Смекни!
smekni.com

Московский театр имени М.Н.Ермоловой (стр. 1 из 2)

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР-ЦЕНТР ИМЕНИ М.Н.ЕРМОЛОВОЙ.

Почти у самой Красной Площади, рядом с высотными стеклянным зданием гостиницы Интурист и массивным Ценральным телеграфом примостился уютный особняк театра им. М.Н.Ермоловой. Скромная табличка на фасаде сообщает, что это памятник истории. Без прошлого нет настоящего. На пустом месте ничто самоценное создать ермоловцев связана с прошлым невидимыми, но прочными нитями.

Театр располагается в старинном здании, в основе фасадной части которого - один из самых крупных особняков на Тверской улице, построенных в 1830-х годах. С некоторыми изменениями двухэтажный дом с мезонином в центре просуществовал до 1897 года, когда купец Постников перестроил его, превратив в торговый пассаж и разместив гостиницу в верхних этажах.

Здесь с 1931 по 1938 года размещался ГосТИМ (театр имени В.Э.Мейерхольда). В сенах этого здания рождалась знаминитая постановка "Дамы с камелиями". На этой сцене играли молодые Игорь Ильинский, Эраст Гарин, Зинаида Райх, Мария Бабанова, Лев Свердлин, Максим Штраух... Здесь 7 и 8 января 1938 года прошли два последних спектакля ГосТИМа:"Дама с камелиями" и "Ревизор".

Если бы стены умели говорить, то, конечно же, поведали сегодняшним своим хозяевам и их гостям - зрителям немало интересных историй, открыли бы многие тайны, ответили на многочисленные вопросы. Уже более 60 лет они - свидетели творчиских побед и сценических удач, горестей и радостей театра им. М.Н. Ермоловой, история которого ведет свой отсчет с далекого 1925 года, когда выпускники студии при Малом театре под руководством К.Е.Лешковской, организовали передвижнойтеатр. Влюбленность молодых людей в творчество великой русской актрисы Марии Николаевны ермоловой подсказало решение связать свои скромные сценические опыты с ее именем. На это было дано ее личное благословение.

В это же время бывший мейерхольдовец М.А.Терешкович организовал студию им. А.В.Луначарского. В 1933 году два коллектива объединились, а в 1937 году, после смерти Терешковича, в результате слияния "Студии имени Ермоловой" с театром - студией под руководством выдающегося актера МХТ, ученика К.С.Станиславского Николая Павловича Хмелева образовался новый Московский драматический театр им.М.Н.Ермоловой.

Хмелев, искренне увлеченный учением Станиславского и поисками Немировича-Данченко, приносил в ермоловскую труппу идеи уже разработанные или только появляющиеся - те идеи, которые потом оформились в принципы знаменитой "системы" русской школы психологического театра: внутреннее видение; метод действенного анализа; способность импровизировать в логике автора, пьесы, роли, режиссерского решения; поиск верного психофизического самочувствия... Все это помогало поиску новых форм в работе, будоражило воображение и не давло повернуться назад, вернуться к штампу, наигрышу. Николай Павлович определил художественную программу театра. Его актерские работы в Художественную программу театра. Нго актерские работы в Художественном театре сами по себе были великолепным источником постижения мастерства.

В 1939 году Хмелев пригласил режиссера А.М.Лобанова для постановки пьесы Дж. Пристли "Время и семья Конвей". Сразу же выяснилось, что его метод работы отличается от того, к которому привыкли ученики Хмелева. Андрей Михайловичсократил сроки работы над спектаклем, заставляя актеров все внутренние проблемы решать самим, и, приходя на репетиции, они приносили и выставляли на его суд все, что наработали. Лобанов никогда не навязывал своего, и хотя всегда знал ЧТО именно хотел бы сказать, но КАК это будет - решалось непосредственно на репетиции от взаимодействия с исполнителями. Режессер "умирал в актере". Поразительное значение Лобановым современной жизни, умение видеть необкновенное в обыденном и совершенно неожиданное в том, что до него казалось досконально изученным, в соединении с принцыпами актера интеллектуального театра, заложенными Н.П.Хмелевым, дало возможность создания интереснейших спектаклей.

После ухода А.М.Лобанова из театра в 1956 году, коллектив ермоловцев возглавляли разные, по-своему интересные режиссеры: Л.В.Вапаховский, В.Г.Комиссаржевский, пришедший еще со студией Н.П.Хмелева, П.П.Васильев, А.М.Шатрин.

С 1970 года главным режиссером театра становится ученик А.М.Лобанова и А.А.Гончарова В.А.Андреев. В 1985 году он был приглашен в Малый театр и художественным рукодителем труппы становится В.Фокин. В 1991 году Владимир Алексеевич Андреев возвращается в театр, чтобы возглавить часть коллектива после того, как в некогда дружной театральной семье произошла драма, сопровождающаяся разводом. Но наступило время собирать камни, вместе преодолевать трудности, диктуемые сегодняшним днем, вместе создавать новое и бережно сохранять прошлое. На афишах вновь написано общее, хотя пока еще двойное название: театр - центр имени Ермоловой.

Сейчас на втором этаже здания театра находится музей, где со стендов на вошедшего смотрят глаза актеров, ушедших и живых. Умные лица талантлевых людей. Проходишь мимо, вглядываешься в фотографии, читаешь старые программки - и слово слышишь в фойе шаги Н.Хмелева, А.Лобанова, Вс.Якута, И.Соловьева, Л.Галлиса, В.Лекарева, С.Гушанского, Ф.Корчагина, Э.Кирилловой, Л.Орданской, Э.Урусовой и многих других, кто создавал историю этого театра, кто жил и умирал на сцене во имя прекрасного и вечного искусства. И становится грустно оттого, что нельзя заглянуть за занавес времени, чтобы хоть одним глазком посмотреть спектакли, ставшие легендой: "Дети солнца" М.Горького, !Бедная невеста", "Бешеные деньги" А.Островского, "Как вам это понравится" В.Шекспира, "Шторм" Билль - Белоцерковского, "Старые дрйзья" Л.Малюгина, "Спутники" В.Пановой, "Люди с чистой совестью" П.Вершигоры, "Дачники", "Достигаев и другие" М.Горького, "Бег" М.Булгакова, "Утиная охота" А.Вампилова...

Бережное отношение к своей истории и верность творческим принципами в работе сегодняшних ермоловцев - это не просто дань уважения памяти, но и стимул к покорению новых высот искусства, средство выжить и не потеряться в трудные времена, не всегда благоприятные для какой бы то ни было сценической деятельности. Ведь в отличие от разделившихся когда-то коллективов МХАТа и Таганки, театр Ермоловой идет сегодня по пути объединения.

Сегодня в доме по адресу Тверская улица, дом 5 три сцены: Малый зал, Свободная сцена и Большой зал; два нижних фойе. В центре одного из них - портрет кисти Серова: на нем в багетовой раме - Мария Ермолова. Рядом портреты Хмелева и Лобанова. Все они внимательно всматриваются в лицах тех, кто приходит на спектакль.

Разнообразие репертуара позволяет приглашать разную публику, давая возможность удовлетворить любые вкусы. В дни школьных каникул в театре больше, конечно же, ребят, для которых актер с удовольствием играют спектакль об очаровательной волшебнице Мэри Поппинс и ее друзьях, который прошел на этой сцене почти 2000 раз, каждый раз перенося юных зрителей, многие из которых успели стать папами и мамами и пришли уже со своими детьми, в мир чудес и преаращений.

В 1990 году была закрыта для ремонта Большая сцена, на долгие три года лишив актеров и режиссеров возможности работать для большой аудитории. И вот, наконец, в 1993 году она открылась спектаклем по пьесе А.Н.Островского "Бедность не порок". Это произведение редко ставят в театрах, считая не очень удачной комедией драматурга. А если это и происходит, то удаляется самая ценная часть: песни, святочное гадание, игры ряженых. Оставляют же самый обычный, часто встречающийся сюжет - мелодраматически-страсную любовную историю Мити и Любы, в которую вмешиваются ищущий выгоды отец и богатый, но постылый жених. Этого не происходит у ермоловцев - с песни спектакль начинается, она ведет зрителя, пронизывая светом все действие. Слово не пропадает, а обогащается на сцене, поддерживается музыкой и песнями. Спектакль погружает в мир народного святочного веселья - плясок, обрядов "русского карнавала"...

В пространстве Малого зала поставлены еще два произведения великого русского писателя - "Невольницы" и "Картины семейного счастья". Первое рассказывает о верности и невнрности, о любви подлинной и мнимой. А вот спектакль "Картины семейного счастья" играют актеры Творческой мастерской "Тест", которая состоит из выпускноков РАТИ, учеников Андреева, больше 25 лет возглавляющего кафедру актерского мастерстваРоссийской Академии Театрального Искусства. Стиль театра Ермоловой и тех, кто сегодня работает под его крышей - это формирование репертуара на основе незаезженной и вдумчивой классики и современности. Со своими бывшими студентами Владимир Алексеевич взял первую, малоизвестную пьесу 24-летниго А.Островского, на экземпляре которой цензор Гедеон написал:"Судя по этим сценам, московские купцы обманывают и пьют, купчихи тайком гуляют от мужей. Запретить". С тех пор много воды утекло, но и сейчас актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Спектакль "Жизнь моя, иль ты приснилась мне" Н.Голиковой рассказывает историю любви великого поэта Сергея Есенина и известной американской танцовщицы Айседоры Дункан. Актер театра п/р О.Табакова Сергей Безруков за роль Есенина, сыгранную на ермоловской сцене, получил название Лауреата Государственной премии России. А в "Тайнах Шинонского замка" Д.Голдмена в далеком 1123 году плетутся интрики и совершаются заговоры в борьбе за корону Англии.

Разные спектакли, разные истории... Каждый вечер на сцене герои влюбляются, страдают и радуются... В ценре великой трагедии Ф.Шиллера "Мария Стюарт" стоят два женских образа, два антипода: королева Англии Елизавета и королева Шотландии Мария Стюарт. Елизавета обладала выдающимся государственным умом, но счастлива не была и в историю вошла как Королева-девствинница. Мария прежде всего была прелестной женщиной. В политике она проиграла Елизавете, но в любви выиграла. Поединок двух королев - дуэт двух блистательных актрис - Светланы Головиной и Наталии Потаповой. А вот Бернард Шоу в своей небольшой экстравагантной комедии "Великая Екатерина" подарил возможность с доброй улыбкой взглянуть на золотой век в русской истории: действие разворачивается при дворе Российской Императрицы Екатерина Второй. Главный герой, молодой английский офицер, приезжает в Россию и с помощью князя Потемкина попадает на прием к Императрице. Екатерина не может устоять перед его мужским обаянием, и если бы не невеста капитана, приехавшая за ним из Англии, то кто знает, как бы все разрешилось.