Смекни!
smekni.com

Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи (стр. 12 из 34)

Движущие силы и противоречия процесса обучения. Процесс обучения как специфический процесс познания надо рассматривать в его противоречивости — как процесс постоянного движения и развития. В связи с этим учитель должен исходить из того, что процесс познания ученика нельзя сводить к заучиванию готовых знаний, что в нем нет раз и навсегда данной прямолинейности, постоянного механического движения на пути к истине, что в нем есть большие и маленькие скачки, спады, неожиданные повороты мысли, возможные озарения. Познание, образно выражаясь, соткано из противоречий. В нем сосуществуют строгое логическое рассуждение, индукция и дедукция, содержательное и формализованное.

Отечественными дидактами М.А.Даниловым, В.И.Загвязинским и другими установлено, что определяющее влияние на ис­торическое развитие обучения оказывают объективные требова­ния общества, прогресс производства, техники, науки, культу­ры, социальных отношений. Основным противоречием обучения является противоречие между постоянно усложняющимися требованиями обучения и возможностями учащихся (уровнем их зна­ний, развития; мотивами, способами деятельности, которыми они владеют). Это противоречие находит свое выражение и конкретизируется в противоречиях содержательной (знания, умения, навыки), мотивационной (побуждения) и операциональной (спо­собы познания) сторонами обучения (В.И. Загвязинский). К ним относятся противоречия между личным житейским опытом уче­ника и научными знаниями; между прежним уровнем знаний и новыми знаниями; между знаниями и умением их использовать; между требуемым и достигнутым уровнем отношений учащихся к учению и обучению в целом; между более сложной познаватель­ной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее решения способов.

Основное противоречие является движущей силой процесса обучения, потому что оно неисчерпаемо, как неисчерпаем процесс познания. М.А.Данилов формулирует его как противоречие между выдвигаемыми ходом обучения познавательными и практи­ческими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков уча­щихся, их умственного развития и отношений. Он считает, что опре­деление степени и характера трудностей в учебном процессе со­ставляет главный способ в руках учителя вызывать движущую силу учения и развивать умственные и нравственно-волевые силы школьников. Однако важна не всякая отдельно взятая трудность, а та система трудностей, которые сочетаются с условиями, благоприятствующими преодолению их школьниками, и ведут к овла­дению научными знаниями и развитию познавательных сил уча­щихся. Противоречие становится движущей силой обучения, если оно содержательно, т.е. имеет смысл в глазах учащихся, а разре­шение противоречия явно осознается ими как необходимость. Усло­вием становления противоречия в качестве движущей силы обу­чения является соразмерность его с познавательным потенциа­лом учащихся. Не менее важна и подготовленность противоречия самим ходом учебного процесса, его логикой, чтобы учащиеся не только «схватили», «заострили» его, но и самостоятельно нашли способ решения. Выдвинутая однажды и принятая учащимися по­знавательная задача превращается в цепь внутренне связанных задач, которые вызывают собственное стремление школьников к познанию нового, неизвестного и к применению этого познан­ного в жизни. В способности видеть познавательную задачу и стрем­лении найти ее решение кроется тайна успешного обучения и умственного развития учащихся.[20]

15. Методология, методы и логика педагогического исследования

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные ме­тоды исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науко­ведении название методологических.

Не только педагоги-практики, но и исследователи нередко за понятием «методология» видят нечто абстрактное, далекое от ре­альной жизни и от образовательной практики. Между тем методо­логия — это «система принципов и способов организации и пост­роения теоретической и практической деятельности».

В современной лите­ратуре под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а так­же формирует представление о последовательности движения ис­следователя в процессе решения исследовательских задач.

Эти определения методологии не противоречат друг другу. Бо­лее того, они отражают процесс постепенного развития области методологической рефлексии, осознание исследователями соб­ственной деятельности, вынесение такой рефлексии за рамки ин­дивидуального опыта. Исходя из этого, методологию педагогической науки следует рассматривать как совокупность теоретиче­ских положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Всякая методология выполняет регулятивные, нормативные функции. В этом, собственно, и состоит ее назначение. Но ме­тодологическое знание может выступать либо в дескриптивной (описательной), либо в прескриптивной (нормативной) фор­ме, т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятельности.

Дескриптивная методология как учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания служит ориенти­ром в процессе исследования, а прескриптивная направлена на регуляцию деятельности.

В структуре методологического знания Э. Г. Юдин выделяет че­тыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего, философского уровня методологии составляют общие принципы познания и ка­тегориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания. Второй уровень — общенаучная методология представляет собой теоретические кон­цепции, применяемые ко всем или к большинству научных дис­циплин. Третий уровень — конкретно-научная методология, т. е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, при­меняемых в той или иной специальной научной дисциплине. Мето­дология конкретной науки включает в себя как проблемы, специ­фические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, на­пример, как проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях. Четвертый уровень — технологиче­ская методология составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эм­пирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение. При этом философский уровень выступает как содержательное осно­вание всякого методологического знания, определяя мировоззрен­ческие подходы к процессу познания и преобразования действи­тельности.[21]

Теперь рассмотрим педагогическое исследование в его движении, в динамике, как процесс перехода от не­знания к знанию. Для этого придется пользоваться неко­торыми весьма общими категориями, в первую очередь главными из тех, которыми характеризуется любая дея­тельность: цель, средства, результат. Кроме того, пона­добятся понятия общенаучного уровня: эмпирическое опи­сание, теоретическая модель (общее представление об из­бранном объекте исследования), нормативная модель (общее представление о том, что нужно делать с объектом, чтобы максимально приблизить его к научно обоснован­ному представлению о нем) и проект (конкретные нормы деятельности, рекомендации для учителя, составителя учебников и т.д.). Пользуясь этой терминологией, пока­жем основные этапы и процедуры, характеризующие логи­ку педагогического исследования.

Движение начинается с постановки цели. Цель — это представление о результате. Ставя перед собой цель, человек представляет себе, какой результат он намерен получить, ка­ким будет этот результат. Чтобы получить реальный результат, необходимо применить определенные средства. Для ис­следователя это — методы и процедуры научного позна­ния. Намечая логику своего исследования, ученый формули­рует ряд частных исследовательских задач, направленных на получение промежуточных результатов. Эти задачи в своей со­вокупности должны дать представление о том, что нужно сде­лать, чтобы цель была достигнута.

Чтобы представить обобщенную логику педагогического исследования в наиболее кратком и доступном виде, изобра­зим его как последовательность переходов от эмпирического описания педагогической действительности, как она представ­ляется исследователю в первом приближении, к ее отображе­нию в теоретических моделях и в нормативной форме (в нор­мативных моделях).

Любое педагогическое исследование непосредственно или опосредованно, в конечном счете, является вкладом в научное обоснование практической педагогической деятельности. Пе­реход от отображения педагогической действительности к ее преобразованию в структуре научного обоснования можно представить как процесс формирования ряда теоретических и нормативных моделей педагогической действительности в их взаимосвязи.