Смекни!
smekni.com

Новое представление о пространстве и времени в рамках целостной парадигмы (стр. 1 из 3)

Отто Эстерле

Краткая история представлений о времени

Мы живем в переломное время, во время «переоценки всех ценностей», как предсказывал Фридрих Ницше. К фундаментальным понятиям, которыми философы занимались с древних времен, относятся пространство и время. Двадцатый век основательно пересмотрел представление об этих понятиях. Однако постепенно выясняется, что и современные представления несовершенны. В нижеследующем будет предложена новая модель пространства и новая формулировка сущности времени.

Ни одно слово не применяется чаще, чем слово «время», без того однако, чтобы задуматься, а что же оно означает, в чем его сущность? Святой Августин говорил, что он «вроде бы знает, что означает время, пока его о нем не спрашивают, когда же его спросят, он тотчас попадает в затруднительное положение».

Что же такое время? В словаре Брокгауза объясняется, что время есть «последовательность событий, которая выявляется из прошлого, настоящего и будущего, из возникновения и исчезновения вещей.» Это, так сказать, общепринятое, повседневное представление, которое однако сущность и причины времени не объясняет. Что же говорят философия или другие науки о сущности времени?

Философы исследуют время в соединении с пространством и много спорят о том, объективны ли эти понятия, другими словами, существуют ли они вообще независимо от восприятия человека, или они являются продуктом его воображения? Для Демокрита пространство было пустотой, в которой движутся атомы, а это движение может происходить только во времени. Аристотель представлял себе время как «число движения», для него время не могло существовать без души, так как лишь душа может считать. Для Галилео Галилея и Исаака Ньютона пространство было бесконечно и эвклидово (т.е. не кривое), а время текло равномерно и тоже бесконечно. Все изменения в мире распространялись бесконечно быстро во всей Вселенной.

Для сегодняшних философов-материалистов проблема «пространство-время» решается очень просто. «В мире не существует ничего кроме движущейся материи, и эта движущаяся материя не может двигаться иначе как в пространстве и во времени» (Ленин). Но что такое материя, как она возникла и почему она движется? Ответ материалистов таков: материя существует вечно, а движение является ее неотъемлемым свойством. И это считается научным объяснением!? Аналогично можно представить торнадо как неотъемлемое свойство горячего влажного воздуха и далее это явление не изучать. Френсис Бекон сформулировал проблему познания очень точно: «Истинное знание есть знание причин».

Альберт Эйнштейн изобрел «четырехмерный пространственно-временной континуум» (лат. континуум – единство) и утверждал, что время и масса тел зависят от их скорости. Когда тело достигает скорости света, его время якобы останавливается, а масса становится бесконечно большой (этому утверждению противоречит, между прочим, ошибочно приписываемое Эйнштейну знаменитое уравнение E=mc2, т.е. масса движется со скоростью света, но конечна. Как и ее энергия). Но почему все меняется со временем? Почему не только люди, но даже элементарные частицы стареют? И даже в относительном покое. И почему время должно образовывать с пространством единство? Лишь потому, что оба находятся в фундаменте наших знаний? Такое единство не обосновано причинно.

А «подтверждения» этой теории с помощью очень точных часов на Земле и на спутниках имеют совсем другое, намного более простое объяснение: параметры пространства различны в разных местах, а вместе с ними изменяется и состояние материала часов. Ко времени это не имеет отношения! Если Вы, дорогой читатель, установите магнит вблизи маятниковых часов с железным маятником и таким путем ускорите его колебания и ход часов, Вы же не будете утверждать, что ускорили время во Вселенной!? Вы всего-навсего изменили параметры пространства вблизи маятника.

После Эйнштейна были предприняты новые попытки понять суть времени (А.П.Левич, Б.В.Гнеденко, Н.А.Козырев). Илья Пригожин сделал шаг в правильном направлении в своей неравновесной термодинамике. Он предсказал (1986), что необратимость не может возникать на химическом уровне материи, а должна существовать уже на самых глубинных уровнях микромира. К этому мы еще вернемся.

Наиболее глубокое представление о времени имеют геологи и палеонтологи, так как они имеют дело с огромными отрезками времени. И они знают, что все в этом мире изменяется – независимо от того, покоится нечто или движется – и что время не обязательно течет равномерно, существуют как медленные изменения, так и скачки, бывает и ускоренное развитие.

Ревизия основ естествознания

Сначала один эмпирический (т.е. базирующийся на действительности, а не постулированный) принцип. Современная научная картина мира состоит из двух противоречащих друг другу представлений: из абсолютной части (абсолютное по Брокгаузу: отделенное, в смысле изолированное, независимое, неограниченное, идеальное, безусловное, бесконечное, вечное) и из относительной части (лат. relativ – сравнимое, ограниченное, конечное, зависимое). Абсолютное никогда никем не наблюдалось и экспериментально не установлено, оно противоречит принципу причинности (оно рвет причинно-следственные связи, изолированное не может на что-то влиять или подвергаться влиянию) и целостности (все части целого, например, Вселенной или человеческого тела между собой причинно связаны). Абсолютное математически отображается величинами «нуль» и «бесконечность». Объекты с такими параметрами в природе не существуют.

Этот принцип был назван автором для краткости IRENA (In Reality Exists Nothing Absolute). Он обобщает факты действительности (является эмпирическим) и лежит соответственно в самом фундаменте естествознания. На него опираются принципы причинности и целостности, имеющие статус постулатов. Благодаря этой опоре принцип причинности распространяется и на микромир, а принцип целостности «отбраковывает» «параллельные миры» и «всемогущие существа». Исходя из этого принципа, следует тщательно отделять друг от друга математические и физические представления и модели (что не нужно понимать как призыв не использовать математику в качестве исследовательского инструмента!).

В отличие от абсолютных представлений модели с относительными, сравнимыми, конечными, связанными между собой параметрами соответствуют принципам целостности и причинности, а также и действительности, так как их легко проверить в эксперименте.

В результате десятилетнего критического обсуждения принципа IRENA выявлено, что ему часто приписывается та самая абсолютизация, против которой он направлен, ведь принцип IRENA «абсолютно не допускает абсолютного». Рассмотрим, насколько верно это замечание. Существует правило «золотой середины», выдвинутое Конфуцием еще в пятом, а Аристотелем в третьем веке до нашей эры. Это правило гласит, что истина чаще всего в середине. Это правило хорошо «работает», когда есть шкала интенсивности: мало – средне – много, маленький – средний – большой, слабый – средний – сильный, например, температура больного низкая – средняя (т.е. нормальная) – высокая. Но существуют еще и качественные явления, такие как сложность, разумность, красота, совершенство, стабильность, здоровье, честность, истинность, которые правилу «золотой середины» не подчиняются. Никто не станет утверждать, что самое лучшее – это середина между уродливостью и красотой, глупостью и разумностью, истиной и заблуждением (или ложью). Здесь действует принцип «чем больше, тем лучше» (надо отметить, что качественные параметры достигают максимума при средних значениях связанных с ними количественных параметров: нос средних размеров красивее длинного или короткого, здоровье максимально при средней температуре тела и т.д.).

Мы уже установили выше, что абсолютное всегда ложно. Однако между ложью и истиной не может быть компромиссов, а значит, принцип IRENA не является абсолютизацией. Но если принцип IRENA верен (автор призывает читателей назвать хотя бы один пример, противоречащий этому принципу), то тогда теория относительности Эйнштейна должна быть ложной, так как она содержит абсолютное (подробнее в статье «Стратегия золотой середины» и книге автора «Золотая середина...», 1997г.). Тогда пространство не пусто, а заполнено средой (точнее: пространство является средой, так как абсолютно пустого пространства, т.е. без физической среды не может быть). Каковы же свойства этой среды?

Пространство – это сверхтекучая жидкость

Существуют важные основания для утверждения, что пространство представляет из себя сжимаемую жидкость с очень малой вязкостью, подобную жидкому гелию-II. В этой жидкости легко возникают определенные структуры (вихри, волны), которые затем длительное время существуют. Многие возникшие независимо друг от друга теории (Гельмгольца, Томсона, Ацюковского, Бауэра, Хильгенберга, Мейла, Зейлера, Герловина и др.) показывают, что элементарные частицы, атомные ядра, атомы, молекулы и т.д. до галактик и силовых полей являются вихревыми структурами этой среды. Плотность этой среды была теоретически рассчитана Сухоруковыми (1993) и равняется 1,08г/см3 (т.е. близка к плотности воды!).

Сама причина квантования объектов микромира следует из свойств этой среды: вихревые структуры не могут иметь произвольные параметры, а только такие, чтобы в них могло существовать целое число стоячих волн (бегущие волны связаны с большими энергетическими потерями, они излучают энергию и приводят к разрушению или изменению структуры). Поэтому есть смысл называть эту среду квантовым эфиром. Маделунг еще в 1926 году показал, что квантовая теория микромира следует просто из законов гидродинамики и не нуждается в невообразимых и бессмысленных корпускулярно-волновых дуализмах, плотностях вероятности и отношениях неопределенности.

Вихревые кольца имеют одну особенность: при больших скоростях движения они становятся меньше, а при малых – больше (это описывает и эмпирически найденное уравнение де Бройля λ=h/mV). Газ из таких частиц будет в отличие от «нормального» газа при охлаждении расширяться (как вода при замерзании). Поэтому все «просветы» между этими частицами всегда заполнены. Они образуют сплошную среду и не требуют бесконечного ряда все более мелких частиц для достижения сплошности. Материя при этом не бесконечно делима, что было бы абсолютностью. Эта модель не требует и виртуальных (в переводе: воображаемых, кажущихся!), колеблющихся около нуля пространственной энергии частиц.