Смекни!
smekni.com

Разработка коммуникативного класса для дистанционного обучения (стр. 5 из 9)

Хотя рынок сервисов для вэб-конференций может показаться вполне насыщенным (вспомнить хотя бы таких монстров, как Webex, Acrobat Connect, GoToMeeting, Skype), это далеко не так. Выгода от использования этих сервисов намного больше, чем их популярность сейчас. Поэтому новички, такие как южнокорейский PalBee стоят того, чтобы обратить на них внимание.

PalBee - это простой онлайн сервис для видесвязи, позволяющий демонстрировать PowerPoint презентации, картинки, рисовать на whiteboard и рисовать маркером поверх картинок и презентаций. Средства коммуникаций - чат, VoIP, видео. Ход встречи можно записать и сохранить в своем аккаунте. В большинстве случаев - это все, что нужно.

Рисунок 4–Окно сервиса PalBee

Системы видеоконференций на основе протоколов локальных сетей (рисунок 6) на сегодняшний день представляются наиболее перспективным направлением, так как позволяют при минимальных затратах на транспортные магистрали строить комплексы для видеоконференций. При построении систем используются существующие у пользователя локальные сети на основе протокола IP, а также телекоммуникационные средства для объединения сетей. Взаимодействие систем различных производителей и устройств комплекса описывается стандартом H.323. Пользователю предлагается большой выбор систем различных ценовых категорий – от самых дешевых, организованных на базе программных средств кодирования-декодирования (кодеков), до дорогих систем High-End, рассчитанных на работу в студии с большой группой участников. Золотой серединой (учитывая общую стоимость решения) являются аппаратные кодеки, встраиваемые в персональные компьютеры. Выигрыш по сравнению с программными средствами здесь очевиден – не задействуются ресурсы рабочей станции, качество обработки аудио- и видеосигнала значительно выше. Выбор в качестве аппаратной платформы для видеоконференций персонального компьютера также обеспечивает прекрасную возможность организации параллельно с сеансом видеоконференц-связи ряда сервисных функций, таких как обмен данными, совместная работа с электронными документами, демонстрация фото- и видеоматериалов.

Рисунок 5 – Схема организации видеоконференций на основе протоколов локальной сети


Все перечисленные функции выделяются в отдельный стандарт T.120. Современные способы построения локальных сетей (от сетей размера малого офиса до больших кампусных сетей), базирующиеся на высокоскоростных транспортных технологиях (АТМ, Gigabit и FastEthernet, FDDI, SDH и т.д.), развитие и удешевление коммутирующего оборудования, средств приоритезации трафика и гарантированного качества обслуживания дают прекрасные возможности для развития мультимедиа-приложений именно на базе стандартов локальной сети. Для обеспечения отличного качества аудио- и видеоинформации, передаваемой через локальную сеть, требуется около 1 Мбит пропускной способности, причем важно не только практически организовать соединение на данной скорости, но и гарантированное выделение требуемой полосы пропускания на весь период сеанса без потери части информации, что можно обеспечить благодаря использованию коммутаторов второго и третьего уровней, а также стандарта 802.1p – приоритезации IP-пакетов. Использование в комплектах видеоконференц-связи современных сложных алгоритмов кодирования сигналов обеспечивает на таких скоростях обмена высокое качество видео: разрешение CIF, QCIF, частота смены кадров 15–30 кадров/с (близко к значениям телевизионного сигнала), и аудио – стандартное узкополосное (3,4 Кгц) и высококачественное широкополосное (7кГц). Используя набор дополнительных средств (многоточечные серверы, устройства-привратники), можно строить мощные комплексы мультимедиа-связи, позволяющие разделять большие сети на малые домены (подсети) и организовывать конференции с большим, практически не ограниченным, числом участников.

2.1.2 Технологии виртуального класса

Занятия, проводимые через виртуальный класс (virtual class), — хороший пример для категории синхронного обучения: преподаватель/тьютор дает учащимся информацию, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает усвоение знаний и т.д. через виртуальное общение.

В связи с ростом популярности совместного/коллаборативного обучения (collaborative learning) среди элементов (технологий) виртуального класса выделилась группа, которую условно можно назвать средствами коллаборативного синхронного обучения. К ним относятся:

- Whiteboard (дословно: белая доска, электронный аналог школьной доски) — электронная панель, выполняющая функции доски для совместной работы. Словами компании-разработчика программного обеспечения для виртуального класса WebSoft, whiteboard — это доска для рисования, где преподаватель управляет правами доступа к доске: может рисовать на ней сам или вместе с обучаемыми. Как правило, есть стандартный набор инструментов для рисования как в Paint: линия, круг, прямоугольник, текст, загрузка картинки и т.п.

Whiteboard представляет собой эволюцию классной доски для нужд e-learning. Она позволяет преподавателям и студентам совместно использовать область экрана, где можно размещать слайды и картинки, рисовать, делать пометки. Информация обновляется в реальном времени на компьютере каждого из участников.

Каждый участник процесса имеет возможность работать с контентом на доске в одном режиме с другими участниками процесса, а именно: добавлять свои комментарии к схемам на доске, а также дорисовывать, исправлять, наглядно объяснять коллегам, находящимся удаленно, свою точку зрения. Поэтому whiteboarding отлично подходит для «мозгового штурма», участники которого находятся в разных местах. Whiteboarding относится к технологиям wiki. Этот тип взаимодействия часто включается в программное обеспечение для проведения видео-конференций. «Доски» помогают обучающимся сконцентрироваться на некоторых идеях или процессах.

Сервисов для whiteboarding довольно много, но из всех заметно выделяются два решения: DabbleBoard и Twiddla. Оба сервиса - бесплатны, оба просты и удобны. Есть небольшие различия в функциональности, но выбирать из двух вариантов - все же легче, чем из ста.

DabbleBoard - основан на технологии Flex. Особенностью этого инструмента является рисование от руки. Конечно, никто не может красиво нарисовать фигуру с помощью мышки, но DabbleBoard автоматически распознает, какую фигуру вы хотели нарисовать (круг, прямоугольник, овал ...) и перерисовывает все красиво (рисунок 6).

Рисунок 6 – Пример Whiteboard от DabbleBoard

Вообще все рисование происходит практически без использования панели инструментов. Если нужно рисовать линии и фигуры - рисуете, перетаскивать - наводите и перетаскиваете. Если нужно вставить текст - кликаете где надо, и набираете.

Очень удобно сделана панель навигации, которая позволяет создавать новые листы и переключаться между уже существующими. Многошаговый инструмент undo/redo позволяет легко исправлять ошибки.

После онлайн встречи изрисованные листы можно легко сохранить на компьютер в формате картинки.

Twiddla в отличии от DabbleBoard использует технологию Ajax. Функциональность этого сервиса более насыщена, но с другой стороны - более сложная для понимания. Здесь режим рисования от руки отделен от ровных фигур, которые вставляются из панели инструментов. Кроме фигур, можно вставлять картинки, клип-арт, текст, а также документы, математические формулы и даже виджеты и HTML-код (Рисунок 7).

Рисунок 7 - Twiddla Whiteboard

Кроме того, в сервис встроен текстовый и аудио-чат (в отличии от DabbleBoard, который расчитан на использование вместе с телефонной связью или мессенджером). У каждого участника есть свой профайл, который можно быстренько посмотреть.

- Breakout rooms (дословно — комнаты прорыва) — виртуальные комнаты для работы в малых группах, оснащенные технологиями для совместной работы с текстовым и видеоматериалом, часто включающие в себя технологию whiteboarding, технологию совместной работы с презентациями power point и другие технологии для совместной работы.

Breakout room также является элементом виртуального класса. Преподаватель может использовать «комнаты» для работы в малых группах. При этом каждую малую группу он помещает в отдельную breakout room, например, для решения кейса или для обсуждения контраргументов в подготовке к дискуссии.

Обучаемые внутри комнаты видят и слышат друг друга, рисуют на доске (whiteboard), общаются в чате, но не видят участников других групп. Преподаватель может наблюдать и модерировать работу в каждой из комнат. По решению преподавателя обучаемые из комнат могут собраться в общей сессии и обсудить результаты своей групповой работы.

Breakout rooms бывают не только виртуальными. Физическая «комната прорыва» выглядит так, как представлено на рисунке 8:

Рисунок 8 – Комната прорыва

2.1.3 Учебный телекоммуникационный проект

Учебный телекоммуникационный проект - одна из перспективных форм трансформационной модели дистанционного обучения, основанная на совместной (коллективной) деятельности учащихся, направленной на достижение некоторой модельной цели. Цель, которая обычно ставится перед учащимися, носит не учебный характер и моделирует цель какой-либо научной или производственной деятельности. Такая модельная цель придает деятельности учащихся в проекте интегрированный характер, стимулирует у них навыки и умения работы в коллективе, с использованием разделения труда и ролей, а также активную социальную направленность.