Смекни!
smekni.com

Сны и их толкование (стр. 3 из 3)

Теперь на примере выдержек из анализа сно­видений одной пациентки, лечившейся у меня по поводу раздражительности и мыслей о самоубийстве, я хочу показать, как происходит толкование снов самим больным. Особое внимание я хочу обратить на то, что аналогии мыслей сновидения каждый раз проявляются в виде «как будто», с чего и на­чинает свой рассказ сновидица. Затруднительное положение пациентки заключалось в том, что она влюбилась в мужа своей сестры.

Сон про Наполеона

«Мне снилось, как будто я нахожусь в танце­вальном зале, на мне прелестное голубое платье, я мило причесана и танцую с Наполеоном.

По этому поводу мне приходит в голову сле­дующее.

Я возвысила своего зятя до Наполеона, ведь иначе и не стоило бы стараться отбивать его у сестры. (То есть ее невротическая сущность направлена вовсе даже не на мужа, а на то, чтобы возвыситься над сестрой.) Чтобы придать всей этой истории благопристойный характер, а также чтобы не возбудить подозрения, будто бы к этому поступ­ку меня побудила месть из-за того, что я опозда­ла, я вообразила себя принцессой Луизой, выше моей сестры, так что кажется вполне естествен­ным, что Наполеон решает разойтись со своейпервой женой Жозефиной, чтобы взять в жены рав­ную ему по положению женщину.

Что касается имени Луиза, то я им давно уже пользовалась; один молодой человек спросил однажды о моем имени, и моя коллега, зная, что имя Леопольдина мне не нравится, сказала, что меня зовут Луизой.

Мне часто снится, что я принцесса (руководящая линия), и это — проявление моего колоссально­го честолюбия, которое все время заставляет меня во сне искать мост через пропасть, отделяющую меня от аристократов. Кроме того, эта фантазия рассчитана на то, чтобы при пробуждении еще болезненнее ощущать, что я выросла на чужби­не, что я покинута и одинока; мрачные чувства, которые затем мною овладевают, приводят меня в состояние, когда я становлюсь резкой и грубой со всеми людьми.

Что же касается Наполеона, то я хочу отметить только, что раз уж я не мужчина, то я хочу пре­клоняться лишь перед теми, кто более велик и могуществен, чем остальные; впрочем, это не помешало бы мне в конце утверждать, что Напо­леон преступник. (Сны о преступниках.) Кроме того, я могла бы только преклоняться, но не под­чиняться, потому что, как это вытекает из дру­гого сновидения, я хотела бы держать мужчину на привязи, и тогда... тогда мне хочется танцевать.

Танцы многое мне заменяют, поскольку музыка имеет огромное влияние на мое настроение.

Как часто во время концерта у меня появля­лось страстное желание бежать к зятю и целоваться с ним до полусмерти.

Я не желала покориться любви, а на мой взгляд, балы и любовь связаны между собою.

Я выбрала голубой цвет, потому что он больше всего мне идет, я была исполнена желанием произвести хорошее впечатление на Наполеона;теперь уже у меня появилось желание танцевать, которого прежде не было».

Можно было бы и дальше продолжать анализ этого сновидения, чтобы в конце концов показать, что бессознательный план этой девушки проис­текал исключительно только из одного властолюбия, но с тех пор он настолько изменился и оказался ослабленным, что она не видит больше в танце личного унижения.

В заключение я хотел бы сказать, что снови­дение представляет собой немаловажное для по­ведения душевное явление, что оно, словно в зеркале, способно отразить процессы и установ­ки, которые нацелены на осуществление в даль­нейшем определенных поступков. Что же поэтому удивительного в том, что душа народов во все времена с безгрешностью надындивидуального чувствования считала сновидение знаком, ука­зывающим будущее? Великий Гёте, соединивший в своем творчестве, как в фокусе, все чувства че­ловеческой души, прекрасно изобразил в одной из своих баллад этот «взгляд в будущее» и совер­шающуюся в нем подготовительную работу сно­видения. Граф, возвратившийся из святых мест в свой замок, застает его разоренным и опусто­шенным. Ночью он видит во сне свадьбу карли­ков. А конец стихотворения таков:

Теперь захотите вы, может быть, знать,

Что далее с графом случилось?

Что в ночь ту пришлось ему увидать,

То после с ним в яве свершилось:

Веселый звук труб огласил этот дом,

Явились и гости: он стал женихом,

И свадьбу его пировали потом

Так точно, как мы торжествуем,

Как мы теперь свадьбу пируем.

Поэт достаточно ясно передает мысли сновидца о свадьбе и благословении детей.