Смекни!
smekni.com

Стратегия «золотой середины» (стр. 1 из 3)

Отто Эстерле

Что такое «золотая середина»?

Выработанная веками народная мудрость, правило поведения или закон природы? Ниже я постараюсь показать, что это такой же универсальный закон природы как, скажем, закон всемирного тяготения.

Понятие золотой середины далеко не ново. О нем писали еще Конфуций (551...479 до н.э.) и Аристотель (384...322 до н.э.). Тем не менее эта концепция еще не нашла широкого применения в жизни, что объясняется целым рядом причин: неупорядоченностью, раздробленностью и противоречивостью наших знаний, большим числом заблуждений, а также неопределенностью области применения и нечеткостью самой формулировки концепции, утверждающей, что истина обычно посредине. Часто можно слышать: «Правило золотой середины неверно. Что хорошего, если в политике или науке сидят посредственности, т.е. люди со средними способностями? Или школьник учится посредственно? Однако эти примеры неудачны. Правило, точнее, закон золотой середины (ЗЗС) не применим к степени совершенства, например, к мере оценки красоты, ума, правдивости, честности, прилежности, здоровья, справедливости. Здесь действует принцип «чем больше, тем лучше». Неприменим он и к чисто геометрическим параметрам, например, к середине Европы, центру Земли, и т.д. ЗЗС применим лишь к параметрам интенсивности: очень мало – мало – средне – много – очень много, например, холодно – нормально – жарко, тихо – нормально – громко, низкий – средний – высокий (рост человека) и т.д. Таких параметров в мире очень много и поэтому ЗЗС достаточно универсален. А степень совершенства достигает максимума, как я покажу ниже, именно при средних параметрах интенсивности. Но чтобы эффективно применять ЗЗС, нужно наше знание сначала упорядочить, т.е. освободить от противоречий и сделать его целостным.

Причины глобальных кризисов нашего времени

На рубеже 2-го и 3-го тысячелетия мы вынуждены констатировать, что наше «древо знаний» все больше разветвляется и дробится на изолированные друг от друга части. Пропасти растут не только между естествознанием и гуманитарными науками, но и между отдельными научными направлениями внутри этих областей знания. Мы являемся свидетелями (и участниками) ведущего в тупик строительства новой, теперь уже научной, «Вавилонской башни». В чем же причина такой ситуации?

Фридрих Ницше еще в конце прошлого века предсказывал, что 20-й век будет веком переоценки всех ценностей. С одной стороны, многочисленные религиозные и трансцендентальные мировоззренческие системы постепенно теряют под давлением науки и фактов реальной жизни свою убедительность. С другой стороны, раздробленная наука не в состоянии предложить новые морально-этические нормы жизни. Устаревшие религиозные моральные заповеди (точнее: запреты) заменяются не новыми, научно обоснованными нормами, а пустотой, вакуумом, аморальностью. Отсюда потеря ориентировки, неуверенность в завтрашнем дне, рост преступности и нигилизма, жизнь по принципу «после нас хоть потоп».

Но такое переходное состояние общества не может продолжаться долго. Жгучие глобальные мировоззренческие, экологические и энергетические проблемы должны как можно быстрее найти свои решения в новом целостном мировоззрении, иначе мир окончательно погрязнет в хаосе «конца света». Реальный мир целостен, все части его причинно связаны, сплетены между собой, поэтому и знания, представления об этом мире, отражения этого мира должны быть целостными. Человек же является составной частью природы и поэтому может развиваться лишь по тем же законам, что и сама природа, а не по законам, изобретенным священнослужителями, политиками или жаждущими власти сумасшедшими. Законы развития общества – это продолжение законов эволюции природы, которые однако окончательно еще не выявлены и не сформулированы (и здесь, как будет показано ниже, может помочь ЗЗС).

Наше сегодняшнее знание кажется безбрежным океаном, который не вместить в одну голову. Или гигантским деревом с бесконечным числом листочков-фактов. Но если перейти с листочков ближе к стволу дерева знаний, то можно убедиться, что число фундаментальных принципов естествознания и гуманитарных наук ограниченно и вполне поддается анализу. И этот анализ выявляет следующее фундаментальное противоречие.

Наше знание, включая и научное, является произвольной смесью из противоречащих друг другу абсолютных (идеальных, неограниченных, независимых) и относительных (сравнимых, конечных, взаимозависимых, т.е. связанных между собой) представлений. Однако абсолютное (напр. абсолютный нуль температуры, абсолютная пустота, абсолютно твердое, абсолютно черное или абсолютно прозрачное тело, идеальное зеркало, идеальный преобразователь одного вида энергии в другой, т.е. вечный двигатель, и т.д.) никогда не наблюдалось и не было обнаружено или достигнуто в экспериментах. К тому же абсолютное противоречит принципу причинности, оно рвет причинно-следственные связи (напр. абсолютно твердое тело совершенно не деформируется, на нем не остается следов воздействий на него). И если мы хотим оставаться на почве реальности, мы должны признать, что абсолютное в реальном мире не существует (а лишь в голове, в воображении, в математике). Если проследить историю под этим углом зрения, можно убедиться, что в процессе развития человечества доля его абсолютных представлений постепенно уменьшается и заменяется относительными, сравнимыми, причинно связанными, целостными. Человечество постепенно, методом проб и ошибок, приближается к Истине.

Абсолютное в естествознании

Фундаментом естествознания считается, как известно, физика. Если проанализировать основы физики на наличие абсолютностей, мы обнаружим их там большое количество. Как их узнавать?

Дело в том, что идеальные объекты характеризуются параметрами, равными нулю или бесконечности. Абсолютно твердое тело имеет бесконечную твердость, абсолютно прозрачное тело – нулевое поглощение света, идеальный теплоизолятор – нулевую теплопроводность. Обычно у каждого параметра есть свой «антипараметр»: теплопроводность – тепловое сопротивление, электропроводность – электрическое сопротивление, тепловые потери – добротность (у колеблющихся систем) и т.д. У идеальных объектов один из парных параметров равен нулю, а второй – бесконечности. Итак, наличие в какой-либо теоретической модели хотя бы одного параметра, равного нулю или бесконечности, является сигналом необходимости проверки ее на ложность.

Возьмем теорию относительности Эйнштейна, считающуюся высшим достижением человеческого разума. На самом деле это две теории (специальная и общая), противоречащие друг другу. В одной, например, эфир отвергается, в другой – считается необходимым. Принятая в специальной теории модель пустого пространства (с нулевой средней плотностью) является абсолютностью, как и абсолютно неизменная и предельная для движущихся систем скорость света. В модернизированной теории «физического вакуума» средняя плотность пространства остается равной нулю. В мире опубликованы десятки книг, опровергающих теорию относительности (подробнее см. в книге автора «Золотая середина...»).

На этой теории базируется космологическая модель Большого взрыва нашей Вселенной, которая тоже содержит абсолютности (ошибки в фундаменте здания науки множатся на всех этажах). Одна из них: нулевое время, т.е. внезапное возникновение расширяющейся Вселенной из ничего и без каких-либо причин. Согласно этой модели Вселенная возникла случайно, так же случайно сотни ее параметров соответствуют возможности существования в ней жизни и разума. Наша реально существующая Вселенная по этой теории крайне маловероятна, т.е. попросту говоря, невозможна!

Квантовая механика вынуждена была изобрести из-за пустоты пространства специально для микромира «статистическую» причинность, «плотность вероятности», «дуализм волна-частица» и другие, не укладывающиеся в здравый смысл модели. Поэтому до сих пор неизвестно, из чего состоят элементарные частицы и почему у них именно такие параметры. И все это было провозглашено «победой над обывательским здравым смыслом», а математика с ее идеальными понятиями, а не реальная практика, стала «путеводной звездой» физики. Один из побочных эффектов: полное непонимание такой физики непрофессионалами, а значит, бесконтрольность и неэффективность расходования миллиардных средств.

К абсолютностям можно отнести и мировые физические константы (например, гравитационную постоянную, скорость света, параметры элементарных частиц и др.), которые по современным представлениям физиков в течение миллиардов лет остаются абсолютно неизменными, что приводит, например, к абсурдным выводам в палеоклиматологии, например, жаркий климат из-за парникового эффекта.

Другие разделы естествознания перенимают ложные абсолютные представления физиков и тоже попадают в тупики. В геологии накоплены сотни фактов, доказывающих, что земной шар постепенно растет по массе и объему и изнутри разогревается, а литосфера дробится на все более мелкие континенты, которые удаляются друг от друга. Но представление физиков о пустом пространстве блокирует замену устаревшей модели тектоники континентальных плит (с неизменным радиусом Земли) на новую модель роста и расширения (экспансии) земного шара (так как «неоткуда» взяться новому веществу в недрах Земли). А потепление климата, вызванное постепенным разогреванием недр Земли, используется «атомными» энергопроизводителями для устранения своих «каменноугольных» конкурентов, выбрасывающих в атмосферу углекислый газ, приводящий якобы к парниковому эффекту. При этом нагнетание панических настроений облегчает выуживание денег из карманов налогоплательщиков.

В биологии до сих пор не установлены причины и механизмы эволюции живого. Эволюция якобы случайна и «бесцельна», дарвинизм противоречив и неубедителен. В этих условиях гипотеза Создателя получает второе дыхание. Статистический анализ открытых химических систем с произвольным составом на уровне энергий их межатомных связей показывает, что эти системы отбирают из окружающей среды такие вещества, которые постепенно снижают их свободную энергию, т.е. стабилизируют, приводя их в конечном итоге к температуре 37°С и химическому составу тела человека (см. серию публикаций автора с 1982 по 1999 год).