданную графом Строгановым, и Воскресные классы рисования. Возникшая еще в 1825 году на противоположной стороне Мясницкой улицы школа имела цель "доставлять ремесленным и торговым людям возможность улучшать свои изделия при содействии науки и искусства". Художественные работы, выполненные учениками Строгановской школы рисования, демонстрировались на выставках в Париже и имели большой успех. К этой школе была присоединена Мещанская рисовальная школа, созданная при Кремлевском архитектурном училище в 1835 году. Строгановское училище технического рисования в 1872 году получило официальное наименование - Центральное художественно-промышленное училище Строганова.

В 1862 году в среде московских мануфактуристов возникла мысль об учреждении в Москве художественно-промышленного музея, который решили открыть в доме Министерства финансов на Мясницкой улице. В 1864 году началась подписка на пожертвования. Большие денежные пожертвования поступили от К. Т. Солдатенкова. Поступали и ценные художественные произведения разных эпох от П. П. Вяземского, П. Н. Трубецкого, Д. П. Боткина и других. Известный писатель Д. В. Григорович, автор "Антона Горемыки", тоже увлекся устройством музея и к открытию составил и напечатал "Указатель Музея". Художественно-промышленный музей состоял из трех отделений: художественного, промышленного и исторического. Последнее было наиболее интересным: оно посвящалось византийскому и древнерус скому искусству. Музей торжественно открыли 17 апреля 1868 года. Директором назначен Виктор Иванович Бутовский (1815-1881). В экспозицию стали поступать экспонаты, выполненные студентами Строгановского училища. В начале 1875 года приступили к возведению нового здания для музея и дополнительных построек, которые могли приносить доход при сдаче помещений внаем. Строительство было поручено венскому архитектору А. Е. Веберу, прибывшему в 1871 году в Москву по приглашению предпринимателя А. А. Пороховщикова. По его проекту возведены здание ресторана "Славянский базар" на Никольской улице и Катковский лицей на Остоженке. Заложено здание было на участке по соседству с Почтамтом, закончено строительством в 1876 году. Украшавшие здание орнаменты в "русском стиле" выполнены под руководством преподавателя Строгановского училища Михаила Васильевича Васильева. Все керамические украшения здания в основном сделаны руками студентов в мастерских училища. Директор Строгановского училища, Федор Федорович Львов (1820-1895), получил воспитание в семье, увлеченной искусством. Сам он хорошо рисовал. За альбом Кавказских видов Академия художеств отметила его почетным званием. Благодаря организаторским способностям директора музея, В. И. Бутовского, Строгановский "музеум" пользовался известностью в России и за границей. Музей разместили на первом этаже, с фасадом на улицу. Ученики занимались в удобных классах. Большой доход приносили помещения, сдаваемые под магазины, конторы, квартиры. Во второй половине 1870-х годов в дворовом флигеле разместилось Реальное училище, руководимое известным педагогом И. И. Фидлером. При училище появился и пансион. Был организован кружок хорового пения. В 1890 году открыли дополнительный VII класс с химическим отделением. После переезда училища по другому адресу его помещения заняла Торговая школа, где обучались дети членов Общества купеческих приказчиков. Деньги на школу (60 тысяч рублей) пожертвовали купцы - Викула Морозов и братья Третьяковы. В 1884 году в доме № 24 поселился и открыл свою контору инженер Александр Вениаминович Бари, североамериканский гражданин, консультант Альфреда Нобеля, крупный деятель русской машиностроительной промышленности, переехавший затем в соседний дом (№ 22). Располагались здесь и другие технические конторы.

В начале 1880-х годов в доме были квартира и контора князя Льва Сергеевича Голицына, члена Московской городской думы. Князь продавал русские вина, изготовленные из винограда его крымских плантаций; были здесь магазины крепких и шипучих вин и других фирм, магазин искусственных и природных минеральных вод; булочная и кондитерская; два трактира. В магазин садовода Г. Райбле доставлялись ежедневно цветы из Ниццы.