Смекни!
smekni.com

Китай-город (стр. 3 из 4)

Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь известна более под именем Георгия на Псковской горе. Построение её относят к 16 столетию, ко времени царствования Ивана Васильевича Грозного. С 1812 по 1818 год храм был приписан к соседней церкви Св. Николая Красный звон, а в 1818 году иждивенцем московского купца Петра Федоровича Соловьева возобновлен и освящен. В церкви с самого начала её основания было два престола : во имя Покрова Богородицы и во имя Св. великомученика Георгия. Но в 1837 году вдова купчиха Мария Николаевна Соловьева, урожденная Усачева, устроила третий придел во имя Св. Петра Митрополита.

Варвары Великомученицы. На улице Варварка, получившей название этой церкви. Храм этот по архитектуре один из лучших в Китай-городе. Первоначально построен при великом князе Василие- 3 в 1514 году зодчим Алевизом Фрязиным и иждевенцем знаменитых тогда приезжих гостей Василия Бобра с братьями Вепрем и Юшкой. В 1731 году церковь обновлена императрицей Анной Ивановной и затем возобновлена ещё раз в новом стиле в 1796 году . Внутри также храм возобновлен : иконостас вызолочен, есть образа, богато украшенными ризами. Кроме того,имеется чудотворный образ Великомученицы, прославившейся чудотворной силой в 1555 году во время малолетства царя Ивана Грозного, и при части её мощей.

Максима Блаженного. На Варварке же, близ церкви Варвары Великомученицы. Тут существовала древняя деревянная церковь во имя свв. князей Бориса и Глеба, в которой в 1434 году был погребен Блаженный Максим. В 1676 году она сгорела, на месте её в 1698 году царицей Натальей Кирилловной построена каменная церковь во имя Св. Максима Блаженного.

Зачатие св. Анны, что в Углу. Церковь и точно находится в углу при повороте стены Китай-города от Москвы-реки к Варварским воротам, в Кривом переулке.

Когда вели каменную стену Китай-города, то пришлось сломать храм в честь св. Николая Чудотворца, который был сооружен за алтарем Храма Зачатия св. Анны он стоял на черте этой стены. Чтобы сохранить храм, сделан был выступ стены на 4 сажени. А так как в этом месте восточная и южная стены Китай-города образовывали угол, то и само урочище обеих церквей стало именоваться «Углу». Однако в актах 17 и 18 веков оно обозначалось различно : то «у городовой стены в углу», то «за Соляным рядом, в «зарядье», то «на Варварском крестце», который, вероятно, простирался до этого угла. О времени первоначального построения церкви Зачатия св. Анны летописи ничего не говорят. Но предание выдает её за одну из древнейших церквей после Спаса на Бору в Кремле. В первый раз летопись упоминает о ней под 1493 годом, когда она сделалась жертвой пламени. В пожар 1547 года она уже была каменная, так как во время пожара она была только повреждена и в неё перенесена святая чтимая икона Одигитрии Божьей Матери, принадлежавшая подъячему Третьяку Теплому, дом которого сгорел, но икона вместе с покоем, где она находилась, осталась невредима. Царь Иван Васильевич поднял к себе в палаты икону, а храм возобновил и обогатил иконами и утварью. Потом и сам чудотворный образ поставлен был в храме. В 1611 году церковь много перетерпела от пожара, но царь Михаил Федорович вознаградил утраты, и церковь была облечена в а прежнее благолетие. Царь Алексей Михайлович при церкви соорудил придельный храм во имя св. великомученицы Екатерины по случаю рождения в 1658 году своей дочери Екатерины.

В 1668 году церковь снова была разорена пожаром и снова возобновлена и украшена. Храм Зачатия св. Анны обращает на себя внимание не одной своей историей, но стилем архитектуры и памятниками иконописи. Квадрат Храма выстроен из тесанного белого камня. В главном храме свод крестовый.

Сооружение колокольни относится к первой половине 18 столетия. Между колоколами особенно замечателен колокол, пожертвованный сюда для поминовения своих родителей князем Дмитрием Пожарским. Колокол называется Амстердаликим.

Св. Климента, папы Римского. Под таким названием церковь известна в народе, но это придел. Настоящий храм во имя Иоанна Предтечи ещё с одним приделом во имя Боголюбской Божьей Матери. Храм находится у Варварских ворот. Первоначально храм построен в 1626 году, потом вновь перестроен вновь в 1741 году иждивенцем фабриканта Подсевальщикова.

Св. Бессребреников Косьмы и Дамиана, что в старых Панах.

Церковь эта, находилась в Торговых рядах, в Косьмо-Дамианском переулке, имеет хороший наружный вид и довольно богата. Название «в Старых Панах» носит потому, что здесь находился польский Пакский двор. В троицкий пожар 1737 году на церкви обгорели кровли, а в трапезной погорели некоторые образа. Нынешняя церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы построена в 1803 году. Приделы свв. Косьмы и Дамиана.

Св. Троицы, что в Никитниках (Грузинской Божьей Матери).

Церковь известна более под именем Грузинской Божьей Матери; она находится близ Варварских ворот. Как видно, церковь вместо прежней деревянной в 1628 году при патриархе Филарете ярославским купцом Григорием Никитниковым, почему и называется, «в Никитниках». Прежняя церковь во имя великомученика Никиты, называется «на Глинишах». Церковь поражает своей оригинальной красотой, и жаль что она находится не на более видном месте. Кроме своей красивой наружности она ещё замечательна тем, что в ней находится чудотворная икона Грузинской Божьей Матери. Икону эту выменял у персов в Грузии брат строителя церкви Степан и отдал как вклад в 1625 году в Красногорский монастырь, где сооружена в честь Богоматери соборная церковь.

Московский патриарх Иосиф учредил празднество иконы 22 августа.

Св. Николая Чудотворца, что у Москворецких ворот. Главный храм в этой церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, а Св. Николая Чудотворца - придельный. Слывет более под названием Николая Чудотворца Москворецкого. Находится на Москворецкой улице, ведущей от Красной площади к Москворецкому мосту. Сперва на этом месте была ещё церковь, называвшаяся Спас, с приделом Андрея Первозванного, но она за ветхость разобрана в 1783 году.

Церковь св. Николая Чудотворца вновь построена на старом фундаменте в 1829 году.

Св. Николая Чудотворца Мокрого. И эта церковь известна под этим именем только в общем употреблении, а собственно именуется Покрова Пресвятой Богородицы, во имя какового празднества основана и сама церковь, во имя св. Николая Чудотворца здесь находится придел, построенный в 1697 году женой Чирикова боярыней Евдокией Авраамовой, дочерью дворянина Лопухина, в память кончины дочери своей Неонилы. Церковь каменная. В 1802 году она переустроена заново.

Вознесения Господня. В Ипатьевском переулке, в Зарядье. Церковь сооружена в 1757 году иждивенцем купца Герасима Лапина. Слывет Ипатской по приделу во имя преподобного Ипатия Гагрского. В 1849 году отдана под Антиохийское подворье.

Иоанна Богослова, что под Вязом. Об основании этой церкви, находфщейся между Никольскими и Ильинскими воротами, сведений нет, но из Никоновской летописи за 1493 год видно, что она до того времени уже существовала. «Под Вязом» называется потому, что перед алтарем её до 1775 года рос громадных размеров вяз. В старину при церкви находилось кладбище. В 1825 году церковь за ветхостью была разобрана до основания и построена в 1837 году. При ней приделы : Покрова Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Митрофания Воронежского и Евангелиста Луки.

Церковь Владимирской Божьей Матери. На том месте, где находится это храм, издревле существовала часовня, воздвигнутая, вероятно, в 1395 году по случаю принесения из Владимира в Москву чудотворной иконы Владими-Богоматери, список с которой и находился вы часовне. При построении стены Китай-города часовня осталась на прежнем месте. Посвящая храмы имени Богоматери, церковь наша посвящала ей и особенные торжества, или праздники. Таким образом, в честь иконы Владимирской Богоматери учрежден праздник и крестный ход, но так как на всём пространстве Сретенской улицы и Лубянки, проходивших через Земляной и Белый город, до конца 17 века ещё не было церкви в прославление чудотворной иконы, то мать Петра Великого царица Наталья Кирилловна дала обет соорудить церковь во имя Богоматери. День этого Богородичного праздника особенно почитала царица и потому ещё, что с воспоминанием Сретенья чудотворной иконы ( 26 августа 1395 г.) соединялось её тезоименитсвтво.

По указу Петра Великого эта обетная церковь начата строением 30 июня 1691 года и окончена 18 августа 1692 года. На иждивение Стрелецкого приказа под заведованием боярина князя Ивана Троекурова, освящена 28 октября. В это же время поставлена и колокольня.

В числе местных икон особенно замечательны две : Спаса Нерукотворного, писанный в 18 столетии, и точный Список с чудотворного образа Владимирской Богоматери в золотой ризе, весьма богато украшенной драгоценными камнями. В каменной часовне при церкви, которая перестроена в 1805 году тоже находится икона Владимирской Богоматери в прекрасной серебряной ризе, сделанной на средства частного лица. На имя своего прихода, церковь эта имеет прихожанами своими всю Москву. 21 мая в церковь Владимирской Богоматери из Успенского Собора совершается крестный ход, который до 1722 года отправляется в Сретенский монастырь.

С того года он был прекращен, но был возобновлен снова с назначением совершать его в означенную церковь. Этот третий крестный ход и праздник в честь явления Богоматери получил свое начало в 1514 г. в память возобновления чудотворной её иконы митрополитом Варлаамом.