Смекни!
smekni.com

Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы (стр. 5 из 7)

Применение методов, описанных выше, выводит учащихся на качественно новый уровень музыкального развития. Однако, не следует использовать на уроках лишь одну из перечисленных групп методов будь то развитие мышления или активизация внимания. Грамотно и своевременно примененный метод всегда несет только пользу и учащимся, и учителю, и всему педагогическому процессу в целом.


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Применение метода «создания шедевров» в старших классах и исследования его эффективности.

Исходя из анализа вышеперечисленных методов изучения МПКФ, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным с точки зрения и методологии (коллективное решение задач музыкального воспитания), и психологии (соответствие потребностям старшеклассников в самовыражении их возможностям), и педагогики (перевод школьников в состояние субъекта обучения) будет метод «создания шедевров».

Выбранный для эксперимента 7 «А» класс СШ № 18 г. Орши является обычным классом средней общеобразовательной школы (без «уклона» и не являющийся классом «выравнивания»).

В классе обучаются 25 учащихся. Урок проводился 5 октября 2000 г. в СШ № 18 г. Орши. На уроке присутствовали: завуч СШ № 18 по учебно-воспитательной работе Крупнова Татьяна Николаевна и учитель музыки Дежикова Людмила Геннадьевна. Тема четверти: «Музыкальный образ». Тема урока : «образ борьбы и победы».

Отдельно мы оговариваем выбор нами симфонической увертюры «Эгмонт» Бетховена. Согласно теории Ю. Холопова, симфоническая увертюра не относится к МПКФ. Однако, перед нами стояла задача изучения эффективности метода в сравнении с остальными вышеуказанными методами. Введение произведения более крупного потребовало бы введения такого же произведения (повторимся, целиком) на уроках музыки в параллельных классах, но в рамках «традиционной» методики – методики Н.Л. Гродзенской. Учитывая специфику нашего исследования, т.е. возможности старшеклассников в изучении, а не слушании МПКФ, мы остановились на произведении промежуточной формы, т.е. произведении со сложным тематизмом и достаточно объемным по протяженности.

Подробный план урока дан в Приложении №1. Вход в класс под музыку (3 части Пятой симфонии Л Бетховена ) должен был подготовить ребят ко встрече с великим композитором. Однако ни один из учащихся не узнал этого произведения. На вопрос, кто автор этой известной темы посыпались реплики: «Моцарт», «Бах», «Бетховен», «Шуберт», «Чайковский». Ведущую тему творчества Бетховена также пришлось объявить самостоятельно: «через борьбу к победе!».

Идея сочинить произведение была принята с восторгом. Внимательно выслушав рассказ о нидерландской революции, о графе Эгмонте, о победе восстания, школьники вдруг начали перешептываться. Один из учеников сказал: «Я знаю, мы будем сочинять увертюру «Эгмонт»». Так началась наша работа.

На доске были выписаны «образы» (тема полугодия: «Музыкальный образ»), на которых построена музыка увертюры: «Образ испанцев-угнетателей», «образ угнетенного народа», «образ народного возмущения», «образ противостояния».

Далее школьникам предлагалось ответить на ряд вопросов. Так, чтобы подчеркнуть историческое время, они предложили один из образов выразить через старинную музыку. Работа над «образом испанцев-угнетателей» вызвала очень бурные споры. Предлагалось два варианта: торжественная тема, широкая, моторная, tutti. Второй вариант: угрюмая, тяжелая, колючая «с литаврами, барабанами». Бетховен смог объединить спорящих в одной своей теме торжественной, властной в низком регистре и миноре, придающим зловещий оттенок. Характер сарабанды подчеркивает принадлежность темы испанцам и одновременно служит введением слушателя в историческое время. Этот момент в «создании» увертюры вдохновил учащихся, и далее работа их стала более активной, подключились все учащиеся.

«Образ угнетенного народа» был «создан» единодушно – «тоскливое звучание где-то в высоком регистре», «скорбные вздохи может сыграть скрипка или духовые» (у Бетховена ее начинает гобой, к которому присоединяются духовые, а затем струнные).

«Образ народного возмущения» был почти таким же острым по накалу страстей споров, как и «образ угнетателей». «Музыка должна все крушить и ломать, яростная, у всего оркестра» (К. Миронова). «Это гимн, звучащий издалека и нарастающий» (Н. Красовский). «Нет, это закипание, бурлящая, клокочущая музыка, и как волна разбивается о камни», – одно из очень точных высказываний наиболее соответствующее музыке Бетховена. Когда стал вопрос об оркестровом воплощении, утихомирить школьников было невозможно. И тогда исполненная на фортепиано главная тема главной партии стала нашей отправной точкой в оркестровке. «Волнение» правой руки – скрипки, тему «образа» проведет труба (у Бетховена – виолончель), а затем подхватывает весь оркестр (как в оригинале).

«Образ противостояния» прошел свой этап создания на удивление легко. Сергеев В. поднялся и сказал: «Пусть это будет кусочек из темы «Угнетателей», только помаршевей, и из темы «Угнетенных», только погероистей» (лексика сохранена). Что и «получилось» у Бетховена. Измененная тема в мажоре звучит победно, тема «Угнетенных» в боле высоком регистре и без секундовых интонаций – c надеждой.

На вопрос : «Какая форма может все эти темы воплотить в себе, а затем столкнуть в борьбе?» ответа не последовало. Так мы подошли к сонатной форме. Пояснив, что мы уже создали экспозицию, т.е. показ тем, участвующих в создании произведения, и мы должны выбрать две темы - ведущий образ и дополняющий - мы перешли к поиску Главной партии. Дети, прослушав темы еще раз, единодушно Главной партией выбрали «образ народного возмущения» (названия записывались в тетрадь). На роль Побочной претендовали «образ угнетателей» и «образ противостояния». Напомнив, что в Репризе одна из тем должна звучать по-новому, мы выбрали «образ противостояния». Открывала Увертюру тема «Угнетателей», ей контрастом во вступлении стала тема «Угнетенных».

В Разработке, по мнению школьников, должны столкнуться темы «Возмущения», «Противостояния» и «Угнетателей».

Какой станет тема «Противостояния» в Репризе? Варианты были следующие: кусочек темы «Угнетателей» станет грозным, а тема «Надежды» будет торжественной; и наоборот, предлагалось, что первая часть темы станет победной, а вторая – более «Угнетенной».

Напомнив, что Эгмонт погиб, предложение воплотить его гибель после «прозвучавшей» Репризы натолкнулось на растерянность. Ведь образа Эгмонта не было! И тогда мы подошли к истории – Эгмонт стоял во главе восстания, он был впереди самого народа, но погиб, призывая к борьбе. «Что вы почувствуете, когда человек, ведущий вас на борьбу, сражающийся с вами в плечом к плечу, погибнет? Что будет у вас в сердце?» В тишине прозвучало: «Пустота». – Именно это состояние пустоты мы передадим в музыке … пустотой, тишиной. А затем? Он призывал вас к победе, вы пойдете побеждать и с какой музыкой?» (использован «метод жизненных ассоциаций»). Вот тогда школьники заговорили, нужен «образ победы», ведь они тоже хотят достойно победить. Посыпались характеристики «ликующая», «с грохотом салюта», «марш с трубами и грохотом, салюты», «оркестр весь».

И тогда нами был использован «метод наложения» – на состояние школьников накладывалась тема вступления симфонической увертюры «Эгмонт».

При разработке урока мы ориентировались на приблизительное звучание увертюры 8 мин. 30 сек., поэтому некоторые моменты работы с темами, предложенные в плане урока, были опущены.

Наконец, последний вопрос, посвященный произведению Бетховена: «Так почему же из всех старинных танцев» Бетховен для этого произведения выбрал сарабанду? И почему в теме завоевателей? Читаем: «сарабанда – это старинный трехдольный испанский танец в характере медленного торжественного шествия. Иногда сарабанды имели траурный характер и даже исполнялись при погребении героев, знатных людей». Ученики растерялись, вопрос повторен в следующем виде: «… торжественное траурное шествие при погребении героев». Снова молчание. Подводим итог и вновь ставим начало увертюры: «Потому что Бетховен хотел сказать нам – это тема испанского гнета , несущая смерть главному герою …» и музыка звучит до звонка с урока.

После звонка дети не хотели уходить, спрашивали, будет ли еще что-нибудь похожее на этот урок, будем ли еще «слушать Бетховена», «сочинять» музыку.

Итак, задачи, поставленные нами, были решены – мы дали возможность школьникам самореализовать себя в гениальной музыке, мы духовно подняли их на ступеньку выше «до победы»; мы «прочувствовали» одну из самых сложных форм – сонатную форму, и заставили детей говорить терминами музыки (Главная и Побочная партия, Экспозиция, Разработка, Реприза, Кода, инструментовка, программность); мы активизировали внимание к музыке Бетховена, всякий раз подчеркивая, что темы принадлежат ему и только ему; наконец, мы способствовали развитию потребности в серьезной классической музыке и произведениям достаточно масштабным.

Сравнивая эффективность воздействия экспериментального урока и, в частности, метода «создания шедевров», с уроками, проведенными увертюре «Эгмонт» Л. Бетховена в параллельных (7 «Б», «В», «Г») классах, хочется отметить, что подобного интереса мы не наблюдали. На уроках в параллельных классах были использованы следующие методы: «метод размышления о музыке», «метод музыкальных обобщений», «метод создания художественного контекста». Детям предъявлялась методика изучения произведений Н.Л. Гродзенской.

Начало уроков – исполнение песни Н. Ошанина «Дороги» (проверка домашнего задания) с фронтальным опросом и выставлением отметок. Следующий этап: знакомство с музыкой увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена с предварительным чтением сюжета трагедии «Эгмонт» Гете по учебнику. На данном этапе был использован «метод размышления о музыке», т.е. перед школьниками стояли вопросы: «Может ли музыка Бетховена описать состояние сражающихся сторон? Каков будет итог восстания? Образ чего содержит музыка Бетховена?» В процессе слушания учителю неоднократно приходилось делать замечания ученикам, отвлекаясь от звучавшей музыки. Реакции школьников на музыку были различными. Часть учащихся слушали внимательно, но большинство сидело с тоскливым выражением лица. Ответы были следующие: «музыка говорит о победе», «музыка была взволнованной, встревоженной, а стала очень красочной, громкой», а также «там герой погиб, но народ поднялся, и тогда музыка говорит, что это победа и так торжественно, громко» (лексика сохранена).