Смекни!
smekni.com

Вальдорфская школа (стр. 1 из 5)

Казанский государственный педагогический университет

«Вальдорфские школы»

Руководитель:      ПарфиловаГ.Г.

Выполнила:          ст. 104 гр. ФРФ
Фаттахова Д.И.


Оглавление

I.       ВВЕДЕНИЕ. Вальдорфская система образования................................................................... 3

II.     Главная часть....................................................................................................................................................... 5

Рудольф Штайнер — основатель вальдорфской педагогики.................................................................... 5

Возникновение вальдорфская педагогика, идеи лежащие в ееоснове и почему она актуальна для России XXI века?..................................................................................................................................................................................... 5

Вальдорфская школа ‑ специализированная школа сгуманитарным уклоном?........................... 7

Дальнейшее образование выпускников вальдорфских школ................................................................... 9

Правовой статус вальдорских школ................................................................................................................... 10

Религиозное воспитание в вальдорфской школе......................................................................................... 11

Вальдорфские школы в России. Педагогическое движение ‑вальдорфская педагогика......... 12

Отношение органов управления образованием к вальдорфскимшколам на местах................ 12

III.    Заключение......................................................................................................................................................... 15

Литература..................................................................................................................................................................... 16

I.      ВВЕДЕНИЕ. Вальдорфская система образования

            Вальдорфскиешколы — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель —развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственныесилы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольноговоспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта,на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадиивальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональнаязрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренноечувство ответственности.

            Вальдофская школапредлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, которыйисключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувствосопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школстроятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждогоученика. Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования,показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разныхнародов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитиеприродных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подходаи междисциплинарность — отличительная особенность этих программ.

            Преподавание ввальдофских школах основано на принципах преемственности и личного воздействияпедагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийсяполучает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, напротяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находитсяпод наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребностисвоего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить вданный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческиевозможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявитьпреданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

            В нашем быстроменяющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу,гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себякак находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями,которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могутсчитать себя гражданами мира.

            Междисциплинарныйподход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускныхклассов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не толькопомогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельноустанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подходприменяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей.От двух первых часов занятий до трех-четырех недель может быть посвященорассмотрению таких тем как география Северной Америки, механика, древнимримлянам, деревьям, финансам, питанию или архитектуре. И это оказываетсяэффективным методом обучения, который позволяет развить память учащих иподдержать их интерес к учебе. Тщательно соблюдается баланс между получениемпрактических навыков в работе в саду, мастерской или на предприятии и занятиямисамыми различными видами искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью искульптурой.

            В нашем мире, гдеразрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнениюрелигиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить всебе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценкедействительности, различению добра и зла. Вальдофские школы, опираясь насотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности. Весьпроцесс обучения направлен на то, чтобы ребенок "знал и любил этотмир" и его всех обитателей. В этом смысле завещанный Штайнером подход кобразованию является подходом по истине экологическим.

            Штайнеровскиешколы представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации.В Великобритании они сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциацииштайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всюответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуютпедагогический коллектив. Директора в такой школе нет, а руководствоосуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор,управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения являетсясовместная работа на благо учащихся. Такая организация — не только модельобщины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способмобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветаниишколы.

«Не спрашивайте, что нужно знать иуметь делать человек, чтобы наилучшим образом соответствовать запросамсуществующего общества. Поставьте вопрос по-иному: чем жив человек, и кто изнего или из нее может вырасти. Это единственный способ выявить новые качествакаждого нового поколения и направить их на служение обществу. Тогда обществостанет таким, каким его может сделать, преодолевая существующие условия, этопоколение. Новое поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотелоего видеть предшествующее»

Рудольф Штейнер

II.     Главная часть

Рудольф Штайнер — основатель вальдорфскойпедагогики

            РудольфШтайнер (1861—1925), без сомнения, является одним из интереснейших иудивительнейших духовных явлений нашего столетия: он — редактор и издательестественнонаучных трудов Гете, все значение которых было им впервые открыто исделано плодотворным для культуры; автор значительных трудов в областифилософии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создатьметоды исследования духовной стороны мира и человека; им были даны значительныеимпульсы в архитектуре, театральном искусстве, создано новое искусство движения— эвритмия; основанный им метод ведения сельского хозяйства является пионеромэкологического сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни положеныв основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков;наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине.Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с широкимраспространением педагогических учреждений — прежде всего детских садов и школ— работающих на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являются,пожалуй, основным мотивом всей его жизни.

Возникновение вальдорфская педагогика, идеи лежащиев ее основе и почему она актуальна для России XXI века?

            Вальдорфскаяшкола и связанный с ней педагогический импульс возникли в первой четвертинашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в условиях послевоенногокризиса новых форм социальной жизни общества. Рудольф Штайнер обратил тогдавнимание на то, что принятое в Германии деление школьной системы на народную,реальную школу — школу с политехнической и естественнонаучной ориентацией — игимназию — гуманитарно-ориентированную школу — усиливают барьеры непониманиямежду различными социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров всознании людей различных групп населения являлись, по его мнению, одной изсущественных причин разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочихимели возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14—15лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом лишалисьвозможности получить полноценное «человеческое образование». С другой стороны,гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на университетскоегуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу знаний, но это знаниебыло совершенно оторвано от потребностей реальной жизни.

            Штайнер не былединственным, который высказывал подобные взгляды. Целый ряд авторов конца XIX— начала XX столетия объявили современную им школу виновной в общем культурноми социальном упадке общества. «Профессор — национальная болезнь Германии»(Юлиус Лангбен). Ницше подверг резкой критике перенасыщенность преподаванияисторией, результатом чего явилось «переполненность голов школьниковбесчисленными мертвыми понятиями из прошлого». Из такой школы выходят «слабыеличности», «бродячие энциклопедии», «образованные филистеры». Они хотя инапичканы «образованием», но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни.Наряду с односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергалась также иранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыки вкакой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развитиячеловека. «В чем задача современной школьной системы, — писал один изпедагогов-реформаторов, — особенно старшего звена? Сделать из человекамашину...»