Смекни!
smekni.com

Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР (стр. 3 из 5)

Фланелеграф
Плоскостные фигурки Объемные фигурки
Теневой театр
Игра с марионетками
Бибабо

Классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, Л. С. Фурмина предложила следующую:

Театрализованная игра


Предметные Театр на ширме Непредметные

Настольный театр Драматизация

С объемным С плоским С объемным С плоским

Материалом материалом материалом материалом,

(театр игрушек) (перчаточные куклы) на палочках

2.3. Театрализованная игра

как вид творческих игр.

Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества .

Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает ПетроваВГ, театрализованная форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует сновав действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление .

Другой причинойблизости драматической формы для ребенкаявляется связь всякойдраматизации с игрой. Драматизация ближе, чемвсякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества . Дети сами сочиняют, импровизируют роли , инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют , лепят , шьют , и всеэти занятия приобретают смысл и цель как часть общего , волнующего детей замысла . И , наконец , сама игра , состоящая в представлении действующих лиц , завершает всюэту работу и дает ей полное и окончательное выражение .

Игра-драматизация позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.

Разнообразие тематики , средств изображения , эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности [2, 21].

Характерное для игры драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всемегомногообразии.

А умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей , собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка „совершенствуется звуковая сторона речи Новая роль , особенно диалог персонажей , ставит ребенка перед необходимостью ясно , четко , понятно изъясняться . У него улучшается диалогическая речь , ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем , который , в своюочередь , тоже пополняется .

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают

впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых ониучаствуют.

Особенно ярко в театрализованных играх проявляется детское творчество. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Это способствует

Развитие творческого воображения проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые , недавние , которые произвели на них впечатления , иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок .

В театрализованных играх действия не даются в готовомвиде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших [5,40].

В создании игровогообраза особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с нимисвоидействия. Дети видят окружающий мир через образы , краски ,звуки . Малыши смеются , когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместес ними , могут плакать над неудачами любимого героя , всегда готовы прийти к нему на помощь .

Тематика и содержание театрализованный игры, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость [41]. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на детей.

Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка , представляет самый частый и распространенный вид детского творчества .

Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает ПетроваВГ, драматическая форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и

реализует сновав действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в драматизации находит полное осуществление .

Другой причинойблизости театрализованной формы для ребенкаявляется связь всякойдраматизации с игрой. Театрализация ближе, чемвсякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли , инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют , лепят , шьют , и всеэти занятия приобретают смысл и цель как часть общего , волнующего детей замысла . И , наконец , сама игра , состоящая в представлении действующих лиц , завершает всюэту работу и дает ей полное и окончательное выражение .

Театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.

Разнообразие тематики, средств изображения , эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности [2, 21].

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всемегомногообразии.

А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка „совершенствуется звуковая сторона речи Новая роль , особенно диалог персонажей , ставит ребенка перед необходимостью ясно , четко , понятно изъясняться . У него улучшается диалогическая речь , ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем , который , в своюочередь , тоже пополняется .