Смекни!
smekni.com

Идеи свободного воспитания в системе Монтессори (стр. 6 из 6)

Шестой принцип отражает последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций. В начале материал прямо выражает какую-то идею, постепенно становясь все более и более абстрактным выражением этой идеи. Например, большой деревянный треугольник сначала изучается сенсорно, затем рассматриваются отдельные части, составляющие его, изучаются размеры, плоские деревянные треугольники соединяются в головоломку, а затем вместо них используются треугольники, вырезанные из яркой бумаги, треугольники, нарисованные отчетливыми цветными линиями, и, в конце концов - почти абстрактные треугольники, нарисованные тонкими линиями. На определенной стадии своего прогресса ребенок понимает абстрактную суть конкретного материала, становясь независимым от него или не проявляя к нему прежнего интереса. По наблюдениям М. Монтессори, в этот период ребенок на время оставляет дидактический материал, “но не с признаками утомления, а движимый новыми силами”. Он переносит свое внимание на внешний мир, начинает самостоятельно делать ряд точных и логических сравнений, которые служат настоящему приобретению знаний. Наступает период “открытий”, вызывающий в детях энтузиазм и радость.

Существует несколько основных правил пользования Монтессори-материалами. Так как они созданы для серьезной цели - развития ребенка - дети должны относиться к ним с уважением. С материалами нужно обращаться аккуратно и только после того, как понято их использование. Когда ребенок хочет выполнить какое-то упражнение, он приносит все необходимые материалы и аккуратно раскладывает их на коврике или столе в определенном порядке. Когда упражнение закончено, материалы возвращаются на свое место в первоначальном виде, чтобы их мог использовать другой ребенок. Ребенок имеет право пользоваться материалом, не будучи прерванным ни другими детьми, ни воспитателем. Здесь педагог должен быть предельно внимательным. Похвала или даже улыбка могут отвлечь ребенка, и в практике работы наблюдались случаи, когда дети прекращали или откладывали свою работу после даже такого незначительного вмешательства.

Показ ребенку новою материала называется презентацией и является основным уроком. Цель этого урока - не только познакомить ребенка с основными качествами и использованием материала, но и дать возможность учителю больше узнать о ребенке и его внутреннем развитии. Учитель использует урок для наблюдения реакции ребенка с целью дальнейшего практикования различных к нему подходов. Чтобы выбрать правильный момент для презентации, нужны чуткость и опыт. Учитель на некоторое время берет инициативу в развитии ребенка в свои руки. “При выполнении такой деликатной задачи, - отмечала М. Монтессори, - требуется большое мастерство в определении момента и пределов вмешательства. Наша цель - не вызывать смятения, не сбивать с толку, а помогать душе, которая должна жить собственными силами”.

Урок дается исключительно на основе индивидуального подхода. Так как двое детей в один и тот же момент не могут находиться на совершенно одинаковом уровне развития, наилучший момент для этого особого урока не будет совпадать в двух разных случаях. Свободные дети не обязаны оставаться неподвижно на своих местах и прислушиваться к учителю, поэтому коллективные уроки в школе Монтессори имеют “весьма второстепенное значение”. Основной урок можно определить как "определенное впечатление от контакта с окружающим внешним миром". Чтобы этот контакт носил четкий и ясный характер, учитель должен в совершенстве изучить материалы и заранее определить точный способ презентации упражнения. Ребенок откликнется на точность этой презентации, т.к она удовлетворяет его внутренней потребности. Монтессори обнаружила, что точность очень привлекает ребенка, именно она удерживает его в работе. В дополнение к точности и упорядоченности М. Монтессори определила требования к уроку: простота (“ничего, кроме безусловной истины”); краткость (“веди счет словам своим”); объективность (“бросить луч света и пойти своей дорогой).

Длительность урока незначительна - от 0,5 до 2-3 минут. Урок должен исходить от самого ребенка, а не от взрослого. Учитель, наблюдая за детьми, должен понять, когда можно перейти к уроку, создать соответствующую атмосферу и установить личностный контакт с ребенком. На коврике (на столе) должен лежать только материал для урока - для того, чтобы “ограничить поле сознания ребенка предметом урока”. Сначала учитель показывает всю последовательность действий при работе с материалом. После этого он предлагает ребенку попробовать использовать материал так, как только что было показано. Если ребенок понял презентацию, он переходит к самостоятельной работе, а учитель наблюдает. Нельзя заставлять ребенка выполнять показанное упражнение; если ребенок после презентации работает с материалом неправильно, его ни в коем случае нельзя порицать за это. Следовательно, основным руководством для ведения урока является метод наблюдения, который включает также свободу и самостоятельность ребенка. Если по реакции ребенка учитель понимает, что момент для презентации выбран неправильно, он предлагает отложить материал, и пробует повторить это позже, в более благоприятный момент.

Узнать, как правильно использовать материал, - по мнению М. Монтессори, - только начало его полезности для ребенка. Настоящий рост ребенка, проявляющийся в развитии его психической природы, происходит в процессе повторения этого использования. Это происходит в случае, если ребенок понял идею упражнения, и эта идея соответствует его внутренней потребности. Именно повторения упражнения ожидает учитель. Когда этот феномен происходит, учитель знает, что он уже помог внутренним потребностям ребенка найти в окружающей среде помощь для дальнейшего развития, и теперь можно самому ребенку предоставить его обучение. После периода повторения упражнения в его первоначальной форме возникает еще один феномен - ребенок начинает создавать новые способы использования материала, часто комбинируя несколько взаимосвязанных упражнений или сравнивая материал с соответствующими объектами в окружающей среде. Этот “взрыв” творческой активности становится возможным благодаря внутреннему развитию ребенка в сочетании с творческими возможностями, скрытыми в замысле материалов. Так как ребенок не знает, что многие из его открытий в отношении материалов были уже сделаны раньше другими, эти открытия по-особому принадлежат ему, давая волнующее ощущение нового для него.

Убедившись, что идея ребенком усвоена, педагог представляет тот же материал, но как выражение новой идеи. Это реализуется в форме индивидуальных “уроков номенклатуры” (М. Монтессори), на которых закрепляются навыки работы и вводятся новые понятия. Такой урок состоит из трех ступеней:

1) ассоциация сенсорного восприятия с названием (установление педагогом связи между предметом или признаком и названием);

2) распознавание предмета или признака, который соответствует названию;

3) запоминание слова, соответствующего предмету или признаку.

После того, как у ребенка сложился определенный словарный запас, он в состоянии передавать обобщенные идеи. В окружающей среде он находит предметы, соответствующие новым знаниям: “листья зеленые (желтые, красные) ”, “цветок хорошо пахнет” и т.д. "В таких случаях дети испытывают огромную радость от каждого нового открытия. Они полны чувства достоинства и удовлетворенности, подталкивающего их, чтобы искать все новые ощущения от окружающей их среды, и делающего их самопроизвольными наблюдателями".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Марию Монтессори нельзя назвать великим философом, психологом или методологом - известны имена и покрупнее. Но она была великим наблюдателем жизни младшего мира. Вот почему ее педагогика глубоко философична, психологична и технологична. Было бы сложно назвать кого-либо, кто равен ей в этом синтезе. М. Монтессори интересовала вся жизнь ребенка - со дня рождения до гражданской зрелости. Маленькие и большие педагогические открытия рождались у нее благодаря ежедневным живым наблюдениям за поведением, настроением и состоянием детей.

Педагогику Монтессори часто критиковали и критикуют, как все сколько-нибудь яркое, заметное и достойное внимания. В нашей работе мы попытались составить собственное мнение об антрополого-педагогической системе Монтессори и об идеях свободного воспитания в этой системе.

Как показало наше исследование, система Монтессори является ярким представителем педагогики свободы. Свобода по Монтессори выражается в способности выбирать наилучшее для себя и другого и реализуется в следующих аспектах: свободе выбора занятия, материала, товарища для совместной работы, свободе общения, которая формирует чувство уверенности, свободе рефлексии, дающей ребенку возможность для обдумывания своих действий. В плане дисциплины представляют интерес сами по себе возникающие ограничения свободы. Свобода ограничивается интересами коллектива, наличием знаний о пользовании тем или иным материалом, правилами игры или учебного труда. Свобода сочетается с дисциплиной, но насильственное принуждение как метод обучения исключается в Монтессори-педагогике.

Детей, обучающихся по системе Монтессори, возможно, нельзя назвать более развитыми, по сравнению с другими детьми, просто они более самостоятельны. Каждый ребенок живет в том темпе, который присущ только ему. Именно этот факт можно считать показателем полноценной реализации на практике главного девиза Монтессори-педагогики – "Помоги мне это сделать самому! "

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова В.И., Лобейко Ю.А. Проблемы методологии и методы реализации идеи свободного воспитания личности: Приложение к части 1 учебного пособия-хрестоматии для самостоятельной работы по повышению педагогической квалификации. – М.: 2001. – 36 с.

2. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет. – М.: ЭКСМО, 2009. – 224 с.

3. Монтессори М. Мой метод. – М.: АСТ, 2006. – 352 с.

4. Орлова Д. Большая книга Монтессори. – М.: ВКТ, 2008. – 192 с.

5. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Высшее образование, 2008. – 544 с.

6. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. – М.: Академия, 2003. – 384 с.

7. Фаусек Ю. Педагогика Марии Монтессори. – М.: Генезис, 2007. – 368 с.