Смекни!
smekni.com

Расщелины неба (стр. 1 из 3)

В статье «Расстройства голоса при ринолалии и их коррекция» ее автор И.И. Ермакова раскрывает следующие вопросы: постановка голоса, до и после коррекционная работа с детьми, показывает комплексы упражнений для постановки голоса детям с аномалиями речедвигательного аппарата.

Главная задача автора предлагаемой статьи – расширить познания студентов педагогических вузов и дать более детальное представление о расстройстве голоса и методах его коррекции.

Коррекция голоса занимает важное ме­сто в комплексе коррекционно-педагогической работы по исправлению ринофонии и ринолалии. Основные задачи этих мероприятий — нормализация тембра, развитие природных голосовых данных детей, восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового ап­парата и воспитание навыков правильного голосоведения. К мерам, способствующим улучшению голоса детей до плас­тической операции нёба, относятся постановка физиологичес­кого и фонационного дыхания, профилактика дистрофии муску­латуры глотки и нёба, коррекция звукопроизношения.

Расстройство голоса при ринофонии и ринолалии многосто­ронне. Ведущим является изменение тембра голоса — открытая назализация — неприятный носовой резонанс, придающий к тому же смазанное, глухое звучание всей речи. Назализация возника­ет из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем. Голос становится монотонным, неполетным и слабым.

Расщелина нёба, как анатомический дефект надставной тру­бы, приводит к асимметрии в строении резонаторных полостей гортани, глотки, носа, а также дискоординирует функцию комп­лекса нёбо — гортань, в котором нёбо играет роль пускового двигательного возбудителя. Доказано, что положение мягкого нёба вызывает изменение положения голосовых складок. Поэтому нарушение целостности, анатомическая и функциональная асим­метрия мышц мягкого нёба и глотки приводят с возрастом к функциональной асимметрии голосовых складок, что снижает силу голоса, делает его сдавленным, истощимым, немодулиро­ванным.

Анатомический дефект, гортанные звукообразования, двига­тельная дисфункция в сочетании с неправильным голосоведени­ем провоцирует узелковые и воспалительные процессы в горта­ни, фонастению, парез внутренних мышц гортани у 70—80% подростков и взрослых с расщелинами нёба. Эти заболевания ослабляют и истощают голос, придают ему осиплость и охрип­лость.

Все перечисленные патологические качества голоса усугубля­ются нарушением фонационного дыхания и особенностями по­ведения людей, страдающих ринолалией или ринофонией.

В результате звучание голоса и механизм фонации при рас­щелинах нёба становятся настолько специфичными, что М.Зееман выделил голос при ринолалии в самостоятельное расстрой­ство и назвал его «дисфония палатина» или «палатофония».

После операции работа над голосом состоит из дыхательной гимнастики, удлиняющей выдох и активизирующей внутрен­ние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление нёбно-глоточного смыкания, выработки навыка правильного го­лосоведения, расширения диапазона голоса, увеличения его силы, а также компенсации расстройства двигательной функ­ции гортани, если таковое уже имеется. Все фонопедические мероприятия тесно переплетаются и проводятся в комплексе с другими, направленными на исправление фонетической сторо­ны речи.

Непосредственно голосовые упражнения начинаются на I этапе с постановки гласных фонем. На II этапе они продолжаются в виде вокальных упражнений, которые дают наилучший эффект в решении основной задачи — развитии подвижности нёбной за­навески. Применение вокальных упражнений в обучении лиц с нёбно-глоточной недостаточностью и расщелинами нёба осно­вано на тесной филогенетической и функциональной связи мяг­кого нёба и гортани. В норме при пении мышечный тонус нёб­ной занавески резко повышается с возрастанием мышечного тонуса в гортани и глотке. Мягкое нёбо рефлекторно поднима­ется и примыкает к задней стенке глотки.

Вокальные упражнения растягивают нёбную занавеску, рас­тормаживают и одновременно активизируют всю мускулатуру гортаноглотки, заставляют ребенка шире открывать рот, увели­чивать силу звука. Методика проведения фонепедических упраж­нений и их последовательность при ринолалии имеют ряд осо­бенностей.

На II этапе эти упражнения сводятся к пению гласных: вна­чале звуков аи э, через 2—3 урока прибавляется о, еще через неделю ии последним у. При ежедневных занятиях сроки сокра­щаются.

Начинаются вокальные упражнения с пения терций, что де­тям довольно трудно, особенно при сниженном слухе. Но ин­тервалы меньше двух тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией, поскольку они не привыкли петь, не слышат разни­цы в высоте тонов, а новизна материала и ощущений и воспри­ятие музыкальных тонов еще больше затрудняет слуховые дифференцировки.

К вокальным упражнениям приступают на 3—4-м занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба. Его тренируют пением глас­ных в диапазоне терции первой октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми.

При практически неподвижной нёбной занавеске или лишь при подергивании ее края начинают с пения «а» или «э» на одной ноте. Затем переходят к пению терций, потом трезвучия. Чтобы определить допустимую нагрузку, первые попытки осуществляют только под контролем логопеда. При расслаблении нёба занятия немедленно прекращают. Обычно поют гласные по 2—3 раза под­ряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано.

Начинают пение с низкого тона. Последующий переход к более высокому тону резко активизирует мышцы гортани и глотки, что помогает значительно дольше удерживать сегмен­ты неба в высокой позиции. Поэтому при снижении слуха под­росткам и взрослым целесообразно петь интервалы, охватыва­ющие 3,5—4 тона.

Поют трезвучия и терции не менее трех недель. Чтобы удли­нить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, повторяют верхнюю ноту трезву­чия дважды, не прерывая фонации. Для развития голоса и усиле­ния смыкания поют достаточно громко, но не форсируют голос, поскольку активность нёба быстро истощается и оно провисает, вследствие чего звук назализуется. Все вокальные упражнения выполняют стоя.

Чтобы расширить диапазон, увеличить силу голоса, развить интонацию, упражнения модифицируют: меняют тональность, поют тихо, громко.

Подбор вокальных упражнений должен быть строго диффе­ренцированным для каждого обучающегося, поскольку в пе­нии участвуют все отделы голосового аппарата, и очень важ­но, чтобы они работали без всякого напряжения и насилия, вредно отражающихся на голосе. Детский голос требует максимально щадяще­го отношения, которое должно проявляться в соблюдении сле­дующих требований: петь только в соответствующем возрасту диапазоне, при пении не использовать крайние ноты присуще­го данному возрасту диапазона, петь на коротких певческих фра­зах, петь негромко, без напряжения. Эти требования основаны на анатомических и физиологических особенностях детского организма. Пренебрежение ими ведет к нарушению голосовой функции.

Подбирая вокальные упражнения, следует руководствоваться схемой средних диапазонов детских голосов. Наиболее легко, без усилий и усталости детские голоса до периода мутации звучат в следующих диапазонах (по В. Г.

Ермолаеву и Н. Ф. Лебедевой, 1970):

3—4 года — ми1 — соль1

5—6 лет — ми1 — си1

7—10 лет — ре1 — ре2

10—14 лет — ми1 — ре2

При правильном выполнении вокальных упражнений носо­вой оттенок в пении вначале значительно уменьшается и посте­пенно совсем исчезает. Желательно петь под аккомпанемент фортепиано, но можно и под магнитофон или с голоса логопеда.

После активизации нёбно-глоточного смыкания, постановки диафрагмально-реберного дыхания и владения умением произ­носить гласные без носового оттенка голоса переходят к упраж­нениям для воспитания навыка правильного голосоведения, рас­ширения диапазона и увеличения силы голоса, окончательного снятия носового оттенка. Коррекция звукопроизношения про­водится параллельно с фонопедическими упражнениями.

С детьми без органических изменений в голосообразующем аппарате эти тренировки начинаются с произнесения гласных звуков. Упражняются в произнесении изолированных гласных, а потом их сочетаний, что объясняется ориентацией занятий на дальнейшие тренировки подвижности нёбной занавески. Коли­чество гласных в сочетаниях постепенно увеличивается до трех.

Упражняясь в произнесении сочетаний гласных, нет необхо­димости соблюдать приведенный порядок. Логопед сам отбирает нужные по звуковому составу сочетания. Постановка гласных проводится в порядке а, э, о, у, и с ориентацией на степень подъе­ма и напряженности нёбной занавески.

Ребенок повторяет гласные за логопедом, подражая его мане­ре фонации. Логопед же произносит гласные «в маску» — в по­зиции резонатора, громко, но не напрягаясь, без крика. Доволь­но трудно дать при этом ребенку доступную инструкцию. Важно обратить его внимание на широкое открывание рта, продвиже­ние кончика языка вперед к нижним резцам, на ощущения рас­крытия глотки и правильной ненапряженной фонации.

Пере­водить фонацию в грудной регистр детям до 13 лет не стоит, поскольку подобное голосоведение несвойственно до мутации, нефизиологично и его редко удается ввести в спонтанную речь.

Для детей со здоровым голосовым аппаратом бывает доста­точно проведения нескольких занятий по обучению правильной фонации. Как только дети ощутят кинестетически и смогут диф­ференцировать правильную фонацию на слух, они будут в состоянии выполнять, опираясь на нее, все последующие упражнения для расширения диапазона и увеличения силы голоса.