Смекни!
smekni.com

Правовое воспитание детей с противоправным поведением (стр. 2 из 11)

Агрессия некоторых подростков и юношей нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это от­мечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодежной группой. Непосредственный толчок к нему обычно дают сильные эмоции, захватившие всю ком­панию молодых людей. Нередко такие эмоции возника­ют на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое - то необычное, «храброе» действие. Выход оно может най­ти в нападении на физически слабого, пьяного или пре­старелого человека.

Рассмотрим такое негативное явление, как присвое­ние детьми и подростками чужих вещей. Оно отмечается уже у некоторых дошкольников и младших школьников и вызывается их недостаточной этической воспитаннос­тью или большой избалованностью.

В среднем школьном возрасте воруют педагогически запущенные подростки. У них своя «философия» на этот счет: красть у своих — нельзя, у чужих — можно. Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у по­давляющего большинства правонарушителей — подрос­тков не связано с направленностью на личное обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто соверша­ют в драке, хулиганском нападении на другого человека. Отобранные в таких обстоятельствах деньги и вещи — это «трофеи победителя». Они могут раздариваться товари­щам и знакомым, свидетельствуя о «подвигах» дарителя. Поэтому такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают стыда и унижения. Для них вор — это «жадина», действующий исключительно ради корыстной выгоды. Последнее подростками обычно пре­зирается. Присваивающие таким способом чужие вещи и деньги подростки часто считают себя храбрецами, мя­тежными и романтическими нарушителями спокойствия, но ни в коем случае не правонарушителями.

Весьма распространенным явлением бывает присвое­ние чужого подростками в деятельности игрового типа или по мотиву шалости. Так, с незапамятных времен из­вестны многочисленные случаи нашествия подростков на соседские сады, хотя яблок и других фруктов у них самих растет не меньше, и они вовсе в них не нуждают­ся. Это связано с повышенной потребностью подростков испытать и закалить себя в трудных и рискованных де­лах, почувствовать себя действенным членом компании сверстников и получить их одобрение.

Свои особенности имеет поведение школьниц, совер­шающих кражи. Некоторые девочки похищают чужие иг­рушки и привлекательные для них предметы, чтобы иг­рать ими наедине. Это происходит в тех семьях, где роди­тели лишают детей этих вещей. Девушки могут присваи­вать модные и красивые предметы женского туалета из желания хорошо одеваться и зависти к состоятельным под­ругам. Понятно, что в таких случаях обнаруживается, как правило, невысокий уровень культурного развития школь­ницы. Отмечаются также кражи при совместном прожива­нии в общежитии, в процессе обмена личными вещами. Значительно реже бывает соучастие в краже подруги, ко­торая желает получше одеться, или молодого человека, который хочет сделать ей «подарок»[4,89] (В. Г. Степанов).

Более серьезные, сознательно организованные напа­дения разбойного типа (с целью овладения имуществом) в предшествующие десятилетия отмечались у подрост­ков и старшеклассников значительно реже. В последние годы они, к большому сожалению, заметно возросли.

1.2. Мотивы противоправного поведения несовершеннолетних

Изучение и профилактика преступно­сти среди учащихся общеобразовательных школ, а так же правовое воспитание не может успешно осуществляться без исследования мотивов преступного поведения, поскольку как отметила В.А. Березина, «мотив непосредст­венно связан с личностью и ее особенно­стями, склонностями, влечениями и ин­тересами. В мотивах выражается не какая-то отдельная черта личности, а в опреде­ленном смысле весь человек, все харак­терные для него свойства и особенности. Именно мотив цементирует мысль и волю, сознание и действие и служит той основной пружиной, которая направляет волевой процесс, придавая ему опреде­ленное содержание»[3,67].

В мотиве опредмечиваются потребно­сти и интересы, он формируется под вли­янием влечений и эмоций, установок и идеалов. По мере их удовлетворения мо­тивы могут изменяться и обогащаться. Поведение человека полимотивировано, т.е. определяется рядом мотивов, но они неравнозначны. Одни являются ведущи­ми, основными, другие выступают в роли дополнительных. Личность больше всего отражена в мотиве, а поэтому справедли­во утверждение, считает Ю.М. Антонян, что она такова, каков мотив ее поведе­ния[1, 90].

Выявление и изучение мотивов пре­ступного поведения несовершеннолетних важно и для верного выбора методов вос­питательного воздействия на отдельных преступников, правильной квалификации преступлений, для решения более общих задач профилактики подростковой пре­ступности.

Поэтому серьезное внимание следует уделять мотивам пре­ступлений школьников: основной их про­цент связан с тяжелым материальным по­ложением, стремлением удовлетворить неотложные жизненно важные потребно­сти.

Как это ни прискорбно, для все боль­шего числа российских подростков, молодых людей проблемой становится не только их будущее (получение профессии, карьера), а элементарное существование на уровне прожиточного минимума. Дает о себе знать и «эффект относительной материальной нужды», создающийся у не­совершеннолетних преступников. Он воз­никает, с одной стороны, из-за малых воз­можностей семей этой категории подрост­ков удовлетворения потребностей и инте­ресов, присущих детям данного возраста. Так, изучение мотивов, которыми руковод­ствуются подростки при совершении пре­ступлений, показывает, что в основе боль­шинства из них лежит стремление раздо­быть средства для удовлетворения своих возрастных или групповых интересов. С дру­гой стороны, для правонарушителей школьного возраста характерно наличие интересов и потребностей, не присущих их ровесникам с правомерным поведением.

Потребности первых существенно за­вышены и не всегда соответствуют реаль­ным возможностям их удовлетворения (стремление иметь вещи с высокими по­требительскими свойствами под влияни­ем моды, групповых норм и др.). Боль­шинство из них не имеют собственных средств существования. Родители также не всегда могут обеспечить повышенные запросы подростков. Между тем у неко­торой наиболее обеспеченной части школьников есть вещи, которые хотелось бы иметь другим подросткам, и это об­стоятельство в сочетании с неспособнос­тью противостоять соблазнам (волевой фактор) способно в ряде случаев подтолк­нуть подростка к преступлению. При изу­чении мотивов совершения корыстных преступлений у большинства подростков неизменно отмечается стремление к удов­летворению своих материальных потреб­ностей.

Нужно учитывать, что свойственные подросткам повышенная эмоциональ­ность, впечатлительность, лабильность нервной системы накладывают опреде­ленный отпечаток на мотивацию их пре­ступной деятельности.

Каковы особенности возникновения у несовершеннолетних преступного умыс­ла и побуждений (мотивов), реализуемых в общественно опасном деянии? Как отмечает И.П. Башкатов, значи­тельная часть преступлений совершается из озорства, неправильной оценки ситуа­ции, стремления показать «мужские» чер­ты характера, из следования чужому вли­янию, стремления завладеть особо при­влекательной для подростка вещью и т.п. Несовершеннолетние часто демонстриру­ют безрассудную, порой бессмысленную, решимость совершить противоправный акт в силу преднамеренной «рисовки» проявляющейся в стремлении любой це­ной (в том числе и нарушения уголовно­го закона) продемонстрировать товари­щам свою смелость, решительность под стать более сильным сверстникам или старшим[2,82]. На эти особенности преступных деяний несовершеннолетних обращали внимание многие исследователи. К.Е.Игошев[17,79] установил, что среди моло­дежи наибольший удельный вес (54,5%) занимают мотивы, которые правонаруши­тели затрудняются точно определить, и подражание другим лицам. По данным Н.И.Ветрова[7,90], 36,7% обследованных не­совершеннолетних совершили антиобще­ственные деяния по подражательным и четко не осознанным мотивам.

Особенности мотивов преступных де­яний подростков состоят также в том, что свыше 3/4 умышленных преступлений заранее ими не подготовлялись: умысел совершить преступление возникал вне­запно, под влиянием сложившейся ситу­ации. Вместе с тем агрессивность, озлоб­ленность, ожесточенность, зависть стано­вятся все более приметными чертами под­ростков, проявляющимися и по месту жительства, и в учебной микросреде. Сле­дует иметь в виду особенности корыстных преступлений, совершаемых мальчиками и девочками. Так, если школьники муж­ского пола большинство корыстных пре­ступлений совершают ради приобретения аудио- и видеоаппаратуры, спиртных на­питков и наркотических веществ или средств для их покупки, то корыстные мотивы школьниц, по мнению С.Л.Сибирякова имеют свою специфи­ку — желание иметь предметы модной или понравившейся одежды и обуви (65%), драгоценные украшения (36%), косметику (18%) и т.п. И это не случай­но[17,102]. Давно установлено, что в основе мно­гих поступков девочек-подростков лежит естественное женское качество — стрем­ление понравиться. Школьницы в гораз­до большей степени, нежели юноши, уде­ляют внимание своей внешности. Они стремятся быть хорошо, модно одетыми, занимать определенное положение в ком­пании. Иногда это внимание к внешнос­ти и нарядам, желание более эффектно показать себя, завоевать внимание юно­шей бывает гипертрофированным. Стрем­ление понравиться, выделиться, внешне превзойти других заслоняет наиболее цен­ные черты характера, сужает сферу инте­ресов и может привести к затуханию цен­ностных задатков личности. Различия в мотивах преступлений девушек и юношей отмечают авторы ряда исследований[17,106].