Смекни!
smekni.com

Суть жизни и искусственный интеллект (стр. 1 из 2)

Владимир Хаит

Сделана попытка, уточнить понятия “жизнь” и “интеллект”. Исходя из предлагаемого понимания, обсуждается применение его к идеям некоторых ученых, которые прогнозируют создание искусственного интеллекта, по мнению которых, такая возможность существует. Из представленных здесь рассуждений следует, что интеллект согласно такому пониманию неизбежно должен быть живым организмом. При этом оказывается необходимым отказаться от общепринятого понимания жизни, как способа существования белковых тел. Вместо этого предлагается другой критерий определения жизнь, который заключается в реакции исследуемого объекта на внешнее воздействие и наличие в нем признаков поведения, управляемых инстинктами, свойственными всем живым организмам.

В научных публикациях иногда затрагивается тема возможности создания искусственного интеллекта, например, [http://bolonkin.narod.ru/ Book2 Immortality.com. Д.т.н. Александр Болонкин. Бессмертие людей и электронная цивилизация. [Сборник статей, интервью, дискуссий о путях достижения бессмертия людей и будущем человечества 2005 г.] и [Вернор Виндж. Технологическая сингулярность. Кругозор 2003 г.]. Из этих публикаций не совсем ясно: должен ли быть живым искусственный интеллект? Может ли быть создан “безжизненный” интеллект? Если это невозможно, то искусственно созданный “живой” интеллект, скорее всего, не будет содержать внутри себя органических молекул белка. Отсутствие белковых молекул в составе живого компьютерного интеллекта противоречит современным понятиям о живом организме. К сожалению, в настоящее время, такие понятия как “жизнь” и “интеллект” остаются недостаточно точными. Целью данной статьи будет попытка уточнить эти понятия, после чего использовать их для интерпретации прогнозов и выводов, представленных в статьях упомянутых авторов.

Нынешнее понимание живых организмов, как правило, основывается на факте наличия в них органических молекул белка для всех известных живых организмов, обитающих на земле. По аналогии с этим допускается существование подобных существ и вне пределов земли. Возможность существования жизни без органических молекул белка, как правило, не принимается в расчет. Такое представление о природе живых существ является неполным. Поэтому, прежде всего, поставим задачу разобраться в сути такого уникального явления, как жизнь, и принципах, на которых функционирует живой объект. Согласно современным представлениям о природе жизни в публикации [Центральная догма молекулярной биологии. 1958г. Энциклопедия. Природа науки] следует, что нет никакой жизненной силы, как нет и существенного различия между материалом, из которого построены живые и неживые системы”. Убежденность ряда ученых в отсутствии жизненной силы у живых объектов наталкивает их на мысль, что, несомненно, существует некоторый порог где “неживая” материя трансформируется в живую и далее в “разумную”, обладающую сознанием. [Авраам Гольдберг. Творческая эволюция живой и “неживой” материи. 2003г. Статьи. Наука и техника].

Общепринято, что жизнь это способ существования белковых тел согласно определению Энгельса. Жизнь без органических молекул белка считается невозможной. Современная наука признает только такую возможность. (Энциклопедия. Природа науки. Раздел Белки.), (Академик В.Н. Пармон. Новое в теории появления жизни. Химия и жизнь №5, 2005г.). Наряду с такой возможностью, начинает пробиваться и идея возможности существования иной жизни, которую мы ищем за пределами земли: в космосе или на других планетах. (Авраам Гольдберг. Творческая эволюция живой и “неживой” материи. 2003г. Статьи. Наука и техника). Поскольку у нас нет примеров живых объектов неорганического происхождения, и мы сами также состоим из органических молекул белка, такая позиция может показаться логичной. Слабость такой позиции проявляется уже сразу после смерти живого существа. Его органические молекулы продолжают оставаться уже в мертвом теле, в то время как живой объект свое существование прекратил. Живой объект (ЖО) перестал им быть, потому, что он прекратил свое функционирование. Функционирование ЖО является более важным фактом, чем наличие органики в нем. Именно функционирование делает объект живым. Этот факт и должен быть исходным в определении живой материи. Это свойство живых объектов отмечается и в статьях [(Энциклопедия. Природа науки. Раздел Белки.)], [(Академик В.Н. Пармон. Новое в теории появления жизни. Химия и жизнь №5, 2005г.)]. В статье [(Энциклопедия. Природа науки. Раздел Белки.)] это подтверждается фразой: “В основе жизнедеятельности любого организма лежат химические процессы”. В статье (Академик В.Н. Пармон. Новое в теории появления жизни. Химия и жизнь №5, 2005г.) сказано: “Жизнь - это обязательно процесс, то есть функционирование за счет обмена веществом и энергией с окружающей средой. Множество механизмов, всевозможных электрических и электронных устройств, созданных человеком, являются функциональными устройствами. Эти устройства ЖО не являются, но обладают общим свойством с ЖО тем, что они способны к определенным действиям, или, иначе говоря, функционировать. Принципиальная разница между искусственно созданными человеком устройствами и ЖО заключается лишь в их разной функциональности. Поэтому логично задать вопрос о том, какая именно функциональность необходима ЖО, чтобы он был таковым? Простой эксперимент позволяет установить разницу между неживыми и живыми объектами. После физического или химического воздействия на те или иные объекты, можно обнаружить, что в одних из них, в случае их повреждения, возврат к первоначальному (неповрежденному) состоянию не происходит. Такие объекты необходимо считать неживыми. В ЖО точно такое же воздействие вызовет реакцию, направленную на устранение повреждения. Таким образом, например, заживают раны. Общеизвестно, что оставленный ящерицей хвост, восстанавливается. Можно также заметить, что при изменениях температуры окружающей среды, температура тела у теплокровных животных и человека будет сохраняться постоянной. Все это является примерами реакции живых объектов на внешнее воздействие.

Живой объект представляет систему со своими собственными параметрами, которые она стремиться держать неизменными, несмотря на воздействие внешних факторов, а при изменении или повреждении своих параметров, восстанавливает их, чтобы сохранить свою работоспособность.

Этими свойствами обладают все животные, насекомые и даже растения. Все эти живые объекты являются образованьями, состоящими из органических молекул белка на основе углерода, и относятся к известному нам животному и растительному миру. В приведенном здесь утверждении предлагается считать ЖО не по признаку наличия в них органических молекул, а по их свойству реагирования на внешние воздействия, которое направлено на сохранение собственного функционирования ЖО. По-видимому, этот признак будет и более характерным и общим свойством, не только для уже известных ЖО, но и для тех, которые вероятно возможны. Из этого определения следует, что ЖО не обязательно должны состоять из органических молекул белка. ЖО неорганического происхождения могут не нуждаться также и в химических процессах. В работе (Академик В.Н. Пармон. Новое в теории появления жизни. Химия и жизнь №5, 2005г.) совершенно точно сказано, что функционирование ЖО заключается также и в необходимости обмена веществом и энергией с окружающей средой. Для любого объекта, выполняющего ту или иную функцию, в том числе и неживого, необходима энергия, чтобы функционировать. Особенно необходима энергия ЖО, который функционирует непрерывно и самостоятельно. Т.к. ЖО непрерывно расходует свою энергию, ему постоянно требуется пополнение энергии для своего функционирования.

Два важных закона природы для ЖО влияют на их функционирование:

Инстинкт самосохранения

Инстинкт продолжения рода

Под влиянием этих законов у ЖО формируется поведение. Именно, поведение является характерной чертой всех ЖО, и, именно, наличие поведения отличает их от неживых объектов. Особенностью поведения ЖО является определенная целеустремленность их действий, направленных на собственное выживание. У неживых объектов нет никакого поведения. Сам по себе неживой объект не проявляет никакой активности, а лишь испытывает необратимые изменения при внешнем воздействии.

Правила функционирования ЖО заключаются в выполнении двух вышеназванных законов. Так, например, следуя закону самосохранения, ЖО обеспечивает себя необходимой энергией для своего функционирования, реагирует на угрозу своего функционирования или последствий нанесенного ему вреда, и, в случае повреждения каких-либо его функций стремится их восстановить. В соответствии с законом продолжения рода ЖО возрождаются в новых поколениях, не давая исчезнуть им.

Для животных известных нам, как ЖО, состоящих из органических молекул, необходимая им энергия поступает в организм с пищей. Именно в ней заключена запасенная энергия для дальнейшего функционирования. ЖО, не сумевший во время найти необходимой для него еды, неизбежно умрет от голода и прекратит свое функционирование. Однако, именно голод заставляет ЖО обеспечивать себя едой. Поиск пропитания, как необходимое для ЖО действие, с неизбежностью формирует его поведение и проявляет его функциональность, а также спасает от гибели. Так как необходимая энергия для ЖО органического происхождения заключена в органических веществах живых объектов, то для обеспечения себя необходимой энергией, ЖО ничего не остается, как отнять ее у других ЖО или, другими словами, питаться ими. С этого, пожалуй, и начинается естественный отбор в борьбе за выживание между различными видами ЖО. Борьба за выживание приводит к эволюции живых организмов. Механизм эволюции живых организмов лучше всего описан в книге Михаила Веллера “Все о жизни”. В отличие от животных, растения для своей жизнедеятельности используют солнечную энергию излучения, которая в результате фотосинтеза в листьях растений, затем аккумулируется в органических молекулах углеводов и затем также служит источником энергии, обеспечивая, тем самым, жизнедеятельность растению, его существование, или, что одно и то же, его функционирование. Животные же пользуются уже запасенной энергией, которую они отнимают у растений и других животных, употребляя их в пищу.